СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игры старого двора» разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части спортивно-оздоровительного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, составлена на основе программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 1-4 классы: Авт.-сост. В.Н. Шаулин – издательский дом «Федоров» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова) - 2011г., Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010., Программа «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО (автор Г.А. Воронина, 2007г при составлении программы использовались УМК. Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008; Подвижные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. С.С. Пичугин. Начальная школа плюс до и после: журн. – 2006. - №1.; Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры, - М: СпортАкадемПресс, 2002; Подвижные игры В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. – М.: Просвещение,1997.
Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Программный материал спланирован на основе подвижных игр. Предназначен для спортивно-оздоровительной работы с детьми, проявляющих свой познавательный интерес к физической культуре и спорту, а также к знаниям и умениям организации здорового образа жизни.
Целью программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, создание условий для физического развития детей, формирования личности ребенка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи программы:
- активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью применения их в организации своего отдыха и досуга;
- формировать умение самостоятельно организовывать и проводить игры с учетом особенностей количества участников, места проведения и наличия спортивного инвентаря;
- привитие интереса к осознанному обучению правил подвижных игр для использования их в повседневной жизни;
-укрепление здоровья школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование основ здорового образа жизни.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре своей страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижение науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них – это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление здоровья детей.
В соответствии со структурой двигательной деятельности программа по «Играм старого двора» включает в себя три основных раздела: «Знания о подвижных играх» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности во время игр (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально – мотивационный компонент деятельности).
В рабочей программе двигательная деятельность на занятиях по подвижным играм представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами подвижных игр, во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию
В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению подвижных игр, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях подвижными играми и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории возникновение и развитие подвижных игр, раскрываются педагогическая характеристика подвижных игр и методика их проведения, даются представления об общей и специальной физической подготовке, и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся подвижные игры из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных занятий по подвижным играм.
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся с 1 по 5 класс на 30 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Тематическое планирование – 1 год обучения
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Русские народные игры |
8 |
2 |
Подвижные игры |
8 |
3 |
Эстафеты |
8 |
4 |
Игры народов России |
6 |
|
итого |
30 |
Тематическое планирование – 2 год обучения
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Русские народные игры |
6 |
2 |
Подвижные игры |
10 |
3 |
Спортивные игры |
10 |
4 |
Игры народов России |
4 |
|
итого |
30 |
Тематическое планирование – 3 год обучения
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Русские народные игры |
6 |
2 |
Подвижные игры |
10 |
3 |
Спортивные игры |
10 |
4 |
Игры народов России |
4 |
|
итого |
30 |
Тематическое планирование – 4 год обучения
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Русские народные игры |
6 |
2 |
Подвижные игры |
10 |
3 |
Спортивные игры |
10 |
4 |
Игры народов России |
4 |
|
итого |
30 |
Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Методические рекомендации
1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомлённые центры.
3. Игры с быстрым нахождением своего места, В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
1 раздел - «Русские народные игры» 2 раздел - «Игры народов России»
3 раздел - «Подвижные игры»
4 раздел - «Эстафеты»
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8 лет, помимо движения, нужен ещё и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу:
«Русские народные игры» - провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России» - познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры» - совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты» - познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
Занятия продолжительностью 45 минут проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты:
- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движения;
- учащийся начальной школы сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Тематическое планирование занятий первого года обучения.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов
|
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Казаки-разбойники» |
1 |
Участвовать в подвижных играх. Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий. Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр. Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности Объяснять пользу подвижных игр. Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды. Распределяться на команды с помощью считалочек. Выполнять организующие команды по распоряжению учителя. Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.). Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток Определять, с помощью каких частей тела выполняются передвижения. Находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных |
2 |
Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки» |
1 |
|
3 |
Русские народные игры: «Филин и пташки», «Салки», «Охотники и зайцы» |
1 |
|
4 |
Русские народные игры «Волк во рву», «Палочка- выручалочка», «Фанты» |
1 |
|
5 |
Русские народные игры: «Птицелов», «Ловушки с приседаниями», «Казаки-разбойники» |
1 |
|
6 |
Русские народные игры: «Пятнашки», «Резиночка», «Часы пробили». |
1 |
|
7 |
Русские народные игры: «Салки», «Кот и мыши», «Цепи-кованые». |
1 |
|
8 |
Русская народная игра «Городки». |
1 |
|
9 |
Подвижные игры: «К своим флажкам», «Классики», «Ловишка с мячом». |
1 |
|
10 |
Подвижные игры: «Капитаны», «Кот идёт», «Вышибалы». |
1 |
|
11 |
Подвижные игры: «Северный и южный ветер», «Перестрелка», «Вызов номеров». |
1 |
|
12 |
Соревнования скороходов |
1 |
|
13 |
Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Тише едешь…». |
1 |
|
14 |
«Мы туристы» - преодоление полосы препятствий. |
1 |
|
15 |
«Школа мяча» - игровые задания с мячом. |
1 |
|
16 |
Подвижные игры со скакалкой: «Рыбак и рыбки», «Часы пробили», «Невод». |
1 |
|
17 |
Эстафеты «Гонка мячей» |
1 |
|
18 |
Эстафеты зверей |
||
19 |
Эстафеты с обручами |
1 |
|
20 |
Эстафеты со скакалкой |
1 |
|
21 |
Эстафеты круговые |
1 |
|
22 |
Встречные эстафеты |
1 |
|
23 |
Эстафеты с кубиками |
1 |
|
24 |
Комплексная эстафета |
1 |
|
25 |
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
ясно!» |
1 |
|
26 |
Бурятская народная игра «Ищем палочку» (на открытой спортивной площадке). |
1 |
|
27 |
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» |
1 |
|
28 |
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки». и |
1 |
|
29 |
Марийская народная игра «Катание мяча» и другие игры с мячом. |
1 |
|
30 |
Татарская народная игра «Серый волк». Чувашская игра «Рыбки» |
1 |
Тематическое планирование занятий второго года обучения.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов
|
Характеристика деятельности учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Русские народные игры: «Лапти», «Гори, гори ясно», «Ручеёк» |
1 |
Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр. Объяснять пользу русских народных игр. Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий. Распределяться на команды по физическим способностям. Участвовать в спортивных играх. Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности. Рассказывать о правилах спортивных игр. Использовать спортивные и подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды в спортивных играх. Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток в разминке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Русские народные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Цепи-кованые». |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Русские народные игры: «Пекарь», «Двойные горелки», «Охотники и утки» |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Русские народные игры «Лапта», «Филин и пташки», «Мышеловка». |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Русские народные игры: «Салки на одной ноге», «Ловушки с лентами», «Почтальон». |
Просмотр содержимого документа
|
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 8 |
2 | Подвижные игры | 8 |
3 | Эстафеты | 8 |
4 | Игры народов России | 6 |
| итого | 30 |
Тематическое планирование – 2 год обучения
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 6 |
2 | Подвижные игры | 10 |
3 | Спортивные игры | 10 |
4 | Игры народов России | 4 |
| итого | 30 |
Тематическое планирование – 3 год обучения
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 6 |
2 | Подвижные игры | 10 |
3 | Спортивные игры | 10 |
4 | Игры народов России | 4 |
| итого | 30 |
Тематическое планирование – 4 год обучения
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные игры | 6 |
2 | Подвижные игры | 10 |
3 | Спортивные игры | 10 |
4 | Игры народов России | 4 |
| итого | 30 |
Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Методические рекомендации
1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомлённые центры.
3. Игры с быстрым нахождением своего места, В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
1 раздел - «Русские народные игры»
2 раздел - «Игры народов России»
3 раздел - «Подвижные игры»
4 раздел - «Эстафеты»
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8 лет, помимо движения, нужен ещё и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу:
«Русские народные игры» - провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России» - познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры» - совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты» - познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
Занятия продолжительностью 45 минут проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты:
- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движения;
- учащийся начальной школы сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Тематическое планирование занятий первого года обучения.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Казаки-разбойники» | 1 | Участвовать в подвижных играх. Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий. Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр. Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности Объяснять пользу подвижных игр. Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды. Распределяться на команды с помощью считалочек. Выполнять организующие команды по распоряжению учителя. Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.). Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток Определять, с помощью каких частей тела выполняются передвижения. Находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных |
2 | Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки»
| 1 | |
3 | Русские народные игры: «Филин и пташки», «Салки», «Охотники и зайцы» | 1 | |
4 | Русские народные игры «Волк во рву», «Палочка- выручалочка», «Фанты» | 1 | |
5 | Русские народные игры: «Птицелов», «Ловушки с приседаниями», «Казаки-разбойники» | 1 | |
6 | Русские народные игры: «Пятнашки», «Резиночка», «Часы пробили». | 1 | |
7 | Русские народные игры: «Салки», «Кот и мыши», «Цепи-кованые». | 1 | |
8 | Русская народная игра «Городки».
| 1 | |
9 | Подвижные игры: «К своим флажкам», «Классики», «Ловишка с мячом». | 1 | |
10 | Подвижные игры: «Капитаны», «Кот идёт», «Вышибалы». | 1 | |
11 | Подвижные игры: «Северный и южный ветер», «Перестрелка», «Вызов номеров». | 1 | |
12 | Соревнования скороходов | 1 | |
13 | Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Тише едешь…». | 1 | |
14 | «Мы туристы» - преодоление полосы препятствий. | 1 | |
15 | «Школа мяча» - игровые задания с мячом. | 1 | |
16 | Подвижные игры со скакалкой: «Рыбак и рыбки», «Часы пробили», «Невод». | 1 | |
17 | Эстафеты «Гонка мячей» | 1 | |
18 | Эстафеты зверей | | |
19 | Эстафеты с обручами | 1 | |
20 | Эстафеты со скакалкой | 1 | |
21 | Эстафеты круговые | 1 | |
22 | Встречные эстафеты | 1 | |
23 | Эстафеты с кубиками | 1 | |
24 | Комплексная эстафета | 1 | |
25 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» ясно!»
| 1 | |
26 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» (на открытой спортивной площадке). | 1 | |
27 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | |
28 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки». и | 1 | |
29 | Марийская народная игра «Катание мяча» и другие игры с мячом.
| 1 | |
30 | Татарская народная игра «Серый волк». Чувашская игра «Рыбки» | 1 |
Тематическое планирование занятий второго года обучения.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Русские народные игры: «Лапти», «Гори, гори ясно», «Ручеёк» | 1 | Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр. Объяснять пользу русских народных игр. Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий. Распределяться на команды по физическим способностям. Участвовать в спортивных играх. Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности. Рассказывать о правилах спортивных игр. Использовать спортивные и подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды в спортивных играх. Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток в разминке. |
2 | Русские народные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Цепи-кованые».
| 1 | |
3 | Русские народные игры: «Пекарь», «Двойные горелки», «Охотники и утки» | 1 | |
4 | Русские народные игры «Лапта», «Филин и пташки», «Мышеловка». | 1 | |
5 | Русские народные игры: «Салки на одной ноге», «Ловушки с лентами», «Почтальон». | 1 | |
6 | Русские народные игры: «Круговые пятнашки», «Скакалочка», «Чай-чай, выручай». | 1 | |
7 | Подвижные игры: «Светофор», «Переправа», «Падающая палка». | 1 | |
8 | «Возьми городок», «Пятнашки по кругу», «Тише едешь». | 1 | |
9 | «Сумей догнать», «Сквозь обруч», «Меткий глаз». | 1 | |
10 | «Школа мяча». | 1 | |
11 | Подвижные игры на свежем воздухе «Казаки – разбойники», «Резиночка», «Классики». | 1 | |
12 | «Круговая лапта», «Выше ноги от земли», «Услышь своё имя». | 1 | |
13 | «Тяни-толкай», «Третий лишний», «Садовник». | 1 | |
14 | Эстафеты с обручами. | 1 | |
15 | Эстафеты с мячами. | 1 | |
16 | Эстафеты со скакалками. | 1 | |
17 | Баскетбол. | 1 | |
18 | Пионербол. | 1 | |
19 | Большой теннис. | 1 | |
20 | Гандбол. | 1 | |
21 | Футбол. | 1 | |
22 | Волейбол. | 1 | |
23 | Бадминтон. | 1 | |
24 | Настольный теннис. | 1 | |
25 | Хоккей. | 1 | |
26 | Любимые спортивные игры. | 1 | |
27 | Мордовские народные игры. | 1 | |
28 | Калмыцкие народные игры. | 1 | |
29 | Казахские народные игры. | 1 | |
30 | Тувинские народные игры. | 1 |
Тематическое планирование занятий третьего года обучения.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Казаки-разбойники» | 1 | Участвовать в подвижных играх. Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий. Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр. Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности Объяснять пользу подвижных игр. Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды. Распределяться на команды с помощью считалочек. Выполнять организующие команды по распоряжению учителя. Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.). Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток Определять, с помощью каких частей тела выполняются передвижения. Находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных | |
2 | Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки»
| 1 |
| |
3 | Русские народные игры: «Филин и пташки», «Салки», «Охотники и зайцы» | 1 |
| |
4 | Русские народные игры «Волк во рву», «Палочка- выручалочка», «Фанты» | 1 |
| |
5 | Русские народные игры: «Птицелов», «Ловушки с приседаниями», «Казаки-разбойники» | 1 |
| |
6 | Русские народные игры: «Пятнашки», «Резиночка», «Часы пробили». | 1 |
| |
7 | Русские народные игры: «Салки», «Кот и мыши», «Цепи-кованые». | 1 |
| |
8 | Русская народная игра «Городки».
| 1 |
| |
9 | Подвижные игры: «К своим флажкам», «Классики», «Ловишка с мячом». | 1 |
| |
10 | Подвижные игры: «Капитаны», «Кот идёт», «Вышибалы». | 1 |
| |
11 | Подвижные игры: «Северный и южный ветер», «Перестрелка», «Вызов номеров». | 1 |
| |
12 | Соревнования скороходов | 1 |
| |
13 | Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Тише едешь…». | 1 |
| |
14 | «Мы туристы» - преодоление полосы препятствий. | 1 |
| |
15 | «Школа мяча» - игровые задания с мячом. | 1 |
| |
16 | Подвижные игры со скакалкой: «Рыбак и рыбки», «Часы пробили», «Невод». | 1 |
| |
17 | Эстафеты «Гонка мячей» | 1 |
| |
18 | Эстафеты зверей | |
| |
19 | Эстафеты с обручами | 1 |
| |
20 | Эстафеты со скакалкой | 1 |
| |
21 | Эстафеты круговые | 1 |
| |
22 | Встречные эстафеты | 1 |
| |
23 | Эстафеты с кубиками | 1 |
| |
24 | Комплексная эстафета | 1 |
| |
25 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» ясно!»
| 1 |
| |
26 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» (на открытой спортивной площадке). | 1 |
| |
27 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 |
| |
28 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки». и | 1 |
| |
29 | Марийская народная игра «Катание мяча» и другие игры с мячом.
| 1 |
| |
30 | Татарская народная игра «Серый волк». Чувашская игра «Рыбки» | 1 |
|
Тематическое планирование занятий четвертого года обучения.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Казаки-разбойники» | 1 | Участвовать в подвижных играх. Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий. Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр. Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности Объяснять пользу подвижных игр. Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды. Распределяться на команды с помощью считалочек. Выполнять организующие команды по распоряжению учителя. Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.). Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток Определять, с помощью каких частей тела выполняются передвижения. Находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных |
2 | Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки»
| 1 | |
3 | Русские народные игры: «Филин и пташки», «Салки», «Охотники и зайцы» | 1 | |
4 | Русские народные игры «Волк во рву», «Палочка- выручалочка», «Фанты» | 1 | |
5 | Русские народные игры: «Птицелов», «Ловушки с приседаниями», «Казаки-разбойники» | 1 | |
6 | Русские народные игры: «Пятнашки», «Резиночка», «Часы пробили». | 1 | |
7 | Русские народные игры: «Салки», «Кот и мыши», «Цепи-кованые». | 1 | |
8 | Русская народная игра «Городки».
| 1 | |
9 | Подвижные игры: «К своим флажкам», «Классики», «Ловишка с мячом». | 1 | |
10 | Подвижные игры: «Капитаны», «Кот идёт», «Вышибалы». | 1 | |
11 | Подвижные игры: «Северный и южный ветер», «Перестрелка», «Вызов номеров». | 1 | |
12 | Соревнования скороходов | 1 | |
13 | Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Тише едешь…». | 1 | |
14 | «Мы туристы» - преодоление полосы препятствий. | 1 | |
15 | «Школа мяча» - игровые задания с мячом. | 1 | |
16 | Подвижные игры со скакалкой: «Рыбак и рыбки», «Часы пробили», «Невод». | 1 | |
17 | Эстафеты «Гонка мячей» | 1 | |
18 | Эстафеты зверей | | |
19 | Эстафеты с обручами | 1 | |
20 | Эстафеты со скакалкой | 1 | |
21 | Эстафеты круговые | 1 | |
22 | Встречные эстафеты | 1 | |
23 | Эстафеты с кубиками | 1 | |
24 | Комплексная эстафета | 1 | |
25 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» ясно!»
| 1 | |
26 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» (на открытой спортивной площадке). | 1 | |
27 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | |
28 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки». и | 1 | |
29 | Марийская народная игра «Катание мяча» и другие игры с мячом.
| 1 | |
30 | Татарская народная игра «Серый волк». Чувашская игра «Рыбки» | 1 |
Перечень спортивного инвентаря и оборудования
№ | Наименование | Количество |
I | Спортивный зал | 1 |
II | Гимнастическое оборудование: |
|
1. | Подвесная перекладина | 2 |
2. | Гимнастическая стенка | 3 |
3. | Канаты для лазания | 1 |
4. | Канат для перетягивания | 1 |
5. | Перекладина пристенная | 2 |
6. | Кубики малые | 25 |
7. | Кубики средние | 25 |
8. | Кубики большие | 6 |
9. | Мат гимнастический | 4 |
10. | Скамейка гимнастическая | 3 |
11. | Козёл | 1 |
12. | Палка гимнастическая | 15 |
13. | Коврик гимнастический | 3 |
14. | Мостик | 1 |
15. | «Дорожка» гимнастическая | 1 |
16. | Диск «Здоровье» | 4 |
17. | Скакалки | 20 |
18. | Гантели | 6 |
19. | Гири | 1 |
20. | Эспандер-жгут | 2 |
21. | Обруч гимнастический | 30 |
22. | Дуга малая | 1 |
23. | Дуга средняя | 2 |
24. | Дуга большая | 1 |
25. | Тоннель | 2 |
III | Инвентарь и оборудование для спортивных игр:
|
|
1. | Стол теннисный | 1 |
2. | Набор для игры в теннис | 1 |
3. | Ракетка | 2 |
4. | Щит баскетбольный | 2 |
5. | Сетка волейбольная | 2 |
6. | Мяч баскетбольный | 18 |
7. | Мяч волейбольный | 18 |
8. | Мяч гандбольный | 15 |
9. | Мяч хоккейный | 8 |
10. | Мяч теннисный | 20 |
11. | Мяч футбольный | 9 |
12. | Мяч набивной | 4 |
13. | Мяч массажный | 16 |
14. | Клюшка хоккейная | 18 |
15. | Шайбы | 10 |
16. | Мишень навесная | 2 |
17. | Площадка волейбольная 9 х 18 м. | 1 |
18. | Граната (500г/ 700г) | 2 |
19. | Стойки волейбольные | 1 |
20. | Флажок судейский | 2 |
IV | Оборудование и инвентарь для лёгкой атлетики: | 1 |
1. | Сектор для прыжков в высоту с разбега | 1 |
2. | Сектор для прыжков в длину с разбега | 1 |
3. | Беговая дорожка 300 м |
|
4. | Полоса препятствий | 1 |
5. | Ядро | 1 |
6. | Планка для прыжков | 1 |
7. | Палочка эстафетная | 6 |
8. | Набор флажков | 18 |
9. | Хронометр | 2 |
10. | Мяч для метания (150 г) | 4 |
11. | Мячи малые резиновые | 4 |
12. | Указатель старта и финиша | 2 |
13. | Комплект нагрудных номеров | 6 |
V | Лыжный инвентарь: |
|
1. | Лыжи пластиковые | 5 |
2. | Палки | 20 |
3. | Ботинки лыжные | 25 |
4. | Лыжи деревянные | 20 |
5. | Аптечка медицинская | 1 |
Методическое обеспечение – интернет-ресурсы