СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов»

Внеурочная деятельность  как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов

Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
  • Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования  Пункт 13 …Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

Пункт 13 …Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13. Внеурочная деятельность  организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное , социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)  в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д. Призвана      -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -   снизить учебную нагрузку обучающихся; -   улучшить условия для развития ребенка; -   учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования

Пункт 13. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

  • (духовно-нравственное,
  • физкультурно-спортивное и оздоровительное ,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное)

в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.

  • Призвана
  •      -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • -   снизить учебную нагрузку обучающихся;
  • -   улучшить условия для развития ребенка;
  • -   учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Пункт 19.10  дополнить абзацами следующего содержания: «План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации ООП НОО. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности…………на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. План внеурочной деятельности ОУ определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности (до 1350 час за 4 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей ОУ. ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.»

Пункт 19.10 дополнить абзацами следующего содержания:

«План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации ООП НОО. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности…………на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

План внеурочной деятельности ОУ определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности (до 1350 час за 4 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей ОУ. ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.»

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы.  Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.  Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.

Внеурочная работа

  • составная часть учебно-воспитательного процесса школы.  Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.
Цель внеурочной работы в школе – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Основные задачи организации внеурочной деятельности детей: - выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в  разных видах деятельности; создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в                   избранной   сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в  избранном    направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Цель внеурочной работы в школе – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в  разных видах деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в                   избранной   сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в  избранном    направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Личностным, в ключающим  -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,  - системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,  способность ставить цели и строить жизненные планы,  способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.  Личностным ,  включающим готовность и способность  обучающихся к саморазвитию, сформированность  мотивации к обучению и познанию,  ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО

Личностным, в ключающим

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

- системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

  • социальные компетенции, правосознание,
  • способность ставить цели и строить жизненные планы,
  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностным , включающим

  • готовность и способность

обучающихся к саморазвитию,

  • сформированность

мотивации к обучению и познанию,

  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
  • социальные компетенции,
  • личностные качества,
  • сформированность основ гражданской идентичности.
Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Метапредметным, включающим  - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,  построение индивидуальной образовательной траектории. Метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,  и межпредметными понятиями.

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО

Метапредметным, включающим

- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
  • построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметным , включающим

  • освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,

  • и межпредметными понятиями.
Возможные виды внеурочной деятельности Игровая  Познавательная Проблемно-ценностное общение  Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество  Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество  Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность  Туристско-краеведческая деятельность и другие

Возможные виды внеурочной деятельности

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Техническое творчество

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

и другие

Возможные формы внеурочной деятельности Познавательные беседы,  предметные олимпиады,  факультативы,  нравственные и этические беседы, викторины,  культпоходы в музеи, театры, на выставки  игры с ролевым акцентом,  дидактические игры , спортивные соревнования,  беседы о здоровом образе жизни, детские исследовательские проекты,   участие детей в социальных акциях, творческие мастерские ,  образовательные экскурсии, туристические поездки.

Возможные формы внеурочной деятельности

  • Познавательные беседы,

предметные олимпиады,

  • факультативы,

нравственные и этические беседы,

  • викторины,

культпоходы в музеи, театры, на выставки

  • игры с ролевым акцентом,

дидактические игры ,

  • спортивные соревнования,

беседы о здоровом образе жизни,

  • детские исследовательские проекты,

участие детей в социальных акциях,

  • творческие мастерские ,

образовательные экскурсии,

  • туристические поездки.

Результативность и эффекты внеурочной деятельности   Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.      

Результативность и эффекты внеурочной деятельности

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
  •      
  •   Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
  •    Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
  • - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной
Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе способствуют  формированию; -    целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов; -   эстетических потребностей, ценностей и чувств; -   навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -   установки на безопасный, здоровый образ жизни; -   способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -   умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -   умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; -   способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе способствуют  формированию;

-    целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

-   эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-   навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-   установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-   способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-   умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-   умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-   способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-   логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-   умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-   способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

-   пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

-   значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

-   уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-   навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

  -умений организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность.