Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическое конструирование» 1 Б класс
Пояснительная записка
Общие сведения о Рабочей программе
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса « Математическое конструирование» составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МАОУ « Лицей № 7 г. Черняховска»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
В календарно- тематическое планирование могут вноситься изменения в связи с непредвиденными ситуациями ( карантин, погодные условия, чрезвычайные ситуации, приказы директора МАОУ Лицей № 7, приказы УО и ОД и т.п.)
Общая характеристика курса
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребѐнка
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
2. Развитие творческих способностей младших школьников.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «Математическое конструирование»» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Описание места курса в учебном плане:
На изучение курса по внеурочной деятельности «Математическое конструирование» в 1 классе отводится:
– количество часов в год – 33;
– количество часов в неделю – 1.
Организация образовательного процесса
Технологии работы:
технологии личностно-ориентированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
технология развивающего обучения;
использование ИКТ;
технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методы работы:
словесные методы;
наглядные методы;
практические методы.
Формы работы:
групповая работа;
индивидуальная работа;
фронтальная работа
Формирование компетентностей
Содержание программы направлено на формирование ключевых компетентностей:
социальной;
коммуникативной;
читательской;
информационной;
исследовательской.
Ключевые компетентности формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами.
Результаты освоения курса
К концу 1 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель,
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника.
Основное содержание курса
Вводный урок.
Знакомство с целями занятий по программе «математическое конструирование». Связь со школьными предметами. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм».
Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник.
Расширить представления детей о геометрических фигурах – треугольниках и четырехугольниках. Учить строить треугольники и четырехугольники из пластилина, палочек и кусочков проволоки. Учить видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.
Отрезок, точка.
Дать понятие о точке и отрезке как геометрических фигурах. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка)
Измерение длины отрезка. Сантиметр.
Уточнение знаний об отрезках, их применении при вычерчивании геометрических фигур. Познакомить с единицей измерения длины – сантиметром. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков)
Вычерчивание отрезка заданной длины
Формирование умения сравнивать отрезки, строить отрезки определенной длины на клетчатой и нелинованной бумаге.
Единица длины – дециметр.
Знакомство с более крупной единицей измерения длины – дециметром. Соотношение сантиметра и дециметра. Измерение длин отрезков в дециметрах.
Проект «Что меряют, чем меряют»
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Многоугольник.
Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур.
Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм»
По рисункам составить фигуры из частей квадрата
Элементы графического диктанта
Уточнение пространственных представлений (вправо-влево, вверх, вниз)
Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида.
Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида. Поиск в предметах повседневной жизни. Моделирование геометрических тел из пластилина (шар, конус). Моделирование геометрических тел из бумаги (цилиндр). Моделирование из проволоки (пирамида).
Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел»
Симметрия.
Зеркальное отражение предметов. Понятие симметрии. Симметрия в природе. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков (на клетчатой бумаге), перегибанием и отпечатыванием на нелинованной бумаге.
Проект «Моя головоломка»
Тематическое планирование
№ | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм» | 1 | 0.5 | 0.5 |
2. | Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | 2 | 0.5 | 1.5 |
3. | Отрезок, точка. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка). | 2 | 0.5 | 1.5 |
4. | Измерение длины отрезка. Сантиметр. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков). | 2 | 1 | 1 |
5. | Вычерчивание отрезка заданной длины. | 1 | 0 | 1 |
6. | Единица длины – дециметр. Измерение длин отрезков в дециметрах. | 2 | 1 | 1 |
7. | Проект «Что меряют, чем меряют» | 2 | 0.5 | 1.5 |
8. | Многоугольник. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур. | 3 | 1 | 2 |
9. | Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». | 3 | 0.5 | 2.5 |
10. | Элементы графического диктанта. | 2 | 0.5 | 1.5 |
11. | Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида. Моделирование геометрических тел из пластилина. Моделирование геометрических тел из бумаги. | 6 | 3 | 3 |
12. | Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел» | 2 | 0.5 | 1.5 |
13. | Симметрия. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков. | 3 | 1 | 2 |
14. | Проект «Моя головоломка» | 2 | 0.5 | 1.5 |
| Итого: | 33 | 11 | 22 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
планир | провед |
1 | Вводное занятие. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм» | 1 | | |
2-3 | Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | 2 | | |
4-5 | Отрезок, точка. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка). | 2 | | |
6-7 | Измерение длины отрезка. Сантиметр. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков). | 2 | | |
8 | Вычерчивание отрезка заданной длины. | 1 | | |
9-10 | Единица длины – дециметр. Измерение длин отрезков в дециметрах. | 2 | | |
11-12 | Проект «Что меряют, чем меряют» | 2 | | |
13-15 | Многоугольник. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур. | 3 | | |
16-18 | Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». | 3 | | |
19-20 | Элементы графического диктанта. | 2 | | |
21-26 | Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида. Моделирование геометрических тел из пластилина. Моделирование геометрических тел из бумаги. | 6 | | |
27-28 | Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел» | 2 | | |
29-31 | Симметрия. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков. | 3 | | |
32-33 | Проект «Моя головоломка» | 2 | | |