Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы дополнительного художественного образования детей Е.И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» Москва, «Просвещение», 2011г.
Разработчик программы: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории.
2018 г.
различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Данная программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Авторская программа используется без изменений.
Тема | Количество часов по программе | Краткое содержание учебной темы | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий |
Живопись | 9 | Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частному. | Экскурсия на природу. |
Графика | 9 | Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей. | |
Скульптура | 4 | Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином (глиной). Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка фруктов, овощей, птиц, сладостей. | |
Аппликация | 4 | Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с тканью, из которой составляется орнамент, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций. | |
Бумажная пластика | 3 | Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее. | |
Работа с природными материалами | 3 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов. | |
Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | Определять наиболее удачные произведения, объяснять, чем они нравятся. | |
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Использование учебно-лабораторного оборудования |
план | факт |
Живопись (9 часов) |
1 | 03.09 | | Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). | Экскурсия на природу. |
2 | 10.09 | | Рисование бабочки с натуры. | Характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. | Презентация |
3 | 17.09 | | Рисование листьев деревьев. | Изучить природное явление листопад. | Экскурсия на природу. |
4 | 24.09 | | Рисование листьев клена. | Прием «вливания одного цвета в другой». Форма, пропорции предмета. Рисование листьев клёна. | |
5 | 01.10 | | Рисование дерева. | Особенности построения композиции разнообразие конструктивных растительных форм. Композиция, цветовое решение рисунка. | Презентация |
6 | 08.10 | | Рисование цветов. | Роль цветов в создании настроения человека. Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Приѐмы работы кистью (мазки). Свойства теплых и холодных цветов. Создание выразительного образа посредством цвета. Работа акварелью. | Презентация |
7 | 15.10 | | Рисование цветов. | |
8 | 22.10 | | Рисование грача. | Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Цветовые отношения, насыщение цветового пятна чѐрным цветом, прорисовывание деталей, контур. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. | Презентация |
9 | 05.11 | | Рисование грача. | |
Графика (9 часов) |
10 | 12.11 | | Введение. Типы линий. | Понятие штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке. Использование различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве. | |
11 | 19.11 | | Техника граттаж «Паутинка». | Понятие «Граттаж», приѐмы работы воском, гуашью. Процарапывание рисунка по восковому слою. | Презентация |
12 | 26.11 | | Техника цветные карандаши. Штрихи, упражнения. | Понятие штрих, линия. Разновидности линий, применение их в рисунке. Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки. | |
13 | 03.12 | | Техника цветные карандаши, фломастеры. | Понятие штрих, пятно, контур. Сочетание в работе разных материалов. Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей Орнамент в квадрате, геометрические фигуры. фломастерами. Составить орнамент из геометрических фигур в квадрате. | |
14 | 10.12 | | Техника фломастеры «Попугай». | Формирование композиционных навыков. Линейно- конструктивное построение рисунка. Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы Деление целого на части. | Презентация |
15 | 17.12 | | Техника чѐрный фломастер. «Зимнее дерево». | Линейно- конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа. Анализ формы. | |
16 | 24.12 | | Техника чѐрный фломастер. «Зимний лес». | Формирование композиционных навыков. Линейно- конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно. Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен. | Презентация |
17 | 14.01 | | Техника восковые мелки и акварель. «Снежинки». | Сочетание в работе разных материалов, свойство материалов. Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью. | |
18 | 21.01 | | Линия, штрих, пятно. «Сказочный замок». | Применение в рисунке разных выразительных средств (линия, штрих, пятно). Композиционное решение рисунка, анализ геометрических форм, линейное построение рисунка, цветовое пятно. | Презентация |
Скульптура (4 часа) |
19 | 28.01 | | Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином. | Узнать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). | |
20 | 04.02 | | Симметрия, пропорции. Насекомые (пластилин). | Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, в конструктивной лепке. Приѐмы работы (катание, вытягивание, сплющивание, заглаживание). Анализ конструктивной формы насекомых. Использование в работе приѐмов лепки. | Презентация |
21 | 18.02 | | Лепка из жгутиков (пластилин) «Улитка». | Понятие жгутик, приѐмы лепки. Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия. | Презентация |
22 | 25.02 | | Рельеф (пластилин) «Рыбка». | Изготовление материала для работы, приѐмы работы с новым материалом. Моделирование композиции «Подводный мир».Оформление работы в цвете. | Презентация |
Аппликация (4 часа) |
23 | 04.03 | | Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Выполнения аппликации «Ёжик» (технология выполнения обрывной аппликации). | |
24 | 11.03 | | Обрывная аппликация из бумаги «Жук на листочке». | Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы. Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации. | Презентация |
25 | 18.03 | | Аппликация «Осенний ковѐр». | Основы композиционного решения, разметка деталей, этапы выполнения. Заготовка деталей композиции, анализ конструктивных форм листьев, цветовое решение. | |
26 | 08.04 | | Объѐмная аппликация «Зимний пейзаж». | Понятия (объѐмная аппликация), создание композиции на заданную тему. Свойство бумаги ( сминание, скручивание). Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приѐмов работы с бумагой. | Презентация |
Бумагопластика (3 часа) |
27 | 15.04 | | Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги. | История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Выполнение творческой работы на тему «Голубь» (оригами). | |
28 | 22.04 | | «Солнышко и полянка» на плоскости. | Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой, скрученной бумаги. | |
29 | 29.04 | | «Солнышко и полянка» на плоскости. | |
Работа с природными материалами (3 часа) |
30 | 06.05 | | Аппликация из модифицированны х форм растений. «Грибок». | Последовательность изготовления работы с использованием аппликации из модифицированных форм растений. Заготовка деталей композиции (деталирование). Выполнение работы с использованием аппликации из деталей растений, изменение из форм, анализ заготовки модифицированных форм по эскизу. | Презентация |
31 | 13.05 | | Аппликация из семян клѐна «Львѐнок». | Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку. | Презентация |
32 | 20.05 | | «Ёлка в снегу». | Последовательность выполнения объѐмной работы. Пространственные представления. Композиционные навыки. Применение в работе разных материалов. Составление объѐмной композиции, соединение деталей. | Презентация |
Организация и обсуждение детских работ (1 ч) |
33 | 20.05 | | Подведение итогов года «Праздник творчества». | Организация и обсуждение выставки детских работ. Оформление работ, подготовка представления своих работ. Анализ выполненных работ, обсуждение, самооценка. | |