МБОУ «Тумульская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Социалистического Труда Т.Г. Десяткина»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей начальных классов От «__»___________________2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Лукина С.М._______________ «__»______________2021г. | «Утверждено» Директор школы Десяткин С.Н.________________ От «__»________________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Народные танцы» для 4 класса
учителя начальных классов Васильевой К.Е.
на 2021-22 учебный год.
УПД-высокая
Пояснительная записка
Проблема построения модели воспитательного процесса на основе богатейшего культурного народного наследия, в частности, народной танцевальной музыки и танцев, является в настоящее время особенно актуальной.
В последнее время сложилась такая ситуация, что искусство танца и музыки стало примитивно. Ребёнок начинает принимать за танцевальное искусство творение современных популярных исполнителей, которое ограничено незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами, однотипными движениям. Это с раннего возраста упрощает миросозерцание ребенка. Если о русском народном танце как танце наших предков, дети имеют представление, то о танцевальном искусстве других народов эти знания сводятся к минимуму. Избежать этой ситуации можно, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на знакомство с традициями других народов в музыкальном и танцевальном искусстве.
Характерные для другой народной культуры звуки, ритмы, движения,позволят ребенку почувствовать себя неотъемлемой частью
всего общества. Легкость движений, разнообразная музыка, привлекательность и доступность народных танцев, вызовут у детей интерес для дальнейшего познания мира танцев других народов и желание их исполнять. Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям народной танцевальной культуры, стремление развивать у детей уже имеющиеся творческие способности, побудили меня создать программу внеурочной деятельности «Народные танцы».
Цель программы: воспитание ценностного отношения к традициям народов мира средствами хореографии.
Задачи программы:
Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры и других народов.
Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.
Осваивать с детьми основы теории и практики в ритме движений.
Формировать чувство ритма, понимание характера мелодии.
Развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение)
Развивать физические качества детей (пластичность, гибкость мышц, координацию движений).
Формировать умение работать в коллективе
Развивать художественный вкус и фантазию.
Направленность программы: спортивно-оздоровительное
Направления работы:
Знакомство с традициями и танцами народов мира.
Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и
инсценировок.
Развитие творческих способностей.
Принципы:
Творческой направленности.
Игрового познания.
Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка.
Условия реализации программы:
Дети, желающие получить дополнительные знания по данному направлению.
Занятия будут проходить во внеурочное время.
Есть возможность регулярно выступать на праздниках разного уровня.
Актуальность и новизна
До сих пор в общеобразовательной школе были только программы по художественной ритмике либо программы по внеурочной деятельности узкой направленности.
У современных школьников ярко выражен интерес к танцам, но знания о богатейшем опыте других народов в танцевальном искусстве отсутствует.Занятия позволяют приобщить детей к творческой деятельности, так как содержат ритмические импровизации, танцевальные композиции, игровые миниатюры. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на концертах.
Данная программа построена на изучении танцев наров мира. В отличие от существующих программ в моей программе на первое место ставится образная, духовная, художественная сторона народного танца, а уже потом техника движения и исполнения. Субъектом данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традициях не только русского народа, но других стран.
Основной формой работы является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 1 раз в неделю .Программа рассчитана на34 занятия. Продолжительность занятий 35 – 40 минут. Расширяя кругозор детей, знания о танцевальном искусстве и классической культуре народов мира, использую основную форму образовательной работы с детьми, которая содержит:
демонстрация исполнения основных движений танца
тренировочные упражнения;
постановка танца;
творческие задания;
репетиции.
Программой предусмотрены теоритические занятия:
музыкальная грамота;
беседы о хореографическом искусстве;
знакомство с традициями народов мира, танцами, народным костюмом;
просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;
экскурсии.
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца, рекомендую использовать на занятиях:
коллективные танцевальные игры («Лавата», «Я хочу с тобой танцевать» ит.д.);
массовые танцы («Танец утят»);
ритмические упражнения;
народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
создание собственных танцевальных элементов.
