«Зачем человеку трудиться»
Проблемная ситуация «Два плуга»
Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского , который называется «Два плуга». Послушайте пожалуйста этот рассказ.
воспитатель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, от чего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Интерактивная беседа.
воспитатель
- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился).
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной).
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах (Труженика и лентяя).
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- Только в труде человек может раскрыться.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
3. Мини-лекция «Что труд даёт человеку» (плакат)
Труд – это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
4. Ринг профессий.
ваоспитатель
- Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий».
По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии.. Если не можешь вспомнить название профессии в течение трёх секунд, то выбываешь из игры. Игра продолжается пять минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!
Дети по очереди называют профессии. Проигравшие выбывают и садятся на свои места.
Игра закончилась, Победил (номер) Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Победитель садится на место.
На доске 2 сказочных героя – Емеля и Золушка - Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени и высмеивал в них лень и славил трудолюбие. Назовите героев сказок – лентяев и трудолюбивых. Назовите название сказки.
Сегодня к нам в гости пришли некоторые из них. Вы узнали их? Кто это?
К какому герою больше всего подходит пословица
«Ленивый сидя спит, лежа работает?»(Емеле)
- Послушайте внимательно, какую загадку вам хочет загадать Золушка. О чем эта загадка?
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за горами –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток. (Руки)
- А как вы думаете, почему, Золушка загадала загадку про руки, если тема нашего занятия - труд? Правильно, все что мы делаем, мы делаем с помощью рук.
Погляди дружок на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Все, решительно все, сделали человеческие руки. Все могут, все умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу. И у каждого из вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые, как у Золушки.
Золушка предлагает проверить, умеет ли наша голова думать, а руки работать.
5.Дидактическая игра «Что умеют наши руки», выберите то дело, которое вы умеете делать. На карточках изображены люди, которые делают какое либо дело, дети выбирают то дело , которое им по душе. И дорисовывают недостающий предмет, с помощью которого пользуется человек данной профессии.
Цель: Развитие логического мышления, словарного запаса
Образец: Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.
- Если я умею мыть пол, то…..(продолжи мысль)
- Если я умею вышивать, то….
- Если я умею мыть посуду, то….
- Если я умею подметать пол, то…
- Если я умею забивать гвозди, то …
- Если я умею готовить еду, то….
- Если я умею ремонтировать мебель, то…
-- Если я умею пылесосить , то…..
- Если я умею ухаживать за цветами, то…
А может быть можно пролежать всю жизнь на печи, как Емеля? Что же может произойти?(Оценить рассуждения детей, выделить более ценную мысль
- Я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, не хотят работать на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.
Представьте себе, что на заводах, фабриках, в селе, в больницах, в школах трудятся одни Емели
- Произошла авария, а Емеля-электрик лежит на печи
Дети: - Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т. д.
- Емеля - портной
Дети: - Все люди останутся без одежды.
- Емеля - строитель.
Дети: - Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.
Емеля - хлебороб не хочет выращивать хлеб
-Емеля – повар не желает слезать с печи.
Дети: - Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.
Правильно, люди работают везде и в городах, и в селах, на заводах, фабриках, в поле, на ферме.
Нужны ли нам такие Емели?
Труд, Емеля – основа жизни, по отношению к труду судят о человеке, кто он?
Слова, которыми называют ленивого и трудолюбивого человека разлетелись по группе (лодырь, лентяй, бездельник, неумеха, тунеядец).. Нам нужно найти их и собрать все вместе.
Цель: гимнастика для глаз, развитие внимания.
Как относятся к лентяям люди? (смеются над ними, не уважают)
И наоборот, как относятся люди к труженикам? Как называют такого человека? ( труженик, трудяга, мастер- золотые руки)
- Ребята, а Емеля с нами не согласен, он говорит, что тоже много дел делает, лежа на печи: спит, ест, лежит. Вот эта жизнь!
А давайте попробуем научить Емелю трудиться . Покажем ему, что у нас есть такое умение – как видеть работу , потому что, сейчас везде очень ценятся люди, которые обладают этим умением.
6.Помогите Емеле: поставьте логически правильное выражение к картинке.
Развитие логических операций
7.Пьедестал мест.
- В нашей жизни много важных вещей, определите, какое место занимают они в вашей жизни, предлагаю такие понятия: здоровье, труд, отдых, дружба, развлечения, красивые вещи. Выберите и поставьте на пьедестал 3 понятия, распределив их по местам. Расскажите, почему вы поставили то или иное понятие на 1 место, на 2 место, на 3 место?
О чем мы с вами говорили на нашем занятии? А так ли важен труд в нашей жизни?(Ответы детей)
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами – золотые руки.