СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных ууд детей младшего школьного возраста cборник упражнений по формированию коммуникативных ууд детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник, составленный в обозначенной логике, позволяет не только ориентироваться в упражнениях (играх), но и формирует представление педагога о ценности каждогодля эффективногоиспользования в образовательном процессе.

Данный сборник, на мой взгляд, будет интересен и полезен молодым специалистам для организации внеурочных занятий, формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных ууд детей младшего школьного возраста cборник упражнений по формированию коммуникативных ууд детей младшего школьного возраста»

29


И ркутская область Заларинский район деревня Тагна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тагнинская основная общеобразовательная школа»








ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

CБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА












Выполнила

Третьякова Юлия Васильевна учитель начальных классов 1 кв.кат.

МБОУ «Тагнинская ООШ»








Тагна, 2020

С одержание


1.Пояснительная записка……………………………………………....

3

1.1.Общие сведения о проекте………………………………………...

3

1.2.Актуальность проблемы…………………………………………....

4

1.3.Общие положения о проекте………………………………............

5

2.Список литературы…………………………………………………...

16

3.Сборник упражнений по формированию коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста (проектный продукт)…...…….

20



































1.Пояснительная записка

    1. Общие сведения о проекте

Тема: Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста.

Характер проекта: междисциплинарный, т.к. использованы знания по педагогике, междисциплинарным курсам.

Тип проекта: практико-ориентированный (прикладной) - нацеленный на решение конкретной проблемы, отличающийся четко обозначенным результатом деятельности и ориентированный на образовательные интересы участников.

По длительности: длительный проект – основная работа по сбору информации, изготовление проектного продукта выполняется в период с января 2018 по март 2019.

Цель: рассмотреть возможности внеурочной деятельности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» с позиции педагогической литературы.

2. Изучить средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.

3. Составить сборник упражнений по формированию коммуникативных УУД младшего школьного возраста.

Объект: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.

Предмет: внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение; практические: проектирование.

Ценность проекта: заключается в реальности использования материалов в профессиональной деятельности.

Теоретической основой исследования являются работы, посвященные:

- формированию коммуникативных умений личности (А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, М.С. Каган, М.И. Лисина, Н.И. Шевандрин, Я.А. Яноушек и др.) [6,15,24];

- организации внеурочной деятельности обучающихся детей младшего школьного возраста (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, А.В. Енин и др.) [7, 8].

База: МБОУ «Тагнинская ООШ».

1.2. Актуальность проблемы

Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция [15]. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать [4].

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, в начальной школе от педагога зависит насколько будет развита коммуникативная компетенция личности в дальнейшем [15,18].

В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, во ФГОС НОО одной из задач выступает формирование у младшего школьника коммуникативных универсальных учебных действий [34].

Сформировать коммуникативные УУД, значит, научить младшего школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения [20, 23].

Формирование обозначенных умений - это поэтапный процесс, который осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Если урок имеет определенные временные и методические требования, то внеурочная деятельность более гибкая система, в которую погружается младший школьник [30]. И в этом плане внеурочная деятельность выступает эффективным средством формирования коммуникативных УУД младших школьников. Общение ребенка непрерывный и динамичный процесс. Как его сделать более эффективным с целью формирования коммуникативных действий – это задача и профессионализм педагога. Рассмотрению данной проблемы посвящено данное исследование и его тема «Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста».

1.3 Общие положения проекта

С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если он приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом [25]. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений [24]. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности, происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Но, несмотря на то, что ребенок имеет определенный социальный опыт, у него сформированы речевые нормы, школа предъявляет к нему новые требования в отношении речевого развития.

Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. В этот же период у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста [13]. Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка [6].

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно со стороны взрослых. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, наше задание выполнять, нашим правилам подчиняться и т.д [20, 33].

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога [10].

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе [11].

На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод о том, что при формировании коммуникативных УУД младших школьников, педагогу необходимо знание основного состава коммуникативных и речевых действий, т.е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей обучения. Кроме этого, следует учитывать, что коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, следовательно, содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.