Структура программы:
Цель: знакомство с простейшими танцевальными элементами танцев народов мира, развитие координации движений, музыкального слуха и чувства ритма.
Данная образовательная программа построена на основе изучения трёх видов танца. Предложенная программа при возникновении необходимости допускает корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Хореографический материал базируется на танцах других стран.
Занятия по хореографии развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.
Методы работы:
наглядного восприятия (показ элементов, видеозаписей, объяснение)
репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
практический(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
поисковый(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
При проведении музыкально — ритмических игр используются игровой метод. Игровые ситуации основаны на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата, принятию решения. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие: беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).
(компьютер, проектор,видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамеру):
для отработки элементов танца;
в ритмической тренировке;
при знакомстве с музыкальным репертуаром;
для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы,
анализируют);
на праздничных выступлениях, концертах.
Программа по внеурочной деятельности «Народные танцы» не предусматривает оценивание учащихся.
Ожидаемый результат:
В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной стороной музыки и танца и научатся:
танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальныефразы;
уметь воспринимать и передавать в движении образ;
слышать разнообразие музыкальных жанров, составлять и применять на практике свои движения.
работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии;
работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии;
ритмично двигаться;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе.
видеть богатый музыкальный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Мониторинг результативности программы
Сольное и коллективное исполнение танцев;
Выступления танцевального коллектива на школьных праздниках, участие в конкурсных программах.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:
конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
праздничные выступления («День матери», «8 марта», «День пожилых людей» и т.д.);
развлечения и досуги (внеклассные мероприятия);
отчётные концерты;
участие в смотрах, конкурсах.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Планируемые результаты | Дата | Фактич |
предметные | УУД | личностные |
1 | Танец как вид искусства | Ознакомительная беседа | | | | | |
Русский народный танец «Калинка» | |
2 | « Калинка» | История танца, знакомство с профессиональными коллективами | первичные сведения об искусстве хореографии | Р прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,дружбы и толерантности | формироване основ гражданской идентичности | | |
3 | « Калинка» | Тренаж ( экзерсис, творческие4импровизации)Игры на развитие музыкального слуха и ритма. | позиции рук и ног; грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок | Р составление плана и последовательности действий П Наблюдение. К организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; | развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности | | |
4 | «Калинка» | Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации)Беседы о быте русского народа «Русский костюм». | воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения | Р планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата П Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. К Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | формироване основ гражданской идентичности | | |
5 | « Калинка» | Разучивание. «Светит месяц»; | сопереживать и чувствовать музыку | Р целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно П выдвижение гипотез и их обоснование К Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | Формирование способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей | | |
6 | « Калинка» | Разучивание.Игры на развитие музыкального слуха и ритма. | самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр | Р коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата П установление причинно-следственных связей К Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | совершенствование нравственно– эстетических, духовных и физических потребностей | | |
7 | « Калинка» | Разучивание. Танцевальные игры. | самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр | Рсаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. К Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | развитие чувства гармонии, чувства ритма | | |
8 | « Калинка» | РазучиваниеИгры с палочками. | контролировать и координировать своё тело | Р контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; П формулирование проблемы К Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | развитие чувства гармонии, чувства ритма | | |
9 | « Калинка» | Разучивание«Я хочу с тобой танцевать» | выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции | Рсаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П Овладение логическими действиями сравнения, анализа. К Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | развитие чувства гармонии, чувства ритма | | |
Турецкий народный танец «Халай» | |
10 | «Халай» | Информация Знакомство с культурой восточного народа. | воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения | Р прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | формироване основ гражданской идентичности | | |
11 | «Халай» | Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации) | позиции рук и ног; грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок | Р составление плана и последовательности действий П Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера К организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; | развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности | | |
12 | «Халай» | Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации) | соединять отдельные движения в хореографической композиции | Р составление плана и последовательности действий П Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера К Слушать и понимать речь других. | Формирование умения уважать себя и верить в успех | | |
