СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность 10 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Избранные вопросы курса обществознания" в 10 кл способствуют успешной социализации обучающихся, выработке навыков исследовательской деятельности, подготовке к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность 10 кл»

«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «___» ___________ 2021 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ /Роговая Л.М../


«___»___________2021 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В.Е. /

Приказ № ___

от «___»___________2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

по обществознанию


« Избранные вопросы курса

обществознания»

для 10 класса




Учитель истории

и обществознания

Лескова А.В.




2021-2022 учебный год



Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию 2012 г

-Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года по обществознанию;

Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по обществознанию;

Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по обществознанию.


Общие цели и задачи курса:

Цель курса «Избранные вопросы курса обществознания»:

освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.

Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.

Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.

Обоснование выбора спецкурса:

Спецкурс разработан на основе требований Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию, а так же с учетом необходимости повышения качества знаний учащихся по обществознанию и подготовке их к ЕГЭ.

Общая характеристика организации учебного процесса

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами: - частично-­поисковый, исследовательский, проектный.

Оценивание результатов освоения курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Структура спецкурса рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.


Общая характеристика учебного курса

Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.

Данный спецкурс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Спецкурс способствует качественной подготовке учащихся 10-11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Реализация рабочей программы способствует:

развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей сточки зрения морали и права;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Программа является своего рода «путеводителем» по той работе, с которой выпускникам предстоит встретиться на ЕГЭ. В центре внимания программы - методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.

знать:

обществоведческую терминологию;

ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;

уметь/владеть:

-способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;

-решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;

способами работы с различными видами информации;

обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;

выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.

-создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.

Содержание

Введение . Человек. Общество. Мир

  Тема 1. Человек

Природа человека. Человек как результат биологической, со­циальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни челове­ка. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности.

Тема  2. Общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей.   Общество и общественное сознание Обще­ство и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная си­стема.

Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.

Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты.

 Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование

Тенденции духовной жизни современной России

  Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Социальная сфера общества.

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и вза­имодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру­да. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от­ношений. 

Экономическая сфера общества

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние эконо­мики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци­альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про­изводства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.

  Политико - правовая сфера общества .

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс,  участие. Политическая культура.  

Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Современное российское законодательство. Основы государ­ственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.  Правосознание. Правовая культура.

  Тема. 3 Мир

Процессы глобализация и становление единого человечества.   Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Осноные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира.

Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.

Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.

XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.

Экономика и экология.

Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.

Обобщение. Человек. Общество . Мир


Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Общество

6

2

Человек

2

3

Познание

2

4

Духовная жизнь общества

5

5

Экономика

6

6

Социальные отношения

4

7

Политика

3

8

Право

2

9

Итоговые занятия

4



Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование раздела (темы). Содержание занятия

Кол-

во

часов

Формы и приемы обучения

Образовательный

продукт

Дата

проведения



Общество

6 ч.





1

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2021 году. Ознакомление со структурой КИМа.

Системное строение общества

1

лекция, работа с

документами,

дискуссия

конспект, схема структуры общества



2

Многовариантность общественного развития

1

альтернативно­

проектное

моделирование

модель развития событий выполнение заданий ЕГЭ



3-4

Типология обществ

2

практикум, работа с документами

заполнение

таблицы



5

Глобальные проблемы человечества

1

практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ

выполнение

опорной схемы, выполнение заданий ЕГЭ



6

Социальные институты

1

лекция,

практикум,

дискуссия

конспект, решение задания,

формулирование собственной позиции




Человек

2 ч.



7

Социализация индивида

1

лекция,

дискуссия,

решение

проблемных

заданий,

написание эссе

конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий



8

Свобода и ответственность личности

1

работа с

документами,

написание эссе,

выполнение

творческих

заданий,

элементы

дискуссии

выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты




Познание

2 ч.



9

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

работа с документами, решение тестов ЕГЭ

выполнение заданий ЕГЭ



10

Научное познание. Формы научного познания

1

практикум, работа с документами, выполнение

интеллект-карты

выполнение заданий ЕГЭ




Духовная жизнь общества

5 ч.




11

Культура и духовная жизнь

1

работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

тезисы темы; написание эссе



12

Роль СМИ в современном обществе

1

просмотр

видеофильма,

дискуссия,

элементы

деловой игры «Я -

журналист»

опыт публичной защиты, графическое

изображение изученного материала



13

Наука и ее роль в обществе

1

лекция, работа с документами

Конспект

выполнение заданий ЕГЭ



14

Роль религии в жизни общества

1

просмотр

видеофильма,

дискуссия

формирование собственной позиции, опыт публичной защиты



15

Тенденции духовной жизни современной России

1

дискуссия с элементами моделирования

составление кластера выполнение заданий ЕГЭ




Экономика

6 ч.




16

Экономика потребителя и производителя

1

решение

проблемных

заданий,

дискуссия

выполнение заданий ЕГЭ



17

Роль государства в экономике

1

лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ

конспект,

выполнение заданий ЕГЭ



18

Ценные бумаги

1

практикум

выполнение заданий ЕГЭ



19

Деньги и денежная система государства

1

лекция, составление опорных схем, решение заданий

конспект, выполненные схемы и задания





20

Регулирование спроса и предложения

1

практикум

опорные схемы и графики


21

Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица)

1

решение познавательных задач, дискуссия

решение задач, формирование собственного мнения



Социальные отношения

4 ч.



22

Социальные группы, их классификация

1

практикум

заполнение таблиц, схем


23

Неравенство и социальная стратификация

1

лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

написание эссе выполнение заданий ЕГЭ


24

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

деловая игра

защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе


25

Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств

1

работа с документами, решение заданий ЕГЭ

выполнение заданий ЕГЭ, опорная схема темы



Политика

Зч.



26

Власть, ее происхождение и виды

1

лекция, работа с

документами,

дискуссия

Конспект

выполнение заданий ЕГЭ


27

Политическая система государства

1

лекция, решение заданий ЕГЭ

опорная схема выполнение заданий ЕГЭ


28

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

1

семинар

опыт публичной защиты



Право

2 ч.



29

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

1

работа с

документами,

дискуссия

опорная схема, опыт публичной защиты


30

Международный механизм защиты прав человека в современном мире

1

деловая игра

«Судебное

заседание»

опыт групповой работы, опыт публичной защиты


31-

32

33-34

Подготовка творческой работы



Тренинг в формате ЕГЭ Защита творческой работы

2

сбор

информации, её анализ,

систематизация,

оформление

формирование авторского замысла, варианта оформления и