При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

К моменту поступления в школу (6—6,5 лет) дети должны уметь слушать и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого [23].

Благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский). Исходя из этих положений, авторами выделяются три базовых аспекта коммуникативной деятельности. Коммуникативные действия условно можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности [6]:

- коммуникация как взаимодействие;

- коммуникация как сотрудничество;

- коммуникация как условие интериоризации.

Рассмотрим каждую из обозначенных групп коммуникативных УУД.

Коммуникация как взаимодействие – это коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

К концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми.

Вторую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

В этом случае идет речь об общей готовности ребенка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации, вместо того чтобы просто настаивать на своем, навязывая свое мнение или решение, либо покорно, но без внутреннего согласия подчиниться авторитету партнера. Такая готовность является необходимым (хотя и недостаточным) условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликта интересов.

В период обучения в начальной школе происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. Внеурочная деятельность в этом ключе является эффективным средством формирования сотрудничества, так как педагог может создать необходимые для этого условия и, соответственно, формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно и в более широком спектре [21].

Коммуникация как условие интериоризации - третья группа коммуникативных УУД, которую образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Внеурочная деятельность – как форма совместной деятельности учащихся создает контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, — прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности [16, 17].

Авторы сходятся во мнении, что внеурочные занятия благоприятны для:

- распределения начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

- обмена способами действия, заданные необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

- взаимопонимания, определяющего для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности

- коммуникации (общение), обеспечивающей реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

- планирования общих способов работы, основанных на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

-рефлексии, обеспечивающей преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы.

Во внеурочной деятельности учебное сотрудничество в большей мере строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

В совместной деятельности, используя различные формы взаимодействия, в большей мере можно использовать ситуации, когда необходимо умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Форма внеурочной деятельности - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми [1].

Форма внеурочной деятельности выполняет чрезвычайное важное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме ученик проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности.

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями:

  1. форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным;

  2. форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств.

На основании анализа литературы и педагогического опыта, мы выявили основные формы и виды внеурочной деятельности младших школьников.

Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является ФГОС НОО. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады и т.д.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить, как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых [6].

Для реализации внеурочной работы в школах, используются следующие виды внеурочной деятельности [8]:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (например, волонтерская деятельность);

- трудовая (производственная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность;

- военно-патриотическая деятельность;

- проектная деятельность.

Таким образом, формирование коммуникативных УУД может осуществляться в формате 5 направлений и 11 видов деятельности. Если проанализировать формы и виды внеурочной деятельности, соотнести их, то можно сделать вывод о том, что:

- ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество);

- такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности;.

- направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность [6].

Для формирования УУД во внеурочной деятельности имеется различные виды заданий. Наиболее распространенные – это:

- составления задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда или какого-то иного продукта;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Широкие возможности для формирования УУД дает использование различных упражнений и игр. Игры, которые традиционно используется для развития и поддержки мотивации, при умелом отборе можно использовать для развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Немаловажную роль в формировании коммуникативных УУД младших школьников играет умение педагога сочетать в образовательном процессе различные виды деятельности. Например, игровая деятельность [24].

Роль игры в организации внеурочной деятельности занимает важное место в жизни ребёнка и поэтому, рассматривается педагогами как одно из главных средств влияния на личность ребенка. Игры, как правило, совмещают различные средства воздействия на ребенка: слово, образ, чувства, работу. Мы уже отмечали выше, что игра способствует сплочению детского коллектива. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других – это не что иное, как сотрудничество, второй вид коммуникативных УУД.

Познавательная деятельность – это приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей и т.п..

Формы познавательной деятельности различны. Это: факультативы, кружки познавательной направленности, интеллектуальные клубы, библиотечные вечера, дидактические театры, фестивали, познавательные экскурсии, олимпиады, викторины и т.п. [14]. Включение младших школьников в познавательную деятельность в рамках обозначенных форм позволяет формировать коммуникацию и как взаимодействие, и как сотрудничество, и как условие интериоризации.

Проблемно - ценностное общение, как вид деятельности - затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей.

