Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска
Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Учимся творить»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся творить» разработана в соответствии с ФГОС НОО (или ФГОС ООО) (или ФГОС СОО) и реализуется 1 год в 9 классе
Рабочая программа разработана учителем в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе, направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Рабочая программа внеурочного курса «Учимся творить» является частью ООП НОО (или СОО или ООО) и определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 46» г. Брянска.
Дата: 30.08.2023 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска
Выписка
из основной образовательной программы основного общего образования
РАССМОТРЕНО методическое объединение учителей гуманитарного цикла протокол от 30.08.2023 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР О.Н.Казюлина 30.08.2023 г. |
| |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Учимся творить»
для среднего общего образования
Срок освоения: 1 год (9 класс)
Составитель: Парджикия Лиана Гиоргиевна,
учитель русского языка
Выписка верна 30.08.2023 г.
Директор Е.М.Перепечко
2023
1 раздел | Введение. Значение курса, его задачи Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | 2 |
Текст. Сжатое изложение Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. | 5 |
2 раздел | Текст. Сочинение Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинения- рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения. Критерии оценкизадания. | 8 |
3 раздел | Выполнение заданий 2-8 Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста. Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Задание 5. Синтаксический анализ предложений. Задание 6. Анализ содержания текста Задание 7. Анализ средств выразительности. Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. | 16 |
Заключение. Итоговый контроль | 3 |
| | 34 |
Курс внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2022-2023 г. В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9классы).
Программа курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению-рассуждению. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 9.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностейучащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистическогостиля;
владеть формами обработки информации исходноготекста;
через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новойформе;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в еёсмысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающиезадание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнениезаданий;
работать с бланками экзаменационнойработы;
сосредоточенно и эффективно работать в течениеэкзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа курса рассчитана на 68 часа из расчета 2 час в неделю.
Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» состоит из трех основных разделов:
Сжатое изложение (задание 1)
Сочинение (задание 9.1, 9.2, 9.3)
Задания 2-8
Планируемые результаты
Личностные | понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; |
Метапредметные | владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные | представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел программы Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Электронные ресурсы |
План | Факт |
1 | Вводное занятие | 1 | | | |
2 | Особенности ОГЭ-2023 по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия. | 1 | | | |
3 | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Заполнение бланков экзаменационной работы. | 1 | | | |
4 | Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия. Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ. | 1 | | | |
5 | Приемы сжатия. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ. | 1 | | | |
6 | Приемы сжатия. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | 1 | | | |
7 | Написание сжатого изложения | 1 | | | |
8 | Виды сочинений. Критерии оценки. Структура сочинения. | 1 | | | |
9 | Учимся формулировать тезис. | 1 | | | |
10 | Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. | 1 | | | |
11 | Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из жизненного опыта. | 1 | | | |
12 | Учимся писать вывод сочинения. | 1 | | | |
13 | Создание сочинения-рассуждения. | 1 | | | |
14 | Создание сочинения-рассуждения. | 1 | | | |
15 | Создание сочинения-рассуждения. | 1 | | | |
16 | Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста. Правописание приставок, корней. | 1 | | | |
17 | Правописание суффиксов, окончаний разных частей речи. | 1 | | | |
18 | Слитное, раздельное, дефисное написание слов. | 1 | | | |
19 | Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Знаки препинания в простом предложении. | 1 | | | |
20 | Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями | 1 | | | |
21 | Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными ви23дами связи. | 1 | | | |
22 | Оформление прямой и косвенной речи. | 1 | | | |
23 | Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях. | 1 | | | |
24 | Задание 5. Синтаксический анализ предложений. Количество грамматических основ. | 1 | | | |
25 | Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | | | |
26 | Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | | | |
24 | Задание 6. Анализ содержания текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста. | 1 | | | |
28 | Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи. | 1 | | | |
29 | Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи. | 1 | | | |
30 | Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов | 1 | | | |
31 | Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. | 1 | | | |
32 | Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова. | 1 | | | |
33 | Диагностическая работа в форме ОГЭ. | 1 | | | |
34 | Анализ ошибок | 1 | | | |