СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игры старого двора» разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части спортивно-оздоровительного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, составлена на основе программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 1-4 классы: Авт.-сост.  В.Н. Шаулин – издательский дом «Федоров» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова) - 2011г., Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010., Программа «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО (автор Г.А. Воронина, 2007г при составлении программы использовались УМК. Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008; Подвижные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. С.С. Пичугин. Начальная школа плюс до и после: журн. – 2006. - №1.; Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры, - М: СпортАкадемПресс, 2002; Подвижные игры В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. – М.: Просвещение,1997.

Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Программный материал спланирован на основе подвижных игр. Предназначен для спортивно-оздоровительной работы с детьми, проявляющих свой познавательный интерес к физической культуре и спорту, а также к знаниям и умениям организации здорового образа жизни.

Целью программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, создание условий для физического развития детей, формирования личности ребенка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи программы:

- активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;

- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью применения их в организации своего отдыха и досуга;

- формировать умение самостоятельно организовывать и проводить игры с учетом особенностей количества участников, места проведения и наличия спортивного инвентаря;

- привитие интереса к осознанному обучению правил подвижных игр для использования  их в повседневной жизни;

-укрепление здоровья школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование основ здорового образа жизни.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре своей страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижение науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них – это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление здоровья детей.

В соответствии со структурой двигательной деятельности программа по «Играм старого двора» включает в себя  три основных раздела: «Знания о подвижных играх» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности во время игр (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально – мотивационный компонент деятельности).

В рабочей программе двигательная деятельность на занятиях по подвижным играм представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами подвижных игр, во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию

В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению подвижных игр, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, гигиенических процедур.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях подвижными играми и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории возникновение и развитие подвижных игр, раскрываются педагогическая характеристика подвижных игр и методика их проведения, даются представления об общей и специальной физической подготовке, и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся подвижные игры из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных занятий по подвижным играм.

Содержание программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д.  Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

Место кружка в учебном плане.

      Программа рассчитана на учащихся с 1 по 5 класс на 30 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

 

    

             Тематическое планирование – 1 год обучения

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

8

2

Подвижные игры

8

3

Эстафеты

8

4

Игры народов России

6

 

итого

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Тематическое планирование – 2 год обучения

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

6

2

Подвижные игры

10

3

Спортивные игры

10

4

Игры народов России

4

 

итого

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование – 3 год обучения

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

6

2

Подвижные игры

10

3

Спортивные игры

10

4

Игры народов России

4

 

итого

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование – 4 год обучения

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

6

2

Подвижные игры

10

3

Спортивные игры

10

4

Игры народов России

4

 

итого

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоци­ональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

 

Методические рекомендации

1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомлённые центры.

3. Игры с быстрым нахождением своего места, В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1 раздел - «Русские народные игры» 2 раздел - «Игры народов России»

3 раздел - «Подвижные игры»

4 раздел - «Эстафеты»

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8 лет, помимо движения, нужен ещё и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу:

«Русские народные игры» - провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России» - познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры» - совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

 «Эстафеты» - познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.                                                 

Режим занятий:

 Занятия продолжительностью 45 минут проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые результаты:

- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движения;   

- учащийся начальной школы сознательно применяет физические упражнения для повышения        работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-  обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

-  умение работать в коллективе.

                      Тематическое планирование занятий первого года обучения.

п/п

 

Тема занятия

Кол-во

часов

 

Характеристика деятельности учащихся

1

Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»,

«Казаки-разбойники»

1

   Участвовать в подвижных играх.

   Проявлять интерес и желание            демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.

   Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр.

   Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности

   Объяснять пользу подвижных игр.

    Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий 

Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга.

Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды.

Распределяться на команды с помощью считалочек.

Выполнять организующие команды по распоряжению учителя.

Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.).

Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток

Определять, с помощью каких частей тела выполняются передвижения. Находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных

2

Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки»

1

3

Русские народные игры: «Филин и пташки», «Салки», «Охотники и зайцы»

1

4

   Русские народные игры «Волк во рву», «Палочка- выручалочка», «Фанты»

1

5

Русские народные игры: «Птицелов», «Ловушки с приседаниями»,                 «Казаки-разбойники»

1

6

Русские народные игры: «Пятнашки», «Резиночка», «Часы пробили».

