Внеурочная деятельность
Кружок «Мастерилка» для 1 класса
Пояснительная записка
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг, торцевание)
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой
Задачи программы:
Обучающие:
Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.
Развивающие:
Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
Развивать положительные эмоции и волевые качества;
Развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к работе с бумагой;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Направленность данной дополнительной образовательной программы:
художественно-эстетическая.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
знакомятся со свойствами бумаги;
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Возраст детей и сроки реализации программы
Возраст обучающихся: 1 класс (7-8 лет). Состав групп постоянный, количество учащихся – 24 человека (2 группы по 12 человек)
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим и форма проведения занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая
деятельность).
Место проведения занятий: школа (кабинет начальных классов)
Методы, используемые на занятиях кружка:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формы и виды контроля
Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с бумагой) являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки, составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся может быть в классе, в школе, в библиотеке.
Выставки могут быть:
однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Планируемые результаты освоения программы «Мастерилка»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
учиться корректировать , вносить изменения в работу;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
уметь соблюдать правила техники безопасности;
иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы кружка
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения и особенности работы с бумагой;
-начальные сведения о свойствах бумаги и картона;
-сведения о применяемых материалах и инструментах;
-технологию операций, необходимых для обработки бумаги;
-технологию изготовления игрушек в технике оригами, аппликации, торцевание, квиллинга;
-правила работы с инструментами и материалами;
-правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;
-пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
-выполнять разметку листа бумаги;
-пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
-анализировать образец, анализировать свою работу;
-составлять композицию из готовых поделок;
-выразительно эстетически грамотно оформить изделие;
-применять знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | в том числе |
Изучение материала | Практи ческая часть | Повто-рение | Конт-роль | Резерв-ные часы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Техника безопасности | 1 | 1 | - | - | - | - |
2 | Разнообразие видов бумаги Свойства бумаги | 2 | 1 | 1 | - | - | - |
3 | Секреты бумажного творчества | 9 | 4,5 | 4,5 | - | - | - |
4 | Аппликация и моделирование | 14 | 7 | 7 | - | - | |
5 | Работа с бумагой и картоном | 8 | 4 | 4 | - | - | |
Итого за год | 34 | 17.5 | 16.5 | - | - | - |
Содержание программы
1-й класс (34 ч)
1.Техника безопасности (1 час)
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
2.Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (2 часа)
Виды бумаги и картона.
Рассказ «Из истории бумаги»
Изучение свойств бумаги и картона
3.Секреты бумажного творчества (9 часов)
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной работе.
4.Аппликация и моделирование (14 часов)
Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги. Объемная аппликация. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.
5.Работа с бумагой и картоном (8 часов)
Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Наименование темы занятия | Основные элементы содержания занятия | Основные виды учебной деятельности учащихся | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Техника безопасности. 1 час |
1 | Техника безопасности. | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения ножниц. | Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. | Презентация |
Раздел 2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. 2 часа |
2 | Виды бумаги, её разнообразие | Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги» Изучение свойств бумаги и картона | Создание коллекции «Бумага и картон» и оформление ее в творческой форме. | Видеофильм «Материал — бумага» |
3 | Волшебные свойства бумаги | Практическим путем знакомство со свойствами бумаги. | Инструменты для опыта |
Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 9 часов |
4 | Обрывная аппликация. Фрукты | Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
5 | Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги | Работа с бумагой в технике «Скручивание в жгут». Аппликация из гофрированной бумаги | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы |
6 | Мозаика из газетных комков. Овечка | Работа с бумагой в технике «Скатывание в комок». Мозаика. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Газеты |
7 | Моделирование из полос. Цветы | Работа с бумагой в технике «Моделирование из полос» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
8 | Конструирование из бумаги (оригами) Лягушонок | Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги | Практическая работа. Работа с бумагой в технике оригами. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
9 | Мозаика из деталей оригами. Морские жители. | Моделирование путём прямого повторения за педагогом - его рассказом и показом - необходимых действий | Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы |
10 | Конструирование из фольги. Насекомые | Работа с бумагой в технике «Конструирование из фольги» | Практическая работа. Работа с фольгой, бумагой и ножницами. | Фольга |
11 | Коллективная работа. Мир природы | Соединение различных техник в одной работе. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы, ватман |
12 | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | Творческие работы детей по желанию. Выставка лучших работ | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | |
Раздел 4. Аппликация и моделирование. 14 часов |
13 | Аппликация из геометрических фигур (метод обрывная аппликация) Кораблик | Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация». Аппликация из геометрических фигур | Практическая работа. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги | Цветная бумага |
14 | Аппликация из бумаги. Зайчик | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Альбом, цветная бумага |
15 | Аппликация из кругов. Слон | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Цветная бумага |
16 | Аппликация из бумаги. Весёлые гусеницы | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон |
17 | Аппликация из квадратов. Космонавт | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Работа по трафарету, способы скрепления деталей | Цветная бумага, картон |
18 | Аппликация из треугольников. Кошка | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Бумага, клей, ножницы |
19 | Аппликация из деталей квиллинга. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг | Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей квиллинга» | Практическая работа. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг | Бумага, клей, ножницы |
20 | Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг» | Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей квиллинга» | Практическая работа. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг» | Бумага, клей, ножницы, ватман, детали |
21 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии | Работа с бумагой и картоном в технике «Моделирование из картона» | Практическая работа. Осваивать приёмы работы с картоном, подбирать материал для выполнения изделия. Рамочка для фотографии | Картон, рамка, картон |
22 | Моделирование из гофрированной бумаги. Жар-птица | Знакомство с техникой «Моделирование из гофрированной бумаги» | Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу | Цветная гофрированная бумага |
23 | Моделирование из гофрированной бумаги. Цветы. | Знакомство с техникой «Моделирование из гофрированной бумаги» | Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу | Цветная гофрированная бумага |
24 | Объемная аппликация. Открытки к праздникам. | Знакомство с техникой «Объемная аппликация» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы, ватман, детали |
25 | Объемная аппликация. Открытки к праздникам. | Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон, клей, ножницы |
26 | Объемная аппликация. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций | Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон, клей, ножницы |
Раздел 5. Работа с бумагой и картоном. 8 часов |
27 | Симметричное вырезание. Матрёшки | Знакомство с техникой «Симметричное вырезание» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, цветная бумага |
28 | Работа с бумагой и картоном. Веночек для мамы | Работа с бумагой и картоном. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, цветная бумага, клей |
29 | Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун | Знакомство с техникой «Игрушки из картона с подвижными деталями» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, проволока, ножницы, карандаши |
30 | Торцевание (вид мозаики) | Знакомство с техникой «Торцевание» | Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания | Цветная гофрированная бумага |
31 | Простое торцевание на бумажной основе. Птицы | Знакомство с техникой «Торцевание» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Салфетки цветные, клей |
32 | Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа. Весна | Знакомство с техникой «Торцевание» | Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия | Ватман, клей, ножницы, цветная бумага |
33 | Изготовление поделок собственного замысла | Изготовление поделок собственного замысла с помощью разных техник | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Ватман, клей, ножницы, цветная бумага |
34 | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | Творческие работы детей по желанию. Выставка лучших работ | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | |
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет содержит:
Справочные таблицы и материалы постоянного экспонирования:
- Таблица «Сиди правильно»
- Инструкции по технике безопасности.
Учебно-методический комплект
Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
. Богатеева З. П. “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992.
Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.
В.В. Выгонов Оригами. М. 2003.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
Долженко Д.И. 100 оригами. Ярославль.2004.
Лыкова И.А. «Мастерилка Жики-жик. Аппликация из бумаги». –Москва. Издательский дом «Карапуз», 1998
Долженко Д.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
Интернет-ресурсы:
http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
http://origamipaper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
http://planetaorigami.ru/
http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
http://stranamasterov.ru
Ориландия - путешествие в Страну Оригами
http://www.oriland.com/Сообщество Оригами в России
Бумага в руках. Здесь, в основном, очень милые открытки.
Радуга бумаги. Объемные, очень красивые работы.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Назначение использования | Примечание | |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | |
1 | Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения Организация рабочего места - при работе с бумагой и картоном 2. Обработка бумаги и картона - ножницы – режущий инструмент - чертёж, эскиз, рисунок - разметка деталей по линейке - приёмы наклеивания бумажных деталей | Д | | |
2 | Коллекция « Бумага и картон» (демонстрационная) | Д | |
3 | Комплекты тематических таблиц: Технология. Обработка бумаги и картона-1 Технология. Обработка бумаги и картона-2 Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами). | Д | |
4 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | |
ЭКРАННО – ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | |
1 | DVD-фильмы: «Волшебные шары кусудамы» «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками», «Театр кукол своими руками», «Оригами». | Д | | |
2 | Презентации на CD-дисках: CD «Смешарики» Подарок для мамы. Выпуск 8 CD «Мышка Мия. Юный дизайнер». CD “Развивашка» Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. | Д | | |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | |
1 | Телевизор | Д | | |
2 | Ноутбук с функцией CD / DVD-проигрыватели | Д | | |
3 | Мультимедийный проектор | Д | | |
4 | Принтер лазерный А4 (сканер, копир) | Д | | |
ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА | |
1 | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев | Ф | | |
2 | Стол учительский с тумбой | Д | | |
3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д | | |
4 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок | Д | | |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |
1 | Белая бумага А3, А4 | К | | |
2 | Бумага цветная | К | | |
3 | Цветной картон | К | | |
4 | Гофрированная бумага | К | | |
5 | Линейки, треугольники | К | | |
6 | Карандаши: цветные, простые | К | | |
7 | Фломастеры | К | | |
8 | Ножницы | К | | |
9 | Кисточки для клея | К | | |
10 | Бумажные салфетки | К | | |
11 | Циркули | К | | |
Примечание: используемые обозначения
Д- демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах
12