Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана»
«Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «СОШ №1 г.Немана» __________________Гарбузова М.Н. от «__» __________2019 года | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №1 г.Немана» __________________/Г.В.Сыч/ от «__» __________2019 года |
Рабочая Программа курса внеурочной деятельности
общекультурное
направленность программы
«Творческая мастерская»
название программы
7-8
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная программа
1 год
срок реализации дополнительной программы
Атаманенко Анжелика Ивановна,
Марусева Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
составители
г. Неман, 2019 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (далее Программа) разработана Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года, рег. №17785)
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 06 октября 2009 года №373)
Приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года №19707);
Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года №19644);
Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «СОШ №1 г. Немана» от 18.06.19 приказ № 195
Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть учебного плана, который является компонентом основной образовательной Программы школы.
Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от урочных занятий время и является составной частью образовательной деятельности, обеспечивающей формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.
Направление Программы – общекультурное.
Отличительные особенности Программы:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Она направлена на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики, а также творческую работу с природным материалом.
Новизна, актуальность Программы.
Программа позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам. Актуальность программы «Творческая мастерская» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумагой, природным материалом, пластилином, соленым тестом, бросовым материалом). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним.
Участники программы: обучающиеся 1класса.
Цель: создание условий для проявления, раскрытия и развития творческих способностей в языке декоративно-прикладного искусства, бумажной техники, работе с природным материалом.
Задачи:
Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
Развивать воображение и фантазию, внимание, память, трудолюбие, интерес к истории родного края;
Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Срок реализации Программы – 1 год.
На полное освоение Программы требуется 33 недели, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий и т.д.
Формы и режим занятий.
Форма обучения – очная. Общее количество часов в год – 99 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Форма подведения итогов реализации Программы: наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Это такие формы деятельности, как: викторины, праздники, творческие конкурсы, ролевые игры, конкурсы, утренники. Подобная организация учета знаний, умений и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого ученика.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные универсальные учебные действия
знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры;
расширят знания в области композиции, формообразования, цветовидения;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
экономно и рационально расходовать материал.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. Уровень теоретических знаний.
- Низкий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующие корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений. Способность на практике применить полученные теоретические знания.
Содержание курса программы.
Работа с природным материалом 8 ч.
Работа с пластичными материалами (соленым тестом, пластилином) 17 ч.
Работа с бумагой и картоном 21 ч.
Работа с бросовым материалом 13 ч.
«Город Мастеров» 40ч.
Тематический план.
№ п/п | Наименование раздела | Тема занятия | Количество часов |
Теория | Практика |
1-8 | Работа с природным материалом 8 ч. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими, колющими предметами. | 1 | |
Рассказ о флористике, природе родного края. | 1 | |
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. | | 2 |
Изготовление животных из листьев. | | 2 |
Коллективная работа. Панно из сухих листьев «Золотаяя осень» | | 2 |
9-25 | Работа с пластичными материалами (соленым тестом, пластилином) 17 ч. | Рассказ о глине и пластилине. | 1 | 1 |
Лепка простых по форме овощей и фруктов ( по образцу) | | 5 |
Знакомство с тестопластикой. Правила ТБ. | 1 | 1 |
Осьминожка (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия) | 1 | 1 |
Бусы. | 1 | 1 |
Солонка «Уточка». | 1 | 1 |
Брелок «Человечек» | 1 | 1 |
26-46 | Работа с бумагой и картоном 21 ч. | Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. | 1 | |
Ребристые игрушки. Елочка. | | 2 |
Колокольчик. | | 1 |
Пушистый шарик. | | 1 |
Подсолнухи. | | 2 |
Аппликация из бумажных комочков. Петушок. | | 2 |
Аппликация с бумажными петлями. Ромашка. | | 2 |
Жар-птица. | | 2 |
Пластичная полоска. «Мишка». | | 1 |
Аппликация «Зима» (обрывание) | | 2 |
Веселый конус. Поделка для мамы. Буратино. | | 1 |
Самоделка из бумаги и картона. Птица. | | 1 |
Медвежонок. | | 1 |
Волшебный шар. Снеговик. (Новогодняя игрушка) | | 2 |
47-59 | Работа с бросовым материалом 13 ч. | Геометрическая мозайка. Петушок. | | 1 |
Ваза для сухих цветов. | | 1 |
Тигренок из коробки. | | 1 |
Крокодил из коробочек. | | 1 |
Панно «Апельсиновый букет». | | 1 |
Панно «Цветочная поляна» | | 1 |
Робот из коробок. | | 1 |
Ландыши из пластиковых бутылок. | | 1 |
Звездное небо (Мозайка из яичной скорлупы). | | 1 |
| | Боевая техника из пенопласта. | | 1 |
Колокольчик из пластиковой бутылки. | | 2 |
Итоговое занятие. Выставка работ. | | 1 |
60-99 | «Город Мастеров» 40ч. | | | |
Экскурсия в художественную галерею на детскую выставку рисунков в г. Калининград. | 10 | |
Экскурсия на мануфактуру «Карамельково» | 10 | |
Экскурсия на шоколадную фабрику. | 10 | |
Экскурсия в Музей Мирового Океана. | 10 | |