СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска



Аннотация к рабочей программе

курса внеурочной деятельности «Учимся творить»


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся творить» разработана в соответствии с ФГОС НОО (или ФГОС ООО) (или ФГОС СОО) и реализуется 1 год в 9 классе

Рабочая программа разработана учителем в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе, направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Рабочая программа внеурочного курса «Учимся творить» является частью ООП НОО (или СОО или ООО) и определяющей:

- содержание;

- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);

- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 46» г. Брянска.


Дата: 30.08.2023 г.












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска


Выписка

из основной образовательной программы основного общего образования


РАССМОТРЕНО

методическое объединение учителей гуманитарного цикла

протокол от 30.08.2023 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

О.Н.Казюлина

30.08.2023 г.






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Учимся творить»

для среднего общего образования

Срок освоения: 1 год (9 класс)



Составитель: Парджикия Лиана Гиоргиевна,

учитель русского языка


Выписка верна 30.08.2023 г.

Директор Е.М.Перепечко


2023

1 раздел

Введение. Значение курса, его задачи Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Текст. Сжатое изложение

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

5

2 раздел

Текст. Сочинение

Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинения- рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения. Критерии оценкизадания.

8

3 раздел

Выполнение заданий 2-8

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.

Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.

Задание 5. Синтаксический анализ предложений.

Задание 6. Анализ содержания текста

Задание 7. Анализ средств выразительности.

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста.

16

Заключение. Итоговый контроль

3



34

















Курс внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2022-2023 г. В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9классы).

Программа курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению-рассуждению. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 9.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностейучащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистическогостиля;

  • владеть формами обработки информации исходноготекста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новойформе;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в еёсмысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающиезадание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнениезаданий;

  • работать с бланками экзаменационнойработы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течениеэкзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа курса рассчитана на 68 часа из расчета 2 час в неделю.

Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» состоит из трех основных разделов:

  1. Сжатое изложение (задание 1)

  2. Сочинение (задание 9.1, 9.2, 9.3)

  3. Задания 2-8















































Планируемые результаты

Личностные

  1. понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;


Метапредметные

  1. владение всеми видами речевой деятельности;

  2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.







































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Электронные ресурсы

План

Факт

1

Вводное занятие

1




2

Особенности ОГЭ-2023 по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия.

1




3

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Заполнение бланков экзаменационной работы.

1




4

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия. Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ.

1




5

Приемы сжатия. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ.

1




6

Приемы сжатия. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1




7

Написание сжатого изложения

1




8

Виды сочинений. Критерии оценки. Структура сочинения.

1




9

Учимся формулировать тезис.

1




10

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

1




11

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из жизненного опыта.

1




12

Учимся писать вывод сочинения.

1




13

Создание сочинения-рассуждения.

1




14

Создание сочинения-рассуждения.

1




15

Создание сочинения-рассуждения.

1




16

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста. Правописание приставок, корней.

1




17

Правописание суффиксов, окончаний разных частей речи.

1




18

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

1




19

Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Знаки препинания в простом предложении.

1




20

Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями

1




21

Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными ви23дами связи.

1




22

Оформление прямой и косвенной речи.

1




23

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

1




24

Задание 5. Синтаксический анализ предложений. Количество грамматических основ.

1




25

Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

1




26

Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

1




24

Задание 6. Анализ содержания текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.

1




28

Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи.

1




29

Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи.

1




30

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая

окраска слов

1




31

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова.

1




32

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

1




33

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

1




34

Анализ ошибок

1