Формы проблемно - ценностного общения представлены этическими беседами, тематическими диспутами, встречами в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, часами интересных встреч и т.п. Вовлеченность в обозначенную деятельность в большей мере способствует формированию коммуникации как условию интериоризации.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование коммуникативных УУД младших школьников  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Каждый ребенок уникален, и правильно организованная система педагогических условий поможет формированию коммуникативных УУД.

Мною были апробированы различные упражнения по формированию коммуникативных УУД младших школьников на внеурочных занятиях.

На основе анализа проведенных внеурочных занятий «Семейный бюджет», «Космическая спутница Земли», «Байкал – Жемчужина Сибири», «Загляни в мамины глаза», «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть», «Честен тот, кто работает на совесть», был составлен сборник упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В сборнике представлены упражнения (игры), обозначена цель упражнения и дана инструкция педагогу по их проведению.

Сборник, составленный в обозначенной логике, позволяет не только ориентироваться в упражнениях (играх), но и формирует представление педагога о ценности каждого для эффективного использования в образовательном процессе.

Данный сборник, на мой взгляд, будет интересен и полезен молодым специалистам для организации внеурочных занятий, формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности.















    1. Список литературы
  1. Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н.В. и др. / Под ред. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2011. -127 с.

  1. Библиотека педагога [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru (дата обращения 04.05.2017)

  1. Биб Социал [Электронный ресурс]. URL: http://bib.social/psihiatriya-psihologiya (дата обращения 04.05.2017)

  2. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149.

  3. Бурченкова А. А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы 1-9 классы: Учебник - Смоленск: Педагогика-Пресс, 2006. - 268с.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– С. 269.

  5. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности: Учебник. - М.: Просвещение - 2011. - 111с.

  6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.

  7. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: Учебное пособие - М.: Просвещение , 2011. - 96 с.

  8. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитание в современной школе: Учебник - М.: Просвещение, 2006. - 208 с.

  9. Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах - Учебное пособие - М.: Национальный проект "Образование", 2008г. 112 с.

  10. Дик, Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе - Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 285 с.

  11. Дубровина И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.. 2004.

  12. Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах - Учебное пособие. - М.: Академия:, 2008. - 160 с.

  13. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. -42с.

  14. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007

  15. Ивочкина Т. Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: Учебник. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК:, 2006. - 138 с.

  16. Инфоурок [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru (дата обращения 20.04.2017)

  17. Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.//Открытая школа, 2004, с.45-47.

  18. КиберЛенинка – научная электронная библиотека. Статья [Электронный ресурс] URL:http://cyberleninka.ru (дата обращения 07.05.2017)

  19. Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики. – М.: 2001.С. 25

  20. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. и др. Педагогика: Учебник. - М.: Проспект, 2010. - 432 с на стр 17

  21. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению. Начальная школа. 2014 №11- С.55 - 59.

  22. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении Спб.: Питер 1-е издание, 2009 год, 320 стр.

  23. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. – 2005г.

  24. Маленкова Л. И. Теоретические основы методической воспитательной работы: Учебник - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 480 с.

  25. Молодой ученый. Статья. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru (дата обращения 07.05.2017)

  1. Метод-сборник. Статья. [Электронный ресурс] URL: http://www.metod-sbornik.ru (дата обращения 07.05.2017)

  1. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.

  2. Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М.: Красная звезда, 2011.

  3. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании/ Г.А. Сергеев – Владимир: Изд- во Владимирского гос.  ун–та, 2010

  4. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности/ И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007.

  5. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru (дата обращения 10.04 . 2017)

  1. Фастунова Л.В. статья. [Электронный ресурс]. URL: http://publikacia.net (дата обращения 20.04.2017)

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: Официальный сайт Минобрнауки России.

  2. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы: Методические рекомендации. - М.: Педагогический поиск, 2004. - 116с.








































CБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(проектный продукт)








Выполнила

Третьякова Юлия Васильевна учитель начальных классов 1 кв. кат. МБОУ «Тагнинская ООШ»
















Тагна, 2020


С одержание



Пояснительная записка………………………………………………...

22

Сборник упражнений по формированию коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста………………………………….

24

Список литературы……………………………………………………..

40






























Пояснительная записка


Формирование коммуникативной компетентности личности процесс достаточно длительный. Компетенцию невозможно сформировать без определенного круга знаний, умений, навыков личности. Для этого в образовательном процессе начального общего образования педагог создает определенные условия, использует необходимый педагогический и методический арсенал. Наиболее благоприятным в этом отношении является внеурочная деятельность, где создаются просторы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника. На внеурочных занятиях активно задействована чувственно-эмоциональная составляющая, во взаимодействии друг с другом младшие школьники учатся распознавать эмоциональные состояния и переживания окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом.

Использование педагогом различных форм организации внеурочной деятельности позволяет младшему школьнику быть в активной позиции. В совместной деятельности он овладевает такими коммуникативными навыками как:

- умение сотрудничать,

- умение слушать и слышать,

- умение воспринимать и понимать информацию,

- говорить самому.

При разработке внеурочных занятий педагог всегда стоит перед выбором, как интереснее, содержательнее провести занятия, как приемы, упражнения использовать для организации младших школьников. Анализ педагогического опыта, методических рекомендаций позволил отобрать ряд упражнений, которые педагог может использовать на внеурочных занятиях вне зависимости от формы, этапа его проведения. Представленные упражнения призваны не только обеспечить формирование коммуникативных универсальных учебных действий, но и :

- создать благоприятную атмосферу, микроклимат среди детей младшего школьного возраста;

- активизировать разные каналы восприятия информации детьми младшего школьного возраста;

- организовать работу в парах, тройках, четверках;

- мотивировать обучающихся на предстоящую совместную деятельность.

Ценность данного сборника заключается в том, что представленные упражнения могут выступать неким конструктором при разработке внеурочных занятий, их можно использовать при проведении воспитательных мероприятий.

Представленный сборник упражнений будет интересен для учителей начальных классов при организации внеурочной деятельности.


















Упражнения по формированию коммуникативных УУД

младших школьников[1]


  1. Упражнение «Приветствие» (Вариант 1)

Цель: создание эмоционального настрой на занятие, расслабление.

Инструкция по проведению. Педагог встает вместе с обучающимися в круг и предлагает им приветствовать друг друга разными способами: пальчиками, ладонями, плечиками, коленками, кивком головы, улыбкой и т.д.

Затем педагог предлагает обучающимся взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем - здравствуйте».


  1. Упражнение «Приветствие» (Вариант 2)

Цель: формирование умения устанавливать контакт со всеми членами группы, способствовать возникновению ощущения принадлежности к группе, развитие фантазии.

Инструкция по проведению. Начните, пожалуйста, ходить по комнате - молча, ни с кем не разговаривая. Вы должны будете здороваться друг с другом за руку; но не просто так, а фантазируя при этом. Для начала представьте себе, что вы встречаете близкого друга или подругу, которых вы давно не видели. Как вы подадите ему (ей) руку? Как близко подойдете к ней (к нему)? Какое выражение лица будет у вас при этом? Поприветствуйте кого-нибудь таким образом и идите дальше, здороваясь и с другими членами группы так, будто они очень хорошие ваши друзья. (30 секунд)

Теперь представьте себе, что все вы приглашены на день рождения. Вы здороваетесь со всеми, кого вы не знаете. Как в этой ситуации вы будете себя вести? Какое выражение лица будет у вас при этом? Как близко вы подойдете к партнеру? (30 секунд)

Теперь представьте себе, что вы находитесь в совсем чужой стране. Может быть, вы в Индии, может быть — в Японии. Вы знакомитесь с хозяевами, пригласившими вас к себе. Как вы подадите им руку? (30 секунд)

Теперь представьте себе, что вы встретили своего друга или подругу, которые только что успешно сдали важный экзамен. Вы приветствуете их и поздравляете с таким радостным событием. Как вы можете без слов выразить свою радость и одобрение? (30 секунд)

Теперь сделайте последний круг по комнате и поприветствуйте тех участников нашей группы, с кем вы еще не поздоровались, и выразите своим рукопожатием радость встречи с ними. (30 секунд)


  1. Игра «Необычный привет» (Вариант 3)

Цель: развитие фантазии, создание позитивного настроя на общение.

