Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета», 1Б класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса « Путешествие по стране Этикета»» составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 7 г. Черняховска»;
-авторской программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах»
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-хклассов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Общая характеристика курса
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Все пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России- продолжается формирование позитивного отношения ребенка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника. Имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Курс окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.
Описание места курса в учебном плане:
На изучение курса по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета» в 1 классе отводится:
– количество часов в год – 33ч.
– количество часов в неделю-1 ч.
Результаты освоения курса
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия: оценивать ситуации и поступки, объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Регулятивные универсальные учебные действия: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществить действия по реализации плана, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные универсальные учебные действия: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные универсальные учебные действия: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понять другие позиции (взгляды, интересы), договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
Содержание курса
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Тема 3. Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Тема 4. Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 5. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Тема 7. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Тема 9. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Тема 10. Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Тема 11. Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Тема 12. Продолжение сказки об этикете.
Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.
Тема 13. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.
Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Тема 17. Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».
Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Тема 19. Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
Тема 20. У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Тема 21. Мы соберём большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 22. Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
Тема 24. Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 25. Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Тема 26. Мой класс – мои друзья.
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 27. Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 28. Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Тема 30. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Тема 31-33. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
В календарно- тематическое планирование могут вноситься изменения в связи с непредвиденными ситуациями ( карантин, погодные условия, чрезвычайные ситуации, приказы директора МАОУ «Лицей № 7 г. Черняховска», приказы Управления образования и т.п.)
Тематическое планирование
1 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
Этика общения. 7ч. |
1 | Доброе слово что ясный день | 1 | Познавательная беседа. Игра |
2 | Если вы вежливы | 1 | Познавательная беседа. Игра |
3 | Да здравствует мыло душистое | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки |
4 | Когда идёшь по улице | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города. |
5 | Узнай себя | 1 | Путешествие в сказку. Конкурсы. |
6 | Нам счастья не сулит обида чья-то | 1 | Рассказ. Беседа. Игра |
7 | Подарок коллективу | 1 | Урок-сюрприз. Игры |
Этикет. 8ч. |
8 | Простые правила этикета | 1 | Беседа. Решение задач |
9 | Повседневный этикет | 1 | Ответы на вопросы. Игра |
10 | Весёлые правила хорошего тона | 1 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры |
11 | Сказка об этикете | 1 | Познавательная беседа. Игра |
12 | Продолжение сказки об этикете | 1 | Познавательная беседа. Игра |
13 | Путешествие в страну этикета | 1 | Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки. |
14-15 | Просим к столу | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в столовой гимназии. |
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч. |
16 | Путешествие в волшебную сказку | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. |
17 | Я могу быть волшебником | 1 | Познавательная беседа. Игра |
18 | Маленькое дело лучше большого безделья | 1 | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. |
19 | Любимый уголок родной Отчизны | 1 | Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города. |
20 | У каждого героя свои герои | 1 | Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея. |
21 | Мы соберём большой хоровод | 1 | Познавательная беседа. Игра |
22 | Я люблю маму милую мою | 1 | Познавательная беседа. Игра. |
23 | Поздравляем наших мам | 1 | Праздник. |
24 | Люби всё живое | 1 | Посещение выставочного зала. Беседа. |
Этика отношений в коллективе. 9ч. |
25 | Если радость на всех одна | 1 | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. |
26 | Мой класс – мои друзья | 1 | Познавательная беседа. Игра. |
27 | Самолюб никому не люб | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. |
28 | Поиграем и подумаем | 1 | Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе. |
29 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. |
30 | Путешествие в мир добрых мыслей | 1 | Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма. |
31-33 | Доброта что солнце | 3 | Праздник. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
планир | Провед |
1 | Доброе слово что ясный день | 1 | | |
2 | Если вы вежливы | 1 | | |
3 | Да здравствует мыло душистое | 1 | | |
4 | Когда идёшь по улице | 1 | | |
5 | Узнай себя | 1 | | |
6 | Нам счастья не сулит обида чья-то | 1 | | |
7 | Подарок коллективу | 1 | | |
8 | Простые правила этикета | 1 | | |
9 | Повседневный этикет | 1 | | |
10 | Весёлые правила хорошего тона | 1 | | |
11 | Сказка об этикете | 1 | | |
12 | Продолжение сказки об этикете | 1 | | |
13 | Путешествие в страну этикета | 1 | | |
14-15 | Просим к столу | 2 | | |
16 | Путешествие в волшебную сказку | 1 | | |
17 | Я могу быть волшебником | 1 | | |
18 | Маленькое дело лучше большого безделья | 1 | | |
19 | Любимый уголок родной Отчизны | 1 | | |
20 | У каждого героя свои герои | 1 | | |
21 | Мы соберём большой хоровод | 1 | | |
22 | Я люблю маму милую мою | 1 | | |
23 | Поздравляем наших мам | 1 | | |
24 | Люби всё живое | 1 | | |
25 | Если радость на всех одна | 1 | | |
26 | Мой класс – мои друзья | 1 | | |
27 | Самолюб никому не люб | 1 | | |
28 | Поиграем и подумаем | 1 | | |
29 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | | |
30 | Путешествие в мир добрых мыслей | 1 | | |
31-33 | Доброта что солнце | 3 | | |