СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Почемучка»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальное направление 2016год 2 часа.ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Почемучка»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дьяконовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.М.Ломакина»

Октябрьского района Курской области







Программа


внеурочной деятельности

интеллектуального направления

«Почемучка»








Составила технологии

учитель Дмитриева В. Г.













2016-2017 учебный год


Пояснительная записка.

В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО второго поколения), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,

проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.

Современные подходы к образованию рассматривают личность как самобытную индивидуальность, способную взаимодействовать и общаться с другими людьми. Соответственно активность личности рассматривается как специфичное, присущее каждому отдельному человеку свойство, и для ее развития необходимо искать и создавать условия с учетом внутренних резервных возможностей личности к саморазвитию. Поэтому цель данной деятельности - рассмотреть формирование проективной культуры младших школьников в познавательном творчестве.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Почемучка».

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

  • Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.


Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность


Общая характеристика курса


Рабочая программа «Почемучка» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

Программа «Почемучка» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Отличительными особенностями программы «Почемучка» являются:


1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.


Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Программа «Почемучка» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Почемучка» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО второго поколения.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучка»


Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учеников.

Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Почемучка» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • -предвосхищать результат.

  • -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • - предлагать помощь и сотрудничество;

  • - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • - формулировать собственное мнение и позицию;

  • - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • - ставить и формулировать проблемы;

  • - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • - установление причинно-следственных связей;


Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, ведение портфолио классов).


Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1 год обучения: опросные листы, тесты, беседы

2-4 год обучения: тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: 1 год обучения учитель, а во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются Листы самооценки «Мои достижения».

Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся

  • создание ситуации успеха для каждого ученика

  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

  • приобретение навыков саморефлексии

Ожидаемые результаты реализации программы.

    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, малой родине; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к самоопределению; развитие социальной культуры.

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Программа «Почемучка» призвана предоставить возможность:

- помочь удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим культуру.


Содержание тем


Обзор разделов и тем.

Откуда взялись буквы – из букваря? Какая самая интересная книга?

Кто придумал классную доску?

Кто придумал рисовать красками и откуда они взялись? Как делают глобус? Откуда взялись слова «пенал», «альбом», «каникулы», «дисплей», «компьютер»?

Откуда учительница всё знает и может ответить на любой вопрос? Как вылечиться от лени и где учат работать?

Где у людей совесть? Какое слово самое крепкое?

Почему в книжке лошадь зелёная?

что такое тундра?

Почему у глобуса «белая шапка»?

Что такое тундра?

Какое поле самое-самое большое?

Где живёт крокодил?

Пустыня – это, там где всегда пусто?

Экологическая тревога – раненая земля, ядовитые дожди и тающие льды.

Можно ли просверлить Землю насквозь? Может ли земля с летом встретиться?

Как появляются горы?

Почему бывают землетрясение?

Где ночует солнышко?

Что такое вулкан?

Пустыня – это, там где всегда пусто? Экологическая тревога – раненая земля, ядовитые дожди и тающие льды.

Можно ли просверлить Землю насквозь? Может ли земля с летом встретится?

Как появляются горы? Почему бывают землетрясение?

Где ночует солнышко? Что такое вулкан?

Как называется звезда, которую видно днём? Что такое подземные богатства?

Почему Луна не падает на землю?

Кто обгрыз месяц?

Сколько звёзд на небе?

Есть у звезды хвост? Сколько звёзд на небе? Почему в космос летают на ракете?

Зачем лететь в космос? Почему ракета летит и как устроена ракета?

Зачем космонавту скафандр? почему «буран» называют «бураном»

Почему репейник колючий? Почему говорят: лес - наше богатство?

Зачем птицы поют? Почему совы охотятся в темноте? У какой птицы самое лучшее гнездо? А животные умеют разговаривать?

Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? Почему в одних сказках заяц - белый, а в других – серый?

Какой зверь самый хищный на свете? Почему кошка так часто умывается?

Для чего кошкам усы?

Кто чует лучше всех?

Почему волк, заяц, лиса и медведь очутились в сказке?

За что белого мишку вписали в красную книжку?

Куда делся сахар, когда я помешал чай ложечкой? Что могут химики?

Почему скрипит дверь?

Почему коньки по льду скользят, а по полу нет?

Почему стакан звякает, комар пищит, а шмель гудит?