1

7

Русские народные игры: «Салки», «Кот и мыши», «Цепи-кованые».

1

8

Русская народная игра «Городки».

1

9

 Подвижные игры: «К своим флажкам», «Классики», «Ловишка с мячом».                       

1

10

 Подвижные игры: «Капитаны», «Кот идёт», «Вышибалы».

1

11

Подвижные игры: «Северный и южный ветер», «Перестрелка», «Вызов номеров».

1

12

Соревнования скороходов

1

13

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Тише едешь…».

1

14

«Мы туристы» - преодоление полосы препятствий.

1

15

«Школа мяча» - игровые задания с мячом.

1

16

 Подвижные игры со скакалкой: «Рыбак и рыбки», «Часы пробили», «Невод».

1

17

Эстафеты «Гонка мячей»

1

18

Эстафеты зверей

 

19

Эстафеты с обручами

1

20

Эстафеты со скакалкой

1

21

Эстафеты круговые

1

22

Встречные эстафеты

1

23

Эстафеты с кубиками

1

24

Комплексная эстафета

1

25

 Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

 

 

 

          ясно!»

1

26

 Бурятская народная игра «Ищем палочку» (на открытой спортивной площадке).                     

1

27

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

28

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки».

и              

1

29

Марийская народная игра «Катание мяча» и другие игры с мячом.

1

30

Татарская народная игра «Серый волк». Чувашская игра «Рыбки»

1

                    Тематическое планирование занятий второго года обучения.

п/п

 

Тема занятия

Кол-во

часов

 

Характеристика деятельности учащихся

1

Русские народные игры: «Лапти», «Гори, гори ясно», «Ручеёк»

1

Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр.

Объяснять пользу русских народных игр. Проявлять интерес и желание            демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.

Распределяться на команды по физическим способностям.

Участвовать в спортивных играх.

Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности.

Рассказывать о правилах спортивных игр.

Использовать спортивные и подвижные игры для организации активного отдыха и досуга.

Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды в спортивных играх.

Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток в разминке.

2

Русские народные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Цепи-кованые».

1

3

Русские народные игры: «Пекарь», «Двойные горелки», «Охотники и утки»

1

4

   Русские народные игры «Лапта», «Филин и пташки», «Мышеловка».

1

5

Русские народные игры: «Салки на одной ноге», «Ловушки с лентами»,              «Почтальон».

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Частное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа «Индра»

Кировского района г. Екатеринбурга



Утверждаю:

Директор школы

Агеева Н.Н.______________

Приказ №50

«31» августа 2021 г.





Решение Педагогического совета

Протокол

№1 от 31.08.2021















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Игры старого двора»

Класс:3,4,5

Составила: Ермолина Т.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игры старого двора» разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части спортивно-оздоровительного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, составлена на основе программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 1-4 классы: Авт.-сост. В.Н. Шаулин – издательский дом «Федоров» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова) - 2011г., Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010., Программа «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО (автор Г.А. Воронина, 2007г при составлении программы использовались УМК. Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008; Подвижные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. С.С. Пичугин. Начальная школа плюс до и после: журн. – 2006. - №1.; Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры, - М: СпортАкадемПресс, 2002; Подвижные игры В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. – М.: Просвещение,1997.

Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Программный материал спланирован на основе подвижных игр. Предназначен для спортивно-оздоровительной работы с детьми, проявляющих свой познавательный интерес к физической культуре и спорту, а также к знаниям и умениям организации здорового образа жизни.

Целью программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, создание условий для физического развития детей, формирования личности ребенка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи программы:

- активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;

- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью применения их в организации своего отдыха и досуга;

- формировать умение самостоятельно организовывать и проводить игры с учетом особенностей количества участников, места проведения и наличия спортивного инвентаря;

- привитие интереса к осознанному обучению правил подвижных игр для использования их в повседневной жизни;

-укрепление здоровья школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование основ здорового образа жизни.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре своей страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижение науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них – это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление здоровья детей.

В соответствии со структурой двигательной деятельности программа по «Играм старого двора» включает в себя три основных раздела: «Знания о подвижных играх» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности во время игр (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально – мотивационный компонент деятельности).

В рабочей программе двигательная деятельность на занятиях по подвижным играм представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами подвижных игр, во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию

В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению подвижных игр, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, гигиенических процедур.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях подвижными играми и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории возникновение и развитие подвижных игр, раскрываются педагогическая характеристика подвижных игр и методика их проведения, даются представления об общей и специальной физической подготовке, и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся подвижные игры из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных занятий по подвижным играм.

Содержание программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся с 1 по 5 класс на 30 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.


Тематическое планирование – 1 год обучения

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

8

2

Подвижные игры

8

3

Эстафеты

8

4

Игры народов России

6


итого

30










Тематическое планирование – 2 год обучения

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

6

2

Подвижные игры

10

3

Спортивные игры

10

4

Игры народов России

4


итого

30










Тематическое планирование – 3 год обучения

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

6

2

Подвижные игры

10

3

Спортивные игры

10

4

Игры народов России

4


итого

30










Тематическое планирование – 4 год обучения

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

6

2

Подвижные игры

10

3

Спортивные игры

10

4

Игры народов России

4


итого

30










Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоци­ональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.


Методические рекомендации

1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомлённые центры.

3. Игры с быстрым нахождением своего места, В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1 раздел - «Русские народные игры»
2 раздел - «Игры народов России»

3 раздел - «Подвижные игры»

4 раздел - «Эстафеты»

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8 лет, помимо движения, нужен ещё и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу:

«Русские народные игры» - провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России» - познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры» - совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

«Эстафеты» - познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Режим занятий:

Занятия продолжительностью 45 минут проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые результаты:

- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движения;

- учащийся начальной школы сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Тематическое планирование занятий первого года обучения.

п/п


Тема занятия

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся

1

Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»,

«Казаки-разбойники»

1

Участвовать в подвижных играх.

Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.

Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр.

Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности

Объяснять пользу подвижных игр.

Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий 

Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга.

Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды.

Распределяться на команды с помощью считалочек.

Выполнять организующие команды по распоряжению учителя.

Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.).

Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток

Определять, с помощью каких частей тела выполняются передвижения. Находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных

2

Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки»


1

3

Русские народные игры: «Филин и пташки», «Салки», «Охотники и зайцы»

1

4

Русские народные игры «Волк во рву», «Палочка- выручалочка», «Фанты»

1

5

Русские народные игры: «Птицелов», «Ловушки с приседаниями», «Казаки-разбойники»

1

6

Русские народные игры: «Пятнашки», «Резиночка», «Часы пробили».

1

7

Русские народные игры: «Салки», «Кот и мыши», «Цепи-кованые».

1

8

Русская народная игра «Городки».


1

9

Подвижные игры: «К своим флажкам», «Классики», «Ловишка с мячом».

1

10

Подвижные игры: «Капитаны», «Кот идёт», «Вышибалы».

1

11

Подвижные игры: «Северный и южный ветер», «Перестрелка», «Вызов номеров».

1

12

Соревнования скороходов

1

13

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Тише едешь…».

1

14

«Мы туристы» - преодоление полосы препятствий.

1

15

«Школа мяча» - игровые задания с мячом.

1

16

Подвижные игры со скакалкой: «Рыбак и рыбки», «Часы пробили», «Невод».

1

17

Эстафеты «Гонка мячей»

1

18

Эстафеты зверей


19

Эстафеты с обручами

1

20

Эстафеты со скакалкой

1

21

Эстафеты круговые

1

22

Встречные эстафеты

1

23

Эстафеты с кубиками

1

24

Комплексная эстафета

1

25

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»




ясно!»


1

26

Бурятская народная игра «Ищем палочку» (на открытой спортивной площадке).

1

27

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

28

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки».

и

1

29

Марийская народная игра «Катание мяча» и другие игры с мячом.


1

30

Татарская народная игра «Серый волк». Чувашская игра «Рыбки»

1

Тематическое планирование занятий второго года обучения.

п/п


Тема занятия

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся

1

Русские народные игры: «Лапти», «Гори, гори ясно», «Ручеёк»

1

Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр.

Объяснять пользу русских народных игр. Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.

Распределяться на команды по физическим способностям.

Участвовать в спортивных играх.

Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности.

Рассказывать о правилах спортивных игр.

Использовать спортивные и подвижные игры для организации активного отдыха и досуга.

Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды в спортивных играх.

Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток в разминке.


2

Русские народные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Цепи-кованые».


1

3

Русские народные игры: «Пекарь», «Двойные горелки», «Охотники и утки»

1

4

Русские народные игры «Лапта», «Филин и пташки», «Мышеловка».

1

5

Русские народные игры: «Салки на одной ноге», «Ловушки с лентами», «Почтальон».

1

6

Русские народные игры: «Круговые пятнашки», «Скакалочка», «Чай-чай, выручай».

1

7

Подвижные игры: «Светофор», «Переправа», «Падающая палка».

1

8

«Возьми городок», «Пятнашки по кругу», «Тише едешь».

1

9

«Сумей догнать», «Сквозь обруч», «Меткий глаз».

1

10

«Школа мяча».

1

11

Подвижные игры на свежем воздухе «Казаки – разбойники», «Резиночка», «Классики».

1

12

«Круговая лапта», «Выше ноги от земли», «Услышь своё имя».

1

13

«Тяни-толкай», «Третий лишний», «Садовник».

1

14

Эстафеты с обручами.

1

15

Эстафеты с мячами.

1

16

Эстафеты со скакалками.

1

17

Баскетбол.

1

18

Пионербол.

1

19

Большой теннис.

1

20

Гандбол.

1

21

Футбол.

1

22

Волейбол.

1

23

Бадминтон.

1

24

Настольный теннис.

1

25

Хоккей.

1

26

Любимые спортивные игры.

1

27

Мордовские народные игры.

1

28

Калмыцкие народные игры.

1

29

Казахские народные игры.

1

30

Тувинские народные игры.

1


Тематическое планирование занятий третьего года обучения.


п/п


Тема занятия

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся


1

Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»,

«Казаки-разбойники»

1

Участвовать в подвижных играх.

Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.

Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр.

Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности

Объяснять пользу подвижных игр.

Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий 

Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга.

Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды.

Распределяться на команды с помощью считалочек.

Выполнять организующие команды по распоряжению учителя.

Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.).

Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток

Определять, с помощью каких частей тела выполняются передвижения. Находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных


2

Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки»


1


3

Русские народные игры: «Филин и пташки», «Салки», «Охотники и зайцы»

1


4

Русские народные игры «Волк во рву», «Палочка- выручалочка», «Фанты»

1


5

Русские народные игры: «Птицелов», «Ловушки с приседаниями», «Казаки-разбойники»

1


6

Русские народные игры: «Пятнашки», «Резиночка», «Часы пробили».

1


7

Русские народные игры: «Салки», «Кот и мыши», «Цепи-кованые».

1


8

Русская народная игра «Городки».


1


9

Подвижные игры: «К своим флажкам», «Классики», «Ловишка с мячом».

1


10

Подвижные игры: «Капитаны», «Кот идёт», «Вышибалы».

1


11

Подвижные игры: «Северный и южный ветер», «Перестрелка», «Вызов номеров».

1


12

Соревнования скороходов

1


13

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Тише едешь…».

1


14

«Мы туристы» - преодоление полосы препятствий.

1


15

«Школа мяча» - игровые задания с мячом.

1


16

Подвижные игры со скакалкой: «Рыбак и рыбки», «Часы пробили», «Невод».

1


17

Эстафеты «Гонка мячей»

1


18

Эстафеты зверей



19

Эстафеты с обручами

1


20

Эстафеты со скакалкой

1


21

Эстафеты круговые

1


22

Встречные эстафеты

1


23

Эстафеты с кубиками

1


24

Комплексная эстафета

1


25

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»




ясно!»


1


26

Бурятская народная игра «Ищем палочку» (на открытой спортивной площадке).

1


27

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1


28

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки».

и

1


29

Марийская народная игра «Катание мяча» и другие игры с мячом.


1


30

Татарская народная игра «Серый волк». Чувашская игра «Рыбки»

1



Тематическое планирование занятий четвертого года обучения.


п/п


Тема занятия

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся

1

Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»,

«Казаки-разбойники»

1

Участвовать в подвижных играх.

Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.

Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр.

Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности

Объяснять пользу подвижных игр.

Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий 

Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга.

Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды.

Распределяться на команды с помощью считалочек.

Выполнять организующие команды по распоряжению учителя.

Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.).

Выполнять упражнения, входящие в комплексы физкультминуток

Определять, с помощью каких частей тела выполняются передвижения. Находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных

2

Русские народные игры: «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки»


1

3

Русские народные игры: «Филин и пташки», «Салки», «Охотники и зайцы»

1

4

Русские народные игры «Волк во рву», «Палочка- выручалочка», «Фанты»

1

5

Русские народные игры: «Птицелов», «Ловушки с приседаниями», «Казаки-разбойники»

1

6

Русские народные игры: «Пятнашки», «Резиночка», «Часы пробили».

1

7

Русские народные игры: «Салки», «Кот и мыши», «Цепи-кованые».

1

8

Русская народная игра «Городки».


1

9

Подвижные игры: «К своим флажкам», «Классики», «Ловишка с мячом».

1

10

Подвижные игры: «Капитаны», «Кот идёт», «Вышибалы».

1

11

Подвижные игры: «Северный и южный ветер», «Перестрелка», «Вызов номеров».

1

12

Соревнования скороходов

1

13

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Тише едешь…».

1

14

«Мы туристы» - преодоление полосы препятствий.

1

15

«Школа мяча» - игровые задания с мячом.

1

16

Подвижные игры со скакалкой: «Рыбак и рыбки», «Часы пробили», «Невод».

1

17

Эстафеты «Гонка мячей»

1

18

Эстафеты зверей


19

Эстафеты с обручами

1

20

Эстафеты со скакалкой

1

21

Эстафеты круговые

1

22

Встречные эстафеты

1

23

Эстафеты с кубиками

1

24

Комплексная эстафета

1

25

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»




ясно!»


1

26

Бурятская народная игра «Ищем палочку» (на открытой спортивной площадке).

1

27

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

28

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки».

и

1

29

Марийская народная игра «Катание мяча» и другие игры с мячом.


1

30

Татарская народная игра «Серый волк». Чувашская игра «Рыбки»

1




  1. Перечень спортивного инвентаря и оборудования

Наименование

Количество

I

Спортивный зал

1

II

Гимнастическое оборудование:


1.

Подвесная перекладина

2

2.

Гимнастическая стенка

3

3.

Канаты для лазания

1

4.

Канат для перетягивания

1

5.

Перекладина пристенная

2

6.

Кубики малые

25

7.

Кубики средние

25

8.

Кубики большие

6

9.

Мат гимнастический

4

10.

Скамейка гимнастическая

3

11.

Козёл

1

12.

Палка гимнастическая

15

13.

Коврик гимнастический

3

14.

Мостик

1

15.

«Дорожка» гимнастическая

1

16.

Диск «Здоровье»

4

17.

Скакалки

20

18.

Гантели

6

19.

Гири

1

20.

Эспандер-жгут

2

21.

Обруч гимнастический

30

22.

Дуга малая

1

23.

Дуга средняя

2

24.

Дуга большая

1

25.

Тоннель

2

III

Инвентарь и оборудование для спортивных игр:



1.

Стол теннисный

1

2.

Набор для игры в теннис

1

3.

Ракетка

2

4.

Щит баскетбольный

2

5.

Сетка волейбольная

2

6.

Мяч баскетбольный

18

7.

Мяч волейбольный

18

8.

Мяч гандбольный

15

9.

Мяч хоккейный

8

10.

Мяч теннисный

20

11.

Мяч футбольный

9

12.

Мяч набивной

4

13.

Мяч массажный

16

14.

Клюшка хоккейная

18

15.

Шайбы

10

16.

Мишень навесная

2

17.

Площадка волейбольная 9 х 18 м.

1

18.

Граната (500г/ 700г)

2

19.

Стойки волейбольные

1

20.

Флажок судейский

2

IV

Оборудование и инвентарь для лёгкой атлетики:

1

1.

Сектор для прыжков в высоту с разбега

1

2.

Сектор для прыжков в длину с разбега

1

3.

Беговая дорожка 300 м


4.

Полоса препятствий

1

5.

Ядро

1

6.

Планка для прыжков

1

7.

Палочка эстафетная

6

8.

Набор флажков

18

9.

Хронометр

2

10.

Мяч для метания (150 г)

4

11.

Мячи малые резиновые

4

12.

Указатель старта и финиша

2

13.

Комплект нагрудных номеров

6

V

Лыжный инвентарь:


1.

Лыжи пластиковые

5

2.

Палки

20

3.

Ботинки лыжные

25

4.

Лыжи деревянные

20

5.

Аптечка медицинская

1

  1. Методическое обеспечение – интернет-ресурсы