«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ______/___________________ Протокол № ____ от «___» ___________ 2021 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР ________ /Роговая Л.М../ «___»___________2021 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ /Левченков В.Е. / Приказ № ___ от «___»___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по обществознанию
« Избранные вопросы курса
обществознания»
для 10 класса
Учитель истории
и обществознания
Лескова А.В.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию 2012 г
-Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Общие цели и задачи курса:
Цель курса «Избранные вопросы курса обществознания»:
освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Обоснование выбора спецкурса:
Спецкурс разработан на основе требований Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию, а так же с учетом необходимости повышения качества знаний учащихся по обществознанию и подготовке их к ЕГЭ.
Общая характеристика организации учебного процесса
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Структура спецкурса рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.
Данный спецкурс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Спецкурс способствует качественной подготовке учащихся 10-11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей сточки зрения морали и права;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Программа является своего рода «путеводителем» по той работе, с которой выпускникам предстоит встретиться на ЕГЭ. В центре внимания программы - методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.
знать:
обществоведческую терминологию;
ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь/владеть:
-способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
-решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
способами работы с различными видами информации;
обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
-создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
Содержание
Введение . Человек. Общество. Мир
Тема 1. Человек
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Тема 2. Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система.
Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты.
Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование
Тенденции духовной жизни современной России
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Социальная сфера общества.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.
Политико - правовая сфера общества .
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Тема. 3 Мир
Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Осноные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.
Обобщение. Человек. Общество . Мир
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Общество | 6 |
2 | Человек | 2 |
3 | Познание | 2 |
4 | Духовная жизнь общества | 5 |
5 | Экономика | 6 |
6 | Социальные отношения | 4 |
7 | Политика | 3 |
8 | Право | 2 |
9 | Итоговые занятия | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы). Содержание занятия | Кол- во часов | Формы и приемы обучения | Образовательный продукт | Дата проведения | |
| Общество | 6 ч. | | | | |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2021 году. Ознакомление со структурой КИМа. Системное строение общества | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | конспект, схема структуры общества | | |
2 | Многовариантность общественного развития | 1 | альтернативно проектное моделирование | модель развития событий выполнение заданий ЕГЭ | | |
3-4 | Типология обществ | 2 | практикум, работа с документами | заполнение таблицы | | |
5 | Глобальные проблемы человечества | 1 | практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ | выполнение опорной схемы, выполнение заданий ЕГЭ | | |
6 | Социальные институты | 1 | лекция, практикум, дискуссия | конспект, решение задания, формулирование собственной позиции | | |
| Человек | 2 ч. | | |
7 | Социализация индивида | 1 | лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе | конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий | | |
8 | Свобода и ответственность личности | 1 | работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии | выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты | | |
| Познание | 2 ч. | | |
9 | Истина и ее критерии. Относительность истины | 1 | работа с документами, решение тестов ЕГЭ | выполнение заданий ЕГЭ | | |
10 | Научное познание. Формы научного познания | 1 | практикум, работа с документами, выполнение интеллект-карты | выполнение заданий ЕГЭ | | |
| Духовная жизнь общества | 5 ч. | | | |
11 | Культура и духовная жизнь | 1 | работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | тезисы темы; написание эссе | | |
12 | Роль СМИ в современном обществе | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист» | опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала | | |
13 | Наука и ее роль в обществе | 1 | лекция, работа с документами | Конспект выполнение заданий ЕГЭ | | |
14 | Роль религии в жизни общества | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия | формирование собственной позиции, опыт публичной защиты | | |
15 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | дискуссия с элементами моделирования | составление кластера выполнение заданий ЕГЭ | | |
| Экономика | 6 ч. | | | |
16 | Экономика потребителя и производителя | 1 | решение проблемных заданий, дискуссия | выполнение заданий ЕГЭ | | |
17 | Роль государства в экономике | 1 | лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ | конспект, выполнение заданий ЕГЭ | | |
18 | Ценные бумаги | 1 | практикум | выполнение заданий ЕГЭ | | |
19 | Деньги и денежная система государства | 1 | лекция, составление опорных схем, решение заданий | конспект, выполненные схемы и задания | | |
20 | Регулирование спроса и предложения | 1 | практикум | опорные схемы и графики | |
21 | Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица) | 1 | решение познавательных задач, дискуссия | решение задач, формирование собственного мнения | |
| Социальные отношения | 4 ч. | | |
22 | Социальные группы, их классификация | 1 | практикум | заполнение таблиц, схем | |
23 | Неравенство и социальная стратификация | 1 | лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | написание эссе выполнение заданий ЕГЭ | |
24 | Социальный конфликт и пути его разрешения | 1 | деловая игра | защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе | |
25 | Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств | 1 | работа с документами, решение заданий ЕГЭ | выполнение заданий ЕГЭ, опорная схема темы | |
| Политика | Зч. | | |
26 | Власть, ее происхождение и виды | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | Конспект выполнение заданий ЕГЭ | |
27 | Политическая система государства | 1 | лекция, решение заданий ЕГЭ | опорная схема выполнение заданий ЕГЭ | |
28 | Политические партии и движения. Становление многопартийности в России | 1 | семинар | опыт публичной защиты | |
| Право | 2 ч. | | |
29 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 | работа с документами, дискуссия | опорная схема, опыт публичной защиты | |
30 | Международный механизм защиты прав человека в современном мире | 1 | деловая игра «Судебное заседание» | опыт групповой работы, опыт публичной защиты | |
31- 32 33-34 | Подготовка творческой работы Тренинг в формате ЕГЭ Защита творческой работы | 2 | сбор информации, её анализ, систематизация, оформление | формирование авторского замысла, варианта оформления и | |