СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Сорочинского городского округа Оренбургской области

МБОУ "Гамалеевская СОШ №1"



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО классных руководителей

Заместитель директора по ВР

Директор


______________Лапаева Т.В..

______________Белоклокова М.С..

______________Гладкова Е.Н.

Протокол №____

Протокол №____

Приказ №____

от "__30__" августа 2024 г.

от "___30_" августа 2024 г.

от "__30__" августа2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Моё Оренбуржье»

Для 4 класса начального общего образования

на 2023-2024 учебный год





Составитель: Пономарева Ирина Владимировна

Классный руководитель 4 класса

п. Гамалеевка-1 2024

Пояснительная записка



Образовательная программа к курсу «Моё Оренбуржье» разработана на основе письма Министерства образования от 17.08.2017 г. № 01-23/8366 и примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта с целью углубления изучения образовательных областей «Окружающий мир» и «Литературное чтение».

Одним из путей развития страны является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призвана осуществить программа дополнительного образования для начальной школы "Моё Оренбуржье".

Программа внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье" реализуется в соответствии с общекультурным направлением внеурочной деятельности ФГОС.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Методологической основой внеурочной деятельности является интеграция, т. е. взаимодействие базовых предметов, предметов искусства и системы дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение оренбуржьеведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в различных жизненных ситуациях (надпредметно).

Цель программы: воспитание гражданина России, гражданина Оренбуржья, знающего и любящего свой город Сорочинск, его традиции, памятники истории и культуры; обеспечение социокультурного развития младшего школьника.

Задачи программы:

- знакомство с историческим прошлым и настоящим Оренбуржья;

- воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;

- повышение общей культуры и эрудиции школьников;

- создание условий для социального проектирования.

Курс внеурочной интегрированной деятельности "Моё Оренбуржье" рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью «степной столицы» нашего государства.

Программа кружка "Моё Оренбуржье" дает широкие возможности для организации внеурочной деятельности учащихся как в стенах школы, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей. В связи с этим мероприятия, предлагаемые детям в системе дополнительного образования, могут иметь нестрогую, ассоциативную связь с темами базовых курсов школьной программы: окружающим миром, литературным чтением, технологией.



Программа рассчитана на 34 часа – по 1 часу в неделю (34 недели).


Содержание программы внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»



Вводное занятие. Цели и задачи занятий по программе «Моё Оренбуржье»». Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

География Оренбургской области. Родной регион - Оренбургская область, его местонахождение на карте. Соседи Оренбургской области. Оренбург- столица Оренбургской области. Административное деление региона. Символы Оренбургской области и муниципальных территорий. День рождения Оренбургской области. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта русского, украинского народов, татар, армян, азербайджанцев и др.

Практические работы: оформление иллюстрированной карты Оренбургской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна». Экскурсия на Сорочинское водохранилище.



История Оренбургской области. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.

Как Сорочинск стал городом, центром района и округа. Герб и флаг Сорочинского городского округа.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города Сорочинска. Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Прошлое земли Сорочинской. Их подвиг помнит Сорочинская земля (О.Стуколов, А. Лавков, Сидоровнин).Мемориал и памятник погибшим жителям Гамалеевка в годы Великой Отечественной войны

Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне, составление проекта «О чем рассказали улицы Гамалеевки»

Природа родного края.

Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.

Водоемы родного края. Реки Оренбуржья и Сорочинское водохранилище и их назначение.

Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Нефть, газ.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками нефтяной и газовой промышленности.

Оренбуржье– одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства в Оренбургской области: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.

Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности степной зоны.

Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.

Растения и животные Оренбургской области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.



Практические работы: экскурсия в зоопарк, заповедник, живой уголок; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.



Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества) Оренбургской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.



Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.



Охрана природных богатств. Красная книга Оренбургской области. Особо охраняемые природные территории Оренбургской области. Заповедники. Леса и парки. Региональная программа «Зеленая столица».



Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.





Культура Оренбургской области. Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы.Покровские пещеры. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. Сорочинские поэты, писатели, композиторы и художники.

Практические работы: экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий. Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.Ими гордится Оренбургская земля.



Практические работы: подготовка классного альбома о знаменитых земляках; поездка в авторские музеи; встречи с известными оренбуржцами.

Подготовка и проведение итоговых занятий. Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов.

Практические работы: подготовка альбома «Моё Оренбуржье», проведение выставок.





Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»



Личностные результаты



Результатом обучения по курсу "Моё Оренбуржье" должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностями. Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.

Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:

 высокий уровень знаний по оренбуржьеведению, а также по предметам эстетического цикла;

 формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;

 умение анализировать и оформлять полученные знания;

 социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;

 развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.



Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и

вносить необходимые коррективы в его выполнение.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ним; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами.

Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Предметные результаты

В результате освоения краеведческого модуля учебной программы к концу 3 класса обучающиеся научатся:

  • Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Оренбургского края;

  • Рассказывать о символике Оренбургской области;

  • Описывать достопримечательности региона;

  • Находить на карте Оренбургскую область и ее административные центры;

  • Описывать по плану природную зону своего края, называть заповедные места Оренбуржья;

  • Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

  • Называть представителей животного и растительного мира своего края, в том числе и занесенных в Красную книгу;

  • Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Оренбургской области;

  • Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема;

  • Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения;

  • Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Оренбургской области;

  • Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе и в быту;

  • Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю.

К концу 3 класса обучающиесяполучат возможность научиться:

  • Проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и своего региона;

  • Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе;

  • Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ.




Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»



п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные(цифровые)образовательныересурсы


Всего

Контрольные

работы

Практические

работы

1.

Сорочинск на карте Оренбургской области

3

0

0

8.09



Презентация, беседа

Устный опрос

Практическая работа

https://ru.wikipedia.org/wiki/З



2.

Что такое биологическое краеведение


4







0

0


Презентация, беседа

Оформление иллюстрированной карты Оренбургской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна». Виртуальная экскурсия на Сорочинское водохранилище. Краеведческая олимпиада. Презентация, беседа Мини-выставка «Памятники природы региона»

Игра «Заповеди природы Мини проекты «Для чего нужно сельское хозяйство?» экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей

Устный опрос

Практическая работа

https://uraloved.ru/orenburgskaya-oblast


3.

История появления села, города

История Оренбургской области

4

0

0

2



Презентация, беседа

поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне, составление проекта «О чем рассказали улицы Гамалеевки»

Устный опрос

Практическая работа

Устный опрос

Практическая работа

https://karatu.ru/priroda-orenburgskoj-oblasti/



https://orenlib.ru/kray/article/obcshaja-harakteristika-oblasti/istorija-orenburzhja.html


5.

Культура Оренбургской области.

10

0

2


Презентация, беседа Конкурс макетов «Город и село» Конкурс чтецов «Живая классика». Фото - выставка экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий. Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.Ими гордится Оренбургская земля.

Устный опрос

Практическая работа

https://kultura.orb.ru/


7.

Подготовка и проведение итоговых занятий.

2

1

0


Презентация творческих работ

Устный опрос

Практическая работа



Итого

34


1

7


















Поурочное планирование


п\п

Тема занятия

Количество часов

Дата изучения

Виды, форма контроля

всего

Контрольные работы

Практические работы

Земля Сорочинская - край Оренбургский.

1

0

0

8.09

Устный опрос


На какой Земле мы живем. Из истории Оренбургского края.

1

0

0

15.09

Устный опрос


Животный мир Оренбургской области. Викторина.

1

0

0

22.09

Устный опрос


Образ природы в народной культуре Оренбуржья.

1

0

0

29.09

Устный опрос


Оренбуржье на карте России.


1

0

0

6.10

Устный опрос


Большой России малая частица (основание Сорочинской крепости)



1

0

0

13.10

Устный опрос


Мир растений Оренбургского края.


1

0

1

20.10

Устный опрос

Практическая работа

Виртуальная экскурсия «Памятники природы Оренбуржья».


1

0

0

27.10

Устный опрос


Поэты Оренбуржья о родном крае.


1

0

0

10.11

Устный опрос


Люблю тебя, мой край озерный.

Фотоконкурс.

1

0

0

17.11

Устный опрос


Оренбуржье многонациональное.


1

0

0

24.11

Устный опрос


Экскурсия «Путешествие по родному селу» (архитектурные памятники)

1

0

1

01.1

Устный опрос


Аксаков «Аленький цветочек»


1

0

0

8.12

Устный опрос


Аксаков «Аленький цветочек»


1

0

0

15.12

Устный опрос


Полезные ископаемые Оренбуржья.


1

0

1

22.12

Устный опрос


Красная книга Оренбургской области.


1

0

1

29.12

Устный опрос


Героев славных имена .Сорочинск в годы ВОв.

1

0

0

12.01

Устный опрос


Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).

1

0

0

19.01

Устный опрос


Виртуальная экскурсия «Сорочинское водохранилище-  достопримечательность западного Оренбуржья».

1

0

0

26.01

Устный опрос


Победным набатом звучит сорок пятый! Сорочинские поэты о войне


1

0

0

2.02

Устный опрос

Практическая работа

Города Оренбуржья


1

0

0

9.02

Устный опрос

Практическая работа

Лекарственные растения родного края.

1

0

1

16.02

Устный опрос

Практическая работа

Герб, флаг, гимн Оренбургской области.

1

0

0

23.02

Устный опрос


Песни о родном Оренбуржье.


1

0

0

2.03

Устный опрос

Практическая работа

Виртуальная экскурсия «Бузулукский бор- жемчужина родного края».

1

0

0

16.03

Устный опрос


Речки и реки земли Оренбургской.


1

0

1

23.03

Устный опрос

Практическая работа

Нефтепромыслы Сорочинской земли: достояние и богатство родного края

1

0

0

6.04

Устный опрос


Сказки народов Оренбуржья.


1

0

0

13.04

Устный опрос


О чем рассказали улицы родного села.

1

0

0

20.04

Устный опрос


Птицы Родного края.


1

0

0

27.04

Устный опрос


Люди-главное богатство края.


1

0

0

4.05

Устный опрос


Экскурсия «По родным просторам»


1

0

1

11.05

Устный опрос

Практическая работа

Наш хлебный край.Создание коллажа «Моя Родина».


1

0

0

18.05

Защита проектов

Аттестационная работа за курс

2 класса.

1

1

0

25.05

Контрольная работа

Общее количество часов


34

1

7




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Агапова,И.Ю. Г.А. Агеева « Родной край», Оренбург, 2002 год)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 3. Еськов П. Малая родина . Стихи и проза. - Самара. 1994.

Еськов П. Прозрение: Роман в стихах. - Самара: Издательско-полиграфический центр АО «САМЕКО»,1993. - 80 с.

 К

Ор83

С93

раснов Петр Николаевич // Орен-бургская биографическая энциклопедия / сост. Л. Н. Большаков. – Оренбург : М., 2000. - С.152.

Лютиков, В.Н. Земля Сорочинская: страницы истории.

Краеведческие записки [Текст] / В.Н. Лютиков, В.В.Бакланов. - Сорочинск, 2007. - 167 с.

Сорочинский район Оренбургской области [Текст] :краеведческий атлас / А.А.Чибилёв, А.А.Соколов,

А.А. Чибилев «Природа Оренбургской области, Оренбург, 1995 год.

А.А. Чибилев, В.П. Петрищев., География Оренбургской области. Природа, Оренбург, 2008 год

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://ru.wikipedia.org/wiki/З

https://uraloved.ru/orenburgskaya-oblast

https://karatu.ru/priroda-orenburgskoj-oblasti/


https://orenlib.ru/kray/article/obcshaja-harakteristika-oblasti/istorija-orenburzhja.html



https://kultura.orb.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

Интерактивнаядоска.Мультимедийныйпроектор. Компьютер