Где прячется эхо? Почему зажигаются спички?

Почему, если лампочка лопнет она ещё и хлопнет? Чему научились за год?











Тематическое планирование


№ недели

№ занятия

Тема занятия

1неделя

1-2

Вводное занятие.

Обзор разделов и тем.

2неделя

3-4

Откуда взялись буквы – из букваря? Какая самая интересная книга? 334-351

3 неделя

5-6

Кто придумал классную доску? 355-358 Кто придумал рисовать красками и откуда они взялись359-363

4неделя

7-8

Как делают глобус? Откуда взялись слова «пенал», «альбом», «каникулы», «дисплей», «компьютер»? 365-366

5неделя

9-10

Откуда учительница всё знает и может ответить на любой вопрос? 369 Как вылечиться от лени и где учат работать? 372-374

6 неделя


11-12

Где у людей совесть ? Какое слово самое крепкое? 375-377

7 неделя


13-14

Почему в книжке лошадь зелёная? 377 Что такое тундра?

8 неделя


15-16

Почему у глобуса «белая шапка»? 13-18 Что такое тундра?

9неделя


17-18

Какое поле самое-самое большое? 22-24 Где живёт крокодил?27

10 неделя

19-20

Пустыня – это, там где всегда пусто? 24 - 27Экологическая тревога – раненая земля, ядовитые дожди и тающие льды. 31-32

11неделя

21-22

Можно ли просверлить Землю насквозь? 34-37Может ли земля с летом встретится? 33

12 неделя


23-24

Как появляются горы? 39-46 Почему бывают землетрясение?35

13 неделя

25-26

Где ночует солнышко? 54-57 Что такое вулкан?36

1 4неделя

27-28

Как называется звезда, которую видно днём? 58-61Что такое подземные богатства? 37

15 неделя


29-30

Почему Луна не падает на землю? 62-67 Кто обгрыз месяц? 62

16неделя

31-32

Сколько звёзд на небе? 69-73 Есть у звезды хвост? 72

17 неделя


33-34

Сколько звёзд на небе? Почему в космос летают на ракете? 75-85

18 неделя

35-36

Зачем лететь в космос? 88 – 89Почему ракета летит и как устроена ракета?77

19 неделя

37-38

Зачем космонавту скафандр? 81 почему «буран» называют «бураном»

20 неделя

39-40

Почему репейник колючий? 186-193 Почему говорят: лес - наше богатство?178-183

21 неделя

41-42

Зачем птицы поют? 197-200 Почему совы охотятся в темноте? 199

22 неделя

43-44

У какой птицы самое лучшее гнездо? 202 А животные умеют разговаривать? 200

23 неделя

45-46

Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? 208 -210почему в одних сказках заяц - белый, а в других – серый? 205

24 неделя

47-48

Какой зверь самый хищный на свете? 212-217почему кошка так часто умывается? 209

25 неделя

49-50

Для чего кошкам усы? 209

Кто чует лучше всех? 210

26 неделя

51-52

Почему волк, заяц, лиса и медведь очутились в сказке?214

За что белого мишку вписали в красную книжку? 217

27 неделя

53-54

Куда делся сахар, когда я помешал чай ложечкой? 229 что могут химики?230 Почему скрипит дверь? 232

28 неделя

55-56

Почему коньки по льду скользят, а по полу нет? 233 Почему стакан звякает, комар пищит, а шмель гудит? 234

29 неделя


57-58

Где прячется эхо? 234 Почему зажигаются спички? 236

30 неделя

59-60

Откуда градусник знает – тепло, холод? 237-238 Почему в холодильнике холодно? 240

31 неделя


61-62

Где мороз прячется летом? 240 Что в термосе греет чай? 242

32 неделя


63-64

Кто сделал в хлебе дырочку?225 Отчего молоко прокисает7 226

33 неделя


34 неделя


65-66


67-68

Откуда берется бензин? 44 Почему у газовой плиты огоньки? 47


Почему, если лампочка лопнет, она ещё и хлопнет?

Чему научились за год?


Литература



  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

  2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/

  3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/

  4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html


  1. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

  2. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

  3. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.

  4. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

9. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.

10. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.

11. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.

12. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.

13. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.

14. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.

15. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).

16. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

17. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.

18. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.

19. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.

20.Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.

21. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.