Инструкция по проведению. Придумайте любой жест или движение для приветствия друг друга, можно использовать слова. Затем каждый встанет с места и поприветствует всех этим жестом.


  1. Упражнение «Презентация»

Цель: активизация внимания к своей личности.

Инструкция по проведению. Обучающимся предлагают сесть на ковер (стулья) в форме круга. Педагог представляет кота Тимофея (любого персонажа мультфильма, литературного произведения), который будет вместе с ними путешествовать по стране Знаний, осуществлять совместные открытия. Далее предлагается каждому обучающимися представить себя группе и сообщить что-то новое о себе.


  1. Упражнение «Моя визитка»

Цель: развитие осознанного отношения к своей личности.

Инструкция по проведению. Обучающиеся выбирают среди представленного набора цветной бумаги, фломастеров, маркеров те, которые им нравятся больше всего и изготавливают визитки, отражающие их индивидуальность.

Затем педагог предлагает детям разместить все визитки так, чтобы их было видно всем и ребята пробуют догадаться, кому принадлежит та или иная визитка.

Можно предложить школьникам рассказать, что они хотели выразить своим рисунком.


  1. Упражнение «Наши правила»

Цель: формирование умения договариваться, совместно вырабатывать решения, вносить свои предложения.

Инструкция по проведению. Педагог предлагает правила поведения на занятиях, которые в равной степени относятся и к нему и к участникам. Обучающиеся предлагают свои правила. Каждое правило обсуждается и принимается (не принимается). Правила записываются на плакате и висят на каждом занятии.

Пример Правила поведения:

  1. Не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака.

  2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

  3. Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

  4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

Педагог торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает обучающимся сделать то же самое. Все берутся за руки и произносят: «Обещаю!»



  1. Игра «Иголочка и ниточка»

Цель: активизация совместной деятельности, работа в группе.

Инструкция по проведению. Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взросло­го «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старает­ся двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.


  1. Игра «Перевоплощения»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Инструкция по проведению. Педагог предлагает детям перевоплотиться в образы, которые он будет называть, и как можно более точно передать их состояние, используя вербальные и невербальные средства. (Например: «грустная рваная книга», «новая веселая кукла», «удивленная бабушка», «сердитый дворник», «ленивый медвежонок», «радостный зайчонок»).


  1. Игра «Передай эмоцию»

Цель: развитие умения чувствовать состояние других людей.

Инструкция по проведению. Обучающимся предлагается по очереди передавать любую эмоцию, не повторяя друг друга с помощью жестов, мимики, пантомимы. Остальные должны до­гадаться, какую эмоцию им передали.


  1. Упражнение «Массаж в кругу»

Цель: развитие чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости.

Инструкция по проведению. Во время этого упражнения обучающиеся класса садятся в круг - в затылок друг другу. Если места недостаточно, то можно поделить класс на несколько групп. Каждый кладет ладони на плечи впередисидящего, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать его голову, спину, плечи. Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180°, так что весь круг теперь смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему.


  1. Упражнение «Посылай хорошие чувства»

Цель: развивать фантазию, воображение, дружелюбие.

Инструкция по проведению. Приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается «напряженная атмосфера», т.е. находятся раздраженные, недовольные или разочарованные люди? По каким признакам можно определить, что в той или иной группе людей царит "напряженная атмосфера"? Мы можем заметить это, даже если совершенно не знаем о том, что там произошло до нашего появления. И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе царит хорошее настроение? Передается ли и нам самим это хорошее настроение?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света...

Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах...

Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.)

Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы...

А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три..

Анализ упражнения:

— Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям?

— Кому ты посылал особенно много света?

— Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-нибудь из ребят?

— Что в этой игре было самым трудным для тебя?

Здесь возможны самые разнообразные реакции, в том числе, разумеется, и отсутствие вообще каких-либо ощущений у некоторых детей. Объясните им, что всякий опыт хорош и нормален.


