Пояснительная записка
Цель изучения учебного курса.
• воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидатель- ной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• развитие представления о том, что такое автор, рассказчик, разновидности авторского
• развитие умения самостоятельно различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, умения понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
Общая характеристика учебного курса.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа по словесности призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
На уроках словесности ученик узнаёт законы употребления языка, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов. Словесность учит детей воспринимать произведение как единое целостное явление искусства слова. На уроках школьник учится творческому употреблению родного языка.
В 8 классе на уроках словесности обучающиеся осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качество текста.
Эта программа предполагает развитие художественно – творческих способностей детей. У обучающихся должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.
Место учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа по словесности для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, регионального компонента основного общего образования и программы по словесности автора Альбетковой Р.И.
В соответствии с учебным планом на изучение словесности в 8 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, программа 8 класса рассчитана на 34 часа и представляет собой курс, направленный на то, чтобы вооружить обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является урок, кроме того, материал преподносится и в нетрадиционной форме (путешествия, инсценирование отрывков художественных произведений, составление сценариев, иллюстраций по прочитанным произведениям).
Преподавание предмета ведётся по учебнику «Русская словесность. 8 класс» для общеобразовательных учреждений. Автор: Р.И.Альбеткова
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются осознанное, творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ произведения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Результаты изучения курса «Словесность. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Содержание учебного предмета (34 часа)
Раздел 1. Средства языка художественной словесности (7 ч.)
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Учащиеся должны знать:
значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса;
употребление различных типов предложений;
употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
Учащиеся должны уметь:
видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности;
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.
Основные термины по разделу: лексическое значение слова; семантика слова, словосочетания, оборота речи; авторская точка зрения, семантика фонетических средств языка, интонация, логическое и эмоциональное ударения, паузы, мелодика, аллитерация и ассонанс, метафора, олицетворения, метонимия.
Раздел 2. Словесные средства выражения комического (5 ч.)
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Учащиеся должны знать:
сущность комического,
развитие чувства юмора.
Учащиеся должны уметь:
видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях;
выразительно читать и рассказывать сатирические и юмористические произведения;
использовать языковые средства комического изображения в собственных сочинениях.
Основные термины по разделу: авторская оценка, комическое как вид авторской оценки изображаемого, юмор и сатира, роль смеха, комический эффект, «говорящие» имена и фамилии, парадокс, каламбур, остроумие, афоризм и эпиграмма.
Раздел 3. Качество текста и художественность произведения (4ч.)
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
различать удачные и неудачные выражения;
редактировать и совершенствовать текст;
увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки.
Основные термины по разделу: текст и его признаки, тема и идея текста, язык художественного произведения, стилистическая окраска, композиция, авторская индивидуальность.
Раздел 4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (7ч.)
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
Учащиеся должны знать:
своеобразие языка эпического произведения;
описание, повествование, рассуждение;
понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик.
Учащиеся должны уметь:
понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении;
различать героя, рассказчика и автора;
видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
создавать собственные произведения;
употреблять в них различные средства словесного выражения идеи;
писать сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Основные термины по разделу: язык эпического произведения, повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог, несобственно-прямая речь в монологе, образ героя, литературный герой, характер, типический герой, сюжет и композиция эпического произведения, авторская идея, автор и рассказчик, сказ.
Раздел 5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (4 ч.)
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении;
создавать стихи, используя в них различные способы выражения идеи;
писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Основные термины по разделу: лирическое произведение, семантика слова в лирике, сверхзначение слова, ритм, рифма, звукопись, стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Раздел 6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (4 ч.)
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены;
создать собственное драматическое произведение с использованием различных способов выражения идеи;
писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Основные термины по разделу: язык драматического произведения, диалог и монолог, авторская точка зрения, характер героев, сюжет и конфликт, композиция драматического произведения, авторские ремарки, художественная деталь, подтекст, идея произведения.
Раздел 7. Взаимосвязи произведений словесности (3 ч.)
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
создавать собственные произведения с использованием традиций.
Основные термины по разделу: реминисценция, уровень языка, образ, сюжет, композиция, тема, идея, род, вид, жанра, стиль, Библия, летопись, мотив, народная поэзия.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия |
планируемая | фактическая |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Средства языка художественной словесности | 7 ч. | | | |
1.1 | Что такое семантика. Семантика фонетических средств. Семантика словообразования. | 1 ч. | Работа материалом учебника. | 1.09 | |
1.2 | Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы. | 1 ч. | Практическое задание: определить лексическое значение слов. | 8.09 | |
1.3 | Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова. | 1 ч. | Практическое задание: определить лексическое значение слов. | 15.09 | |
1.4 | Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение. | 1 ч. | Вопросы и задания учебника. | 22.09 | |
1.5 | Метонимия, синекдоха. | 1 ч. | Вопросы и задания учебника. | 29.09 | |
1.6 | Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры. | 1 ч. | Работа с текстом. | 6.10 | |
1.7 | Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности». | 1 ч. | Практическая работа с текстом | 13.10 | |
2. | Словесные средства выражения комического | 5 ч. | | | |
2.1 | Комическое как средство выражения оценки явления. | 1 ч. | Работа материалом учебника. | 20.10 | |
2.2 | Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур. | 1 ч. | Работа с художественным текстом. | 27.10 | |
2.3 | Гипербола, фантастика, ирония. | 1 ч. | Практическая работа с текстом. | 10.11 | |
2.4 | Пословицы и афоризмы. | 1 ч. | Практическая работа по определению смысла афоризмов Козьмы Пруткова. | 17.11 | |
2.5 | Практическое занятие по теме «Словесные средства выражения комического». | 1 ч. | Создание сочинения с использовани- ем языковых средств комического изображения. | 24.11 | |
3. | Качество текста и художественность произведений словесности | 4 ч. | | | |
3.1 | Текст и его признаки. Тема и идея. | 1 ч. | Работа со стихами А.Н. Майкова. Словесный ряд. Контрольный опрос: признаки текста, тема, идея. Создание текста на тему «Идёт снег». | 1.12 | |
3.2 | Основные требования к тексту. | 1 ч. | Наблюдение за речью окружающих: нарушения норм языка. | 8.12 | |
3.3 | Художественность произведения. Композиция словесного выражения. | 1 ч. | Наблюдения над ёмкостью слов в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар». | 15.12 | |
3.4 | Практическое занятие по теме «Качество текста и художественность произведений словесности». | 1 ч. | Практическая работа: сравнение репродукции картины и текста. | 22.12 | |
4. | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении | 7 ч. | | | |
4.1 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении. | 1 ч. | Работа материалом учебника. | | |
4.2 | Слово в эпическом произведении. Описание, повествование. | 1 ч. | Портрет Емельяна Пугачева и иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка». | | |
4.3 | Монолог, диалог. | 1 ч. | Вопросы и задания учебника. | | |
4.4 | Литературный герой, характер, образ. | 1 ч. | Терминологи- ческий диктант. | | |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.5 | Сюжет и композиция как средство выражения идеи. | 1 ч. | Работа с текстом. | | |
4.6 | Рассказчик и автор в эпическом повествовании. | 1 ч. | Анализ речевой характеристики героя рассказа Зощенко «Монтер». | | |
4.7 | Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении. | 1 ч. | Практическая работа: составление описания по картине. | | |
5. | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении | 4 ч. | | | |
5.1 | Слово в лирическом произведении. | 1 ч. | Наблюдения над построением стихотворения М.Ю. Лермонтова «Завещание» (перенос). | | |
5.2 | Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. | 1 ч. | Наблюдения над построением стихотворения М.Ю. Лермонтова «Завещание». Сверхзначение слова, неологизмы- паронимы, образ- переживания. | | |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.3 | Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы. | 1 ч. | Аллитерация, ассонанс, внутренняя рифма. Анализ стихотворения Н.С. Гумилева. | | |
5.4 | Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении». | 1 ч. | Терминоло - гический диктант. | | |
6. | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении | 4 ч. | | | |
6.1 | Слово в драматическом произведении. | 1 ч. | Работа с материалом учебника. | | |
6.2 | Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения. | 1 ч. | Катарсис, сатира, юмор. | | