МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА АБАКАНА «ГИМНАЗИЯ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании КНМЦ директора МБОУ «Гимназия»
протокол № 1 от 29.08.2018 № 356 от 31.08.2018
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ Г.АБАКАНА «ГИМНАЗИЯ»
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Абакан, 2018
Пояснительная записка
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия» (далее МБОУ «Гимназия») используется план внеурочной деятельности - нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО, определяет общий и максимальный объем нагрузки учащихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отражённым в образовательных программах начального, основного и среднего общего образования.
План внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия» разработан на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с последующими изменениями);
ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. № 03-296;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия»;
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия».
Внеурочная деятельность учащихся МБОУ «Гимназия» организуется с целью содействия в достижении учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, общего и среднего образования. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, направления внеурочной деятельности определяются МБОУ «Гимназия» в соответствии с основными образовательными программами.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, викторины, соревнования, поисковые и учебные исследования и т.д.
План внеурочной деятельности составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательной деятельности, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательной деятельности, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Содержание внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности — создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
расширение общекультурного кругозора;
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
участие в общественно значимых делах;
помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
создание пространства для межличностного общения.
Администрация МБОУ «Гимназия» проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.
Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:
получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке учащихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных);
знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности учащихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности учащихся);
получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.
Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности учащихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
План внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех этих направлений и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельности каждому учащемуся в объеме до 10 часов в неделю.
В рамках внеурочной деятельности реализуются программы по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности определена базовая организационная модель ее реализации. Содержание, структура и оформление программ по внеурочной деятельности соответствует Положению МБОУ «Гимназия» о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности.
Начальное общее образование
Для развития логического мышления, формирования ИКТ-компетенции введён курс: «Умники и умницы» в 4а и в классе по 1 часу в неделю.
С целью удовлетворения этнокультурных образовательных интересов и потребностей обучающихся введён курс «Хакасия – солнечный край» в 1а, 1в, во 2а, 2б, 2в, 3а, 3б, 4а, 4в классах 1 час в неделю, в 3в, 4б классах – 2 часа в неделю.
С целью научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь и развития коммуникативных умений введены курсы «Студия актерского и ораторского мастерства «Отражение»» в 3а, 4а классах по 1 часу в неделю, «Творческая мастерская «Наши первоцветы» (журналистика)» во 2б, 2в классах по 1 часу и клуб юных журналистов «Живая страничка» в 1а, 1в, 2а, 3б, 4в по 1 часу в неделю и в 3в, 4б классах – по 2 часа.
С целью укрепления здоровья, формирования опыта двигательной активности, развития навыков здорового образа жизни введен клуб: «Хочу быть здоровым» во 2а, 2б, 2в классах 2 часа в неделю.
Общекультурное направление реализуется
- через деятельность кружка «Город мастеров» во всех 2 классах, в 1в - по 2 часа в неделю, в 1б - 1 час в неделю;
- через программы художественной направленности: «Музей в моём классе» в 3б и 4в классах – 1 час в неделю; театральную студию «Капелька» в 1а классе по 1 часу в неделю. Развития технического мышления реализуется через курс «Перворобот Лего» в 1б классе – 4 часа в неделю.
Социальное направление реализуется через программу «Маленькая страна» в 4а классе - 1 час в неделю.
С целью гармоничного духовно - нравственного развития личности школьника, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России выбраны курсы «Азбука нравственности» в 3а классе 2 часа в неделю, в 1а, 3б – 1час; через программу студии «Путешествие в сказку» в 1в классе 2 часа в неделю и «Маленькая страна» - в 4а - 1 часа.
Основное общее образование
В 5-9 классах духовно-нравственное направление представлено программой внеурочной деятельности «Этика – азбука добра» - 6 класс.
Спортивно-оздоровительное направление представлено курсами «Курс молодого спортсмена (КМС)» - 5-9 классы, «Хореография» - 5-6 класс.
Общеинтеллектуальное направление представлено курсами: «Путешествие в страну Геометрия» - 5-7 классы; «Наука о жизни - музей фактов» - 9 класс; «За страницами учебника геометрии» - 8 классы; «Путешествие по группам и периодам ПСХЭ Д.И. Менделеева» - 9 классы; «Пуэрта дель Соль (испанский язык)» - 7-9 классы; «Геометрия: задачи по готовым чертежам» - 9 классы; «Школа математических наук» - 5-9 классы; «Золотых слов мастер» - 7 классы; «Литературная студия «Проба пера»» - 6 классы; «Чтение с увлечением (немецкий язык)» - 7-8 классы; «Студия «Storytelling»» - 9 классы; «Занимательная биология» - 5-6 классы; «Основы черчения и графики» - 8 классы; «Эссе на «5» (английский язык)» - 9 классы; «Робототехника» - 5-9 классы.
Общекультурное направление реализуется посредством курсов внеурочной деятельности: «Открывая Францию» - 7-8 классы; «Хакасия, открытая миру» - 5 классы; «Искусство дипломатии: деловой французский» - 7 классы; «Знатоки ПДД» - 5, 7 классы;
«Школа безопасности» - 8 классы; «Литература без границ» - 7-8 классы; «Английский в чемодане» 5 классы; «Художественная мастерская» 5-6 классы.
Среднее общее образование
В 10, 11 классах общеинтеллектуальное направление представлено курсами: «Химия в задачах»; «Решение задач повышенного уровня сложности»; «Шедевры математики» «Я – гражданин»; «Сочинение? Сочинение…Сочинение!!!»; «Что вы знаете о своей наследственности?»; «Эссе на «5»»; курсом-практикумом «Уровни организации живой материи».
Спортивно-оздоровительное направление реализуется посредством курсов внеурочной деятельности: «В вихре вальса» и «Служу России».
3. Организация внеурочной деятельности
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся. Списочный состав групп внеурочной деятельности определяется с учетом интересов учащихся и их родителей (законных представителей). Зачисление учащихся в группы внеурочной деятельности осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
Продолжительность занятий внеурочной деятельности: 1-2 классы – 25 минут, 3-4 классы – 35 минут, 5-11 классы – 40 минут.
Количество занятий внеурочной деятельности в неделю определяется рабочей программой педагога. В соответствии с программой, педагог может проводить аудиторные и внеаудиторные занятия. Каждый учащийся имеет право заниматься в группах разной направленности, а также изменять направление внеурочной деятельности с согласия родителей (законных представителей).
Учет занятости учащихся внеурочной деятельности осуществляется классным руководителем. Учет проведенных занятий внеурочной деятельности педагоги фиксируют в отдельном журнале.
4. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в МБОУ «Гимназия» имеются следующие условия: 35 кабинетов, оснащенных современным оборудованием; компьютерный класс; кабинет робототехники; 3 лингафонных кабинета; 2 учебных мастерских; 2 лаборатории («Архимед», «Лаборатория ФГОС для начальной школы»); библиотека с медиатекой; спортивный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием (295,7 кв. м; 148,8 кв. м); актовый зал (на 125 посадочных мест); столовая (на 160 посадочных мест).
Гимназия располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности учащихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
План внеурочной деятельности
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия»
на 2018-2019 учебный год
(1-4 классы)
Направление | Наименование курса | Количество часов/ классы |
1 "А" | 1 "Б" | 1 "В" | 2 "А" | 2 "Б" | 2 "В" | 3 "А" | 3 "Б" | 3 "В" | 4 "А" | 4 "Б" | 4 "В" |
Спортивно-оздоровительное направление | клуб «Хочу быть здоровым» | | | | 2 | 2 | 2 | | | | | | |
Общекультурное направление | мастерская «Город мастеров» | | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | | | | | | |
художественная студия «Музей в твоем классе» | | | | | | | | 1 | | | | 1 |
Театральная студия «Капелька» | 1 | | | | | | | | | | | |
Общеинтеллектуальное направление | «Умники и умницы» | | | | | | | | | | 1 | | 1 |
Студия актерского и ораторского мастерства «Отражение» | | | | | | | 1 | | | 1 | | |
«Перворобот Лего» | | 4 | | | | | | | | | | |
Творческая мастерская «Наши первоцветы» (журналистика) | | | | | 1 | 1 | | | | | | |
Клуб юных журналистов «Живая страничка» | 1 | | 1 | 1 | | | | 1 | 2 | | 2 | 1 |
«Хакасия-солнечный край» | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Духовно-нравственное направление | курс «Азбука нравственности» | 1 | | | | | | 2 | 1 | | | | |
студия «Путешествие в сказку» | | | 2 | | | | | | | | | |
Социальное направление | «Маленькая страна» | | | | | | | | | | 1 | | |
Итого | | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
План внеурочной деятельности
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия»
на 2018-2019 учебный год
(5-9 классы)
Направление | Наименование курса | Количество часов |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Спортивно-оздоровительное | Хореография | 2 |
Курс молодого спортсмена (КМС) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общеинтеллектуальное | Путешествие в страну Геометрия | 1 | | | | |
За страницами учебника геометрии | | | | 1 | |
Задачи мудрой совы | 1 | | | | |
Олимпиадная математика | | | 1 | | |
Путешествие по группам и периодам ПСХЭ Д.И. Менделеева | | | | | 1 |
Пуэрта дель Соль (испанский язык) | | | 2 |
Геометрия: задачи по готовым чертежам | | | | | 1 |
Школа математических наук | | | 1 | | |
Золотых слов мастер | | | 1 | | |
Литературная студия «Проба пера» | | 1 | | | |
Чтение с увлечением (немецкий язык) | | | 1 | 1 | |
Студия «Storytelling» | | | | | 1 |
Занимательная биология | 1 | 1 | | | |
Основы черчения и графики | | | | 1 | |
Эссе на «5» (английский язык) | | | | | 1 |
Робототехника | 1 | 1 | | | |
Общекультурное | Открывая Францию | | 1 | 1 | 1 | |
Хакасия, открытая миру | 1 | | | | |
Искусство дипломатии: деловой французский | | | 1 | | |
Знатоки ПДД | 1 | | 1 | | |
Школа безопасности | | | | 1 | |
Литература без границ (английский язык) | | | 1 | 1 | |
Английский в чемодане | 1 | | | | |
Художественная творческая мастерская | 1 | 1 | | | |
Этажи творчества | 1 | | |
ИТОГО | 11 | 10 | 12 | 12 | 10 |
итого по ООО | 56 |
План внеурочной деятельности
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия»
на 2018-2019 учебный год
(10, 11 классы)
Направление | Наименование курса | Количество часов |
10 класс | 11 класс |
Общеинтеллектуальное | За страницами учебника химии | 1 | |
Решение задач по химии повышенного уровня сложности | | 1 |
За страницами учебника алгебры | | 1 |
Теория чисел в решении задач | 1 | |
Я – гражданин | 1 | 1 |
Курс-практикум «Уровни организации живой материи» | | 1 |
Сочинение? Сочинение…Сочинение!!! | | 1 |
Что вы знаете о своей наследственности? | 1 | |
| Шедевры школьной математики | 1 | 1 |
Спортивно-оздоровительное | В вихре вальса | | 1 |
Служу России | 1 | 1 |
ИТОГО | 4 | 7 |