ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
курса внеурочной деятельности «Юный биолог»
Метапредметные результаты:
Обучащиеся должны уметь:
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты:
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—воспитание любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—умение слушать и слышать другое мнение;
—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Раздел | Общее количество часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Введение. Подготовительный этап | 2 | 1 | 1 |
2 | Опыты по теме «Поступление веществ в растительную клетку» | 3 | 1 | 2 |
3 | Опыты по теме «Корень» | 9 | 1 | 8 |
4 | Опыты по теме «Побег» | 9 | 1 | 8 |
5 | Опыты по теме «Вегетативное размножение цветковых растений» | 3 | 1 | 2 |
6 | Опыты по теме «Семя» | 9 | 1 | 8 |
Итого: | 35 | 6 | 29 |
Введение. Подготовительный этап (2 часа)
![]()
Предметные результаты: учащиеся знают основные методы изучения биологических объектов, правила техники безопасности в биологическом кабинете при работе с лабораторным оборудованием.
Метапредметные результаты: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.
Личностные результаты: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности при проведении биологических опытов.
Опыты по теме «Поступление веществ в растительную клетку» (3 часа)
Предметные результаты: учащиеся имеют представление об истории открытия клеточного строения организмов; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение; имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке, представления о процессах жизнедеятельности растительной клетки.
Метапредметные результаты: развиваются навыки проведения простейших биологических опытов и экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.
Личностные результаты: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.
Опыты по теме «Корень» (9 часов)
![]()
Предметные результаты: учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня, его участки; знают, как влияет на рост и развитие корнявлажность и температура.
Метапредметные результаты: развиваются навыки выполнения исследовательской работы, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями.
Личностные результаты: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся биологических процессов.
Опыты по теме «Побег» (9 часов)
![]()
Предметные результаты: учащиеся знают и могут рассказать о строении побега, о развитии побега из почки и его росте, о процессах фотосинтеза и испарения воды листьями.
Метапредметные результаты: развивается умение проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основании делать выводы.
Личностные результаты: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, работа в группе.
Опыты по теме «Вегетативное размножение цветковых растений» (3 часа)
![]()
Предметные результаты: учащиеся знают способы вегетативного размножения у цветковых растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования.
Метапредметные результаты: развиваются умения работать с биологическими объектами, сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения полученных результатов.
Личностные результаты: формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве.
Опыты по теме «Семя» (9 часов)
![]()
Предметные результаты: учащиеся могут назвать особенности процессов жизнедеятельности семян и проростков, объяснять значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян.
Метапредметные результаты: развиваются навыки выполнения исследовательской работы и оформления ее результатов.
Личностные результаты: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1.
Месяцы | Вид работы по конкретным опытам | Время от начала работы до получения результатов |
Сентябрь | Выращивание растений для опытов по минеральному питанию растений: - для опытов на естественном освещении - для опытов на электроосвещении | 6-7 недель 4-5 недель |
Октябрь | Постановка опытов по теме «Клеточное строение растительного организма» | от нескольких минут до 1 - 2 часов |
Постановка опытов по минеральному питанию растений: - на естественном освещении - на электрическом освещении | 3-4 недели 10-14 дней |
Выращивание растений для опытов по дыханию корней | 18-22 дня |
Выращивание растений по поглощению веществ корнем | 15-23 дня |
Проращивание семян для опыта по росту корня | 16-18 дней |
Выращивание растений для опытов по поглощению веществ корнем | 6-12 дней |
Проращивание семян для опытов по росту корня | 5-10 дней |
Постановка опытов по росту корня | 2-5 дней |
Постановка опытов по поглощению веществ корнем | 2-3 дня |
Выращивание растений для опытов по росту побега | 15-20 дней |
Ноябрь | Постановка опытов по дыханию корней | 2 дня |
Постановка опытов по росту побега | 5-10 дней |
Выращивание растений для опытов по фотосинтезу | 18-22 дня |
Ноябрь – декабрь | Выращивание растений для опытов по дыханию листьев | 14-28 дней |
Выращивание растений для опытов по испарению воды листьями | 21-23 дня |
Декабрь | Постановка опытов по фотосинтезу: - на естественном освещении зимой - на электрическом освещении | 3-4 дня 8-12 часов |
Декабрь – январь | Выращивание растений для опытов по передвижению веществ по побегу | 21-28 дней |
Январь | Выращивание растений для опытов по дыханию стеблей | 16-22 дня |
Постановка опытов по передвижению веществ по побегу | 1-2 дня |
Постановка опытов по дыханию стеблей | 2-3 дня |
Февраль | Постановка опытов по теме «Вегетативное размножение цветковых растений» | 10-15 дней |
Март – апрель | Постановка опытов по росту и питанию проростков | 3-4 недели |
Апрель | Постановка опытов по росту и питанию проростков | 2 недели |
Постановка опытов по влиянию температуры на прорастание семян | 5-7 дней |
Постановка опытов по набуханию семян при прорастании | 1-2 дня |
Постановка опытов по дыханию семян - для опытов | 3-4 дня |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица 2.
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание занятия |
Введение. Подготовительный этап (2 часа) |
1-2. | 2. | Правила ТБ. Выращивание растений для опытов | Правила техники безопасности. Работа со справочной литературой. Подготовка грунта и посуды. Выбор и подготовка объектов для опытов. Укоренение и посев растений. Выращивание растений для опытов по минеральному питанию растений: для опытов на естественном освещении, для опытов на электроосвещении |
Поступление веществ в растительную клетку (3 часа) |
3 | 1. | Поступление воды в клетку (на модели) | Доказать явление поступления воды в клетку в результате этого давления, обеспечивающего тургор, напряжение (упругость) клетки |
4 | 1. | Поступление растворенных в воде веществ в клетку (на модели) | Доказать возможность поступления растворенных в воде веществ в клетку и явление полупроницаемости оболочки клетки |
5 | 1. | Поступление веществ из воздуха в клетку | Доказать на модели возможность поглощения клеткой веществ из воздуха |
Корень (9 часов) |
6 | 1. | Рост корня в длину | Выяснить, как, какой частью корень растет в длину |
7 | 1. | Влияние на рост корня удаления его кончика | Выяснить, как влияет на рост корня удаление участка роста его в длину |
8 | 1. | Рост корня при различной температуре | Установить, влияет ли температура на скорость роста корня |
9 | 1. | Рост корней при различном доступе воздуха к ним | Выяснить, влияет ли на рост корней доступ воздуха к ним |
10 | 1. | Поглощение корнем растворенного в воде окрашенного вещества | Доказать, что корни поглощают растворенные в воде вещества, и они проходят в сосудах корня |
11 | 1. | Поглощение кислорода при дыхании корней (опыт с лучинкой) | Доказать, что корни поглощают из воздуха кислород, т.е. дышат |
12 | 1. | Поглощение корнем воды и передвижение ее в стебель | Доказать, что корни не только поглощают воду, но и обеспечивают передвижение ее в стебель (корневое давление) |
13 | 1. | Передвижение веществ по побегу | Поглощение корнем воды и передвижение ее в стебель при различных внешних условиях. Доказать, что корневое давление у растений зависит от внешних условий – от температуры и влажности почвы |
14 | 1. | Минеральное питание растений | Выращивание растений на растворе минеральных веществ. Показать, что для жизни растений необходимы минеральные вещества |
Побег (9 часов) |
15 | 1. | Рост молодого побега в длину | Выяснить, какой частью растет молодой побег в длину |
16 | 1. | Влияние на рост побега удаление верхушечной почки | Выяснить, как влияет на рост побега удаление его верхушечной почки |
17 | 1. | Рост побега при различных внешних условиях | Доказать, что рост побега в длину зависит от внешних условий – освещенности и температуры |
18 | 1. | Фотосинтез | Необходимость света для образования крахмала в листьях. Доказать, что крахмал в листьях образуется только на свету |
19 | 1. | Выделение кислорода листьями при фотосинтезе | Доказать, что листья выделяют кислород на свету и это происходит в результате фотосинтеза, т.е. при образовании крахмала |
20 | 1. | Дыхание листьев. | Поглощение кислорода при дыхании листьев (опыт с лучинкой). Доказать, что листья дышат, поглощая кислород из воздуха |
21-22 | 2. | Испарение воды листьями. | Обнаружение испаряемой листом воды (опыт с конденсацией паров). Испарение листом поглощаемой воды (опыт с визуальным и весовым определением). Доказать, что листья поглощают ииспаряют воду. |
23 | 1. | Прохождение воды и растворенных в ней веществ по побегу | Выяснить, по каким частям побега проходят вода и растворенные в ней вещества |
Вегетативное размножение цветковых растений (3 часа) |
24 | 1 | Необходимость воды для образования корней у черенков | Доказать необходимость для окоренения черенков одного из внешних условий – воды (влажной среды) |
25 | 1 | Необходимость доступа воздуха для образования корней у черенков | Доказать необходимость для окоренения черенков одного из внешних условий – воздуха |
26 | 1 | Необходимость тепла для окоренения черенков | Доказать необходимость для окоренения черенков одного из внешних условий – тепла |
Семя (9 часов) |
27 | 1 | Набухание семян при прорастании | Доказать поглощение воды семенами при их набухании |
28 | 1 | Набухание семян в почве | Доказать, что при набухании семена отнимают воду от почвы |
29 | 1 | Сила, развиваемая семенами при набухании | Показать, насколько велика механическая сила, создаваемая набухающими семенами |
30 | 1 | Необходимость для прорастания семян воды, тепла и доступа воздуха | Доказать необходимость для прорастания семян наличие одновременно трех внешних условий – воды, тепла, воздуха. |
31 | 1 | Проращивание семян при различной температуре | Доказать влияние температуры на прорастание семян |
32 | 1 | Поглощение кислорода при дыхании прорастающих семян | Показать, что прорастающие семена дышат, поглощая кислород из воздуха, как корни, листья и другие органы растения |
33 | 1 | Рост и дыхание проростков | Доказать, что дыхание необходимо для роста проростков |
34 | 1 | Изменение запасных веществ в семени при росте проростков | Доказать, что запасные вещества семени расходуются по мере роста проростов – на их рост |
35 | 1 | Рост проростков с различным количеством питательных веществ в семени | Доказать, что рост проростков происходит за счет запасных веществ семени |

12