Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Соль-Илецка»
Оренбургской области
Тема выступления
«Внеурочная деятельность, как способ реализации проекта «Успех каждого ребёнка»
Выполнила: Немечкина Н.С., учитель начальных классов
Категория: высшая
Стаж: 20 лет
г. Соль-Илецк
2020-2021 учебный год
Слайд №1
7 мая 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ о национальном проекте «Образование», реализация которого охватит период с 2019 до 2024 года.
Цель 1: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Цель 2: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Слайд №2
Структура национального проекта включает следующие направления.
Слайд №3 Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Ступенькой на пути реализации данного проекта является внеурочная деятельность учащихся.
В ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. С введением новых стандартов в российских школах изменилось место внеурочной деятельности, поскольку она получила статус равноправного члена образовательного процесса наряду с учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчеркнуло ее значимость в новой образовательной концепции. Одной из главных задач, которые призвана была решать внеурочная работа в школе, была возможность открыть доступ к дополнительным формам образования детям начальных классов, которые в силу разных причин не могли посещать спортивные, музыкальные, художественные школы. Именно внеурочный процесс дает возможность реализовать индивидуальный подход к ребенку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес.
Слайд №4
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Если ребенок не успешен в учебном процессе, необходимо раскрыть его способности во внеурочной деятельности. А также поддержать инициативных и активных ребят, расширяя их кругозор, развивая творческие и интеллектуальные способности.
Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности. И, что особенно важно, творческая атмосфера позволяет детям раскрепоститься и в обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты.
Слайд №5 Важным моментом внеурочной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в разнообразной творческой деятельности. Переживание воспитанником ситуации успеха:
• развивает познавательные интересы;
• стимулирует к высокой результативности труда;
• корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);
• развивает инициативу, активность, креативность;
• поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.
Слайд №6
На сегодняшний день внеурочная деятельность школы реализует пять направлений.
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через кружки «Подвижные игры», «Школа здоровья»
Духовно-нравственное направление реализуется через такие творческие объединения как «Уроки нравственности», «Мое Оренбуржье».
Общекультурное направление – работа в объединениях «Азбука общения», «Школа вежливых ребят», «Школа вежливых наук», «Этика-азбука добра», «Уроки правильного общения», «Культура общения».
Общеинтелектуальное направление реализуется через такие объединения как «Учимся учиться», «Умники и умницы», «Словесный конструктор», «Учимся развитию речи», «Легоконструирование».
Экологическое направление в школе представлено объединением «Экология для любознательных».
Школа создаёт равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития. В основе выявления и развития талантливых учащихся лежат принципы «ситуации успеха». Главной особенностью всех направлений внеурочной деятельности в нашей школе является ориентирование на потребности каждого ребенка. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для одноклассников, членов школьного коллектива. Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок в школе имел возможность заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения.
Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности. Успех в школе – один из источников сил и положительной мотивации школьника.
Слайд №7 Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.
Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.
Существуют разные приемов создания ситуации успеха во время внеурочной деятельности. Какие используя я в своей практике?
Слайд №8 Первый из их- похвала. Важнейшим показателем успешности является умение учителя создать атмосферу доброжелательности и похвала. Доброжелательность педагога и окружающих является первейшим условием создания ситуации успеха: улыбки, дружеские подбадривания, ожидания исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей. Называйте детей только по имени. Использую ласковые и подбадривающие слова, мягкие интонации голоса, при общении с ребенком используйте открытую позу и доброжелательную мимику- это создаст благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Слайд №9 Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи (перед деятельностью).
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
Необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности.
Слайд №10 Эмоциональное поглаживание
«Искусственный успех»
Ребенок может быть очень слабый в учебе. Ему очень трудно читать, писать. Попробуйте использовать эмоциональное поглаживание во внеурочной деятельности и ребенок поверит в себя. Учу этому и детей своего класса. Чтобы они хвалили друг друга как можно чаще. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из учеников, даже самом «безнадёжном». На занятиях мы учимся делать комплименты. Дети по очереди, внимательно посмотрев друг на друга и подумав о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, говорят вслух об этом, то есть делают комплименты.
Слайд №11 Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”. “Твоим родителям…”.
Слайд №12 Самый любимый прием для детей «Работа в группе»
Интересно работать и в группах. Работать вместе с товарищами не страшно ведь обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.
Все перечисленные приёмы по созданию ситуации успеха в начальной школе успешно используются педагогами в следующих формах:
- привлечение детей в участие в проектной деятельности;
- создание портфолио ученика;
- вовлечение в коллективно-творческую деятельность учащихся;
- включение родителей в процесс по созданию ситуации успеха, включающий:
- родительские собрания, телефонные звонки с описанием успехов их ребенка.
- знакомство родителей с новыми для них тактиками и стратегиями воспитания, чтобы пользоваться ими дома.
- повышение психологической и педагогической компетентностей родителей.
На основе всего этого, можно сделать вывод: успех во внеурочной деятельности ребенка– завтрашний успех в жизни!