«Рекомендовано» МО учителей гуманитарного цикла «___» __________2014г. Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ С.Ю.Теучеж «____»____________2014 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №11 х.Шевченко _____________А.И.Чич Приказ № ___ от «___»______________2014 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Преподаватель : Сташ Асиет Юсуфовна
МБОУ СОШ №11 х. Шевченко
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «В мире интересного», рассчитанного на учеников начальной школы.
Рабочая программа включает в себя разделы:
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Содержание программы по годам обучения
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
Общая характеристика программы:
Цель: расширение кругозора учащихся, укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
Задачи:
Образовательные
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
Развивающие
Создание условий для развития у учащихся потребности в развития познавательных процессов в учебной деятельности.
Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Расширение кругозора учащихся.
Воспитательные
Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
классные часы;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
конкурсы, выставки;
трудовые дела;
наблюдение;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
игры;
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Содержание программы:
2 год обучения
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?» Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в палеонтологический или геологический музей (заочно-виртуальные)
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Айсберг.Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов (заочно-виртуальные)
4. Загадки растений (5 ч).
Растения-путешественники? Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями (заочно-виртуальные)
5. Эти удивительные животные (3 ч).
«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Разумные дельфины.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными (заочно-виртуальные)
6. Планета насекомых (4 ч).
Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями (заочно-виртуальные)
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной (заочно-виртуальные)
8. Животные-рекордсмены (1 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях
9. Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год
Календарно-тематическое планирование
№ п/п. | Кол-во часов раздела. | Название раздела. | № занятия | Тема занятия. | Дата проведения |
По плану | Факт. |
1 | 4 ч | Тайны за горизонтом | 1 | Кто открыл Австралию? | | |
2 | Существует ли жизнь в Антарктиде? | | |
3 | Как образовались Гавайские острова? | | |
4 | Где родина фигового дерева? | | |
2 | 5 ч | Жили-были динозавры... и не только они | 5 | Голубые лягушки. | | |
6 | Когда появились первые рептилии | | |
7 | Какими были первые рыбы? | | |
8 | Как улитка строит свой панцирь? | | |
9 | Где живут «карманные динозавры»? | | |
3 | 4 ч | Тайны камней | 10 | Разнообразие камней. | | |
11 | Айсберг. Что такое коралловый остров? | | |
12 | Где находится самая большая и самая глубокая пещера? | | |
13 | Сады камней, минералов. | | |
4 | 5 ч | Загадки растений | 14 | Растения–путешественники. | | |
15 | Кактусы. | | |
16 | Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. | | |
17 | Охрана лекарственных растений. | | |
18 | Почему оливу называют деревом мира? | | |
5 | 3 ч | Эти удивительные животные | 19 | Эти удивительные животные | | |
20 | «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) | | |
21 | Выхухоль. | | |
22 | Разумные дельфины. | | |
6 | 4 ч | Планета насекомых | 23 | Обладают ли кузнечики слухом? | | |
24 | Почему комар считается злейшим врагом человека? | | |
25 | Муравьи и их квартиранты. | | |
26 | Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? | | |
7 | 6 ч | Загадки под водой и под землей | 27 | Что такое ракушка-прилипала? | | |
28 | Как передвигается осьминог? | | |
29 | Что такое насекомоядные растения? | | |
30 | Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? | | |
31 | Может ли вода течь в гору? | | |
32 | Почему некоторые животные выглядят как растения? | | |
8 | 1 ч | Животные-рекордсмены | 33 | Интересные сведения о животных и их особенностях. | | |
9 | 1 ч | Заключение | 34 | Что мы узнали и чему научились за год | | |