13 | «Халай» | Разучивание .«Если нравится тебе…» | сопереживать и чувствовать музыку | Р прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности | | |
14 | «Халай» | Разучивание Игры на развитие музыкального слуха и ритма. | самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр | Рсаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П установление причинно- следственных связей К Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Развитие чувства гармонии, чувства ритма | | |
15 | «Халай» | Разучивание. «Танец утят» | определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии | Р коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата П Овладение логическими действиями сравнения, анализа. К общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,дружбы и толерантности | развитие чувства гармонии, чувства ритма | | |
16 | «Халай» | Разучивание .Новогодних композиций | выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции | Рсаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К учитывать позицию собеседника (партнера) | Формирование самооценки | | |
17 | | | | | | | |
Якутский народный танец «Оьуор ункуутэ» | |
18 | «Оьуор ункуутэ» | Знакомства с историей создания танца. | уметь воспринимать и передавать в движении образ | Р прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | формироване основ гражданской идентичности | | |
19 | «Оьуор ункуутэ» | Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации) | позиции рук и ног; грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок | Р составление плана и последовательности действий П Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера К управление поведением партнера точностью выражать свои мысли | развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности | | |
20 | «Оьуор ункуутэ» | Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации) | соединять отдельные движения в хореографической композиции | Р составление плана и последовательности действий П Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера К организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; | Формирование способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей | | |
21 | «Оьуор ункуутэ» | Разучивание . | ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души | Р Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. П Наблюдение. К Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | формироване основ гражданской идентичности | | |
22 | «Оьуор ункуутэ» | Разучивание «Руку правую вперед…» | сопереживать и чувствовать музыку | Р Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. П рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | формирование внутренней позиции | | |
23 | «Оьуор ункуутэ» | Разучивание. | ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души | Р коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата П Анализ объектов с целью выделения признаков. К Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | формироване основ гражданской идентичности | | |
24 | «Оьуор ункуутэ» | Разучивание | самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр | Рсаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П Овладение логическими действиями сравнения, анализа. К Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | развитие чувства гармонии, чувства ритма | | |
24 | «Оьуор ункуутэ» | Разучивание. | выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции | Рсаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. К Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Осознание своей национальности, формирование самооценки | | |
Якутский народный танец «Чороонноох ункуу» | |
26 | «Чороонноох ункуу» | Информация. | уметь воспринимать и передавать в движении образ | Р прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик П поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | формироване основ гражданской идентичности | | |
27 | «Чороонноох ункуу» | Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации) | позиции рук и ног; грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок | Р составление плана и последовательности действий П Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера К Слушать и понимать речь других. | Формирование способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей | | |
28 | «Чороонноох ункуу» | Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации) | соединять отдельные движения в хореографической композиции | Р составление плана и последовательности действий П Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера К учитывать позицию собеседника (партнера) | Формирование внутренней позиции | | |
29 | «Чороонноох ункуу» | Тренаж ( экзерсис, творческие импровизации) . | соединять отдельные движения в хореографической композиции | Р составление плана и последовательности действий П Анализ объектов с целью выделения признаков. К управление поведением партнера точностью выражать свои мысли | формироване основ гражданской идентичности | | |
30 | «Чороонноох ункуу» | Разучивание. История создания танца | определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии | Р планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата П поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К управление поведением партнера точностью выражать свои мысли | формироване основ гражданской идентичности | | |
31 | «Чороонноох ункуу» | Разучивание. Костюмы | ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души | Рсаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П Анализ объектов с целью выделения признаков. К Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | формироване основ гражданской идентичности | | |
32 | «Чороонноох ункуу» | Разучивание | экскурсия | Р коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата П Наблюдение. К Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. | Развитие познавалельных навыков | | |
33 | «Чороонноох ункуу» | Разучивание | Выбирать литературу; ритмично двигаться | Р контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; П поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | формироване основ гражданской идентичности | | |
34 | Танцевальная мозаика | Отчетный концерт. | выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции; контролировать и координировать своё тело | Рсаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий П рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | формирование самооценки | | |