  1. Игра «Накопительные комплименты»

Цель: создание благоприятного психологического климата.

Инструкция по проведению. Кто из вас знает игру «испорченный телефон». В этой игре определенная информация передается от одного к другому, и когда послание, проделает очень длинный путь, то к концу оно часто приходит сильно измененным. Я хочу сыграть с вами в одну очень необычную версию этой игры. Пожалуйста, подходите по пять человек и становитесь друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Подумайте немного о том, какой комплимент вы могли бы сказать члену группы, стоящему за вами. Сосредоточьтесь на комплиментах, которые относятся к личности и к характеру, например: «предупредительный», «приветливый», «терпеливый». Если вы совсем не знаете или знаете мало человека, стоящего за вами, вы можете подарить ему выдуманный комплимент. Ведь было бы замечательно, если бы мы могли передать кому-нибудь хорошее качество, просто шепнув на ухо: «С тобой хорошо работать».

Каждый придумал комплимент? Игра начинается с тех, кто стоит в каждом ряду первым. Вы поворачиваетесь к стоящему за вами и шепчете ему на ухо. Используйте простой оборот: «Я думаю, что ты... (приветливый)». А вот тут и начинается самое интересное. Второй человек передает назад комплимент, который сам получил, и добавляет к нему собственный комплимент. В нашем примере он бы сказал третьему человеку: «Я думаю, что ты приветливый и терпеливый». И так далее. Каждый повторяет комплименты, которые сам получил, и добавляет свой комплимент. Последний в ряду человек идет вперед к тому, с кого началась игра и который сам еще не получал комплимента, и дарит ему все уже названные комплименты плюс свой собственный. Когда все группы передали комплименты, мне, конечно, хотелось бы услышать, что именно вы сказали друг другу. Тогда первый человек должен еще раз сказать комплименты, которые он получил. Поняли, как играть?


  1. Игра «Молекулы»

Цель: создание условий для эффективной коммуникации, взаимодействия.

Инструкция по проведению. Обучающиеся должны согнуть руки к плечам, а локти выставить вперед. В таком положении надо хаотично, как молекулы, двигаться под музыку. Когда музыка остановиться, надо быстро образовать молекулу, т.е. группу из нескольких человек, которые соприкасаются локтями друг с другом.


  1. Упражнение «Разговор начистоту»

Цель: выявление проблем общения младшего школьника с другими людьми.

Инструкция по проведению. Все садятся в круг.

- Сейчас каждый из вас подумает и скажет, что в его (или ее) личности помогает в общении с другими людьми, а что – мешает. Надо назвать по два таких качества. Но сначала повторить то, что сказал ваш сосед слово в слово. Например, Клементий сказал, что ему мешает – вспыльчивость, а помогает – доброжелательность.

В конце ведущий обобщает ответы и делает вывод, что такие-то качества помогают, а такие-то мешают эффективному общению. Можно сказать: «Наша цель – установить, как можно недостатки преобразовать в нечто полезное. Ведь наши недостатки – продолжение наших достоинств».


  1. Игра «пум-пум-пум»

Цель: Дать возможность детям убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера дать возможность вступить в открытый контакт с ведущим, привлечь внимание участников друг к другу.

Инструкция по проведению. Сейчас я загадаю какую-нибудь характеристику, которая у одних присутствует, а у кого-то может и не быть. Эта характеристика и есть пум-пум-пум. Ваша задача по очереди задавать по одному открытому вопросу. Я буду давать честные ответы. По моим ответам нужно будет догадаться, что это за пум-пум-пум. Только нельзя задавать один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?»

В конце игры ведущий подводит итог, о том, что открытые вопросы помогают лучше узнать партнера по общению.


  1. Упражнение «Путешествие на облаке»

Цель: создание условий для мышечного расслабления и снятия напряжения в теле.

Инструкция по проведению. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.


  1. Игра «Волшебная палочка»

Цель: развитие навыка общения и групповой сплоченности.

Инструкция по проведению. Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.

Другие возможные вопросы:

— Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?

— Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?

— Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действительно с удовольствием?

Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил слово.


  1. Игра «Интервью»

Цель: дать ребенку возможность поддержать позитивное представление о себе.

Инструкция по проведению. - Я хочу взять у кого-нибудь интервью. Есть желающие?

- Для всех нас это приятная возможность узнать о тебе немного больше. Мой первый вопрос звучит так: "Какое самое смешное событие произошло с тобой за прошедший год твоей жизни?"

— Расскажи нам о каком-нибудь событии последнего года, когда ты сильно испугался. Каким образом ты преодолел свой страх?

— С кем ты в этом году познакомился?

— Что из того, чему ты за этот год научился, кажется тебе самым важным?

— Какая ситуация в прошедшем году потребовала от тебя наибольшего мужества?

— Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году своей жизни?

— Если бы ты мог снова прожить какой-нибудь один день прошедшего года, какой день ты бы выбрал?

— Если бы какая-нибудь добрая фея согласилась выполнить любое твое желание в новом году жизни, чего бы ты пожелал?

— Представь себе, что ты можешь выбрать любого человека в мире, чтобы в течение недели учиться у него. Какого человека ты бы выбрал?

Далее предлагается детям придумать свои вопросы для интервью. Разыграть пары можно при помощи жребия или разрезных парных картинок.

  1. Игра «Солнце светит для тех, кто»

Цель: развитие чувства сплоченности.

Инструкция по проведению. Обучающиеся усаживаются в тесный кружок. Один из участников группы убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится в центр круга.

Цель стоящего в круге – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре произносит: «Солнце светит для тех, кто …» и добавляет что-нибудь о себе или о ком-то из игроков (Например, Солнце светит для тех, кто носит голубые джинсы. Солнце светит для тех, кто был на море. ) Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он встает и меняется местами с говорившим.

Играть можно до тех пор, пока группа сохраняет активность.

Подвести итог можно задав следующие вопросы:

- Что стало неожиданностью?

- Чувствуешь ли ты , что нашел достаточно «родственных душ»?

- Радует ли тебя, что между вами столько много общего?


  1. Упражнение «Футболка с надписью»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Инструкция по проведению. Педагог говорит о том, что всякий человек "подает" себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры "говорящих" надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей "футболке". Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школьнике сейчас о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других и т.п.

После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение:

1) о нем в основном говорят надписи на футболках,

    1. что мы хотим сообщить о себе другим людям.

В заключение педагог показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.


  1. Упражнение «Сила слова»

Цель: выявление слов, которые характерны для позитивной, агрессивной и пассивной позиции обучающегося при общении.

Инструкция по проведению. Объединитесь в группы по 6-8 человек. Обдумайте и запишите 3 столбика слов, характерных для позитивного, агрессивного и пассивного поведения при ситуации налаживания контакта со сверстниками.

Педагог записывает слова на доске. Выбирается наиболее эффективная позиция для межличностного общения, обсуждаются плюсы и минусы каждой позиции.


  1. Упражнение «Любимые вещи»

Цель: развитие коммуникативных способностей, укрепление единства класса.

Инструкция по проведению. Сядьте по трое. Сейчас каждый из вас по очереди будет рассказывать остальным о какой-нибудь вещи, которая ему особенно дорога. Это может быть игрушка, книжка, или даже кухонный стол, за которым вечером собирается вся семья. Надо будет постараться объяснить, почему именно эта вещь так важна для вас и почему вам хочется рассказать о ней. Внимательно слушайте и запоминайте, о чем говорят ваши партнеры, чтобы суметь потом рассказать об этом другим. (5 минут. Затем дети объединяются, и каждый ребенок рассказывает классу о вещи, которую особенно любит один из членов его тройки, и о том, почему она ему так дорога).

Анализ упражнения:

— Есть ли вещи, которые одинаково дороги многим ребятам?

— Какие вещи дороги твоей маме (папе)?

— Какая вещь особенно дорога твоему лучшему другу?

— Какая вещь была тебе дорога раньше, а теперь потеряла свою значимость?

— Что ты ощущаешь, когда можешь рассказать другим о важной для тебя вещи?


  1. Игра «Слишком много говоришь!»

Цель: развитие умения в корректной форме критиковать взрослых и сверстников, умения отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих.

Инструкция по проведению. Иногда у детей складывается впечатление, что взрослые говорят слишком много или слишком мало. Кто из вас знаком с кем-то из взрослых, кто говорит слишком мало? А кто из вас знаком с взрослыми, которые говорят чересчур много?

Возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете объяснить учителю или взрослым членам своей семьи, что они слишком много говорят; что они значительно быстрее смогут с вами договориться, если перестанут бомбардировать вас словами. Запишите пять различных вариантов того, что вы могли бы им сказать. (5-10 минут.)

Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов объяснения. Поставьте "плюс" около тех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте "минус". Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса. Теперь вы можете походить по классу, показать другим то, что написали, и послушать, что они об этом думают.

В заключение дайте детям возможность представить свои лучшие варианты классу.



  1. Игра «Зеркало»

Цель: формирование умения взаимодействовать в паре.

Инструкция по проведению. Участники разбиваются на пары, и партнеры встают друг напротив друга. Один из них медленно совершает различные движения, а второй по возможности синхронно повторяет их — как в зеркальном отражении.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

• Партнеры не должны касаться друг друга.

• Все движения должны совершаться в замедленном темпе.

• Ноги не должны отрываться от пола.

Через 2 минуты партнеры меняются ролями.


  1. Упражнение «Семь предпосылок»

Цель: развитие умения договариваться, находить общий язык, отстаивать свое мнение.

Инструкция по проведению. Участники разбиваются на небольшие группы (по пять-шесть человек), которые расходятся по разным местам в комнате. Каждая команда составляет список из семи качеств, которые кажутся игрокам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, мудрость и др. (5 минут.)

Теперь каждая команда должна проранжировать все эти качества по их важности для работы в коллективе (10 минут).

После этого команды сходятся вместе и представляют результаты своей деятельности. Задайте участникам следующие вопросы:

• Насколько быстро и слаженно они смогли составить список?

• Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?

• О каких качествах спорили долго?

• Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?

• Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно, чем вы это сделали?

• Научились ли вы чему-нибудь новому в этом упражнении?

• Какое качество лично вам кажется особенно важным?

• Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?


  1. Игра «Распускающийся бутон»

Цель: активизация совместную деятельности обучающихся в малых группах.

Инструкция по проведению. Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто и где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.

После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, на­чнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветаю­щий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Когда весь класс справится с этой задачей, можно попробовать со­ставить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одно­му ребенку.

Анализ упражнения:

— Насколько тебе понравилась эта игра?

— Как твоя группа справилась с этим заданием?

— Быстро ли вы смогли подняться?

— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?


  1. Игра «Конфета в бутылке»

Цель: формирование умения точно согласовывать друг с другом действия.

Инструкция по проведению. Разбейтесь на тройки и в течение двух минут обсудите между собой, что вы будете делать для того, чтобы в своей тройке успешно справиться со сложной задачей. Каким образом вы сможете стать хорошей согласованной командой? Эта процедура продолжается примерно 2 минуты. По завершении пусть дети кратко расскажут о результатах своих обсуждений.

А теперь я расскажу, какую именно задачу вам предстоит решить. Каждая команда получит четыре связанные между собой веревочки. На длинной нити висит конфета. Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы не должны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: "У нас получилось!"

По завершении попросите детей вкратце рассказать, удалось ли им сделать так, чтобы они выполняли работу все вместе?












Список литературы

  1. Библиотека педагога [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru (дата обращения 04.05.2017)

  2. Биб Социал [Электронный ресурс]. URL: http://bib.social/psihiatriya-psihologiya (дата обращения 04.05.2017)

  3. КиберЛенинка – научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 07.05.2017)

  4. Метод-сборник [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-sbornik.ru (дата обращения 07.05.2017)

  5. Молодой ученый [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru (дата обращения 07.05.2017)

  6. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru (дата обращения 10.04 . 2017)

  7. Инфоурок [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru (дата обращения 20.04.2017)

  8. Фастунова Л.В. статья [Электронный ресурс]. URL: http://publikacia.net (дата обращения 20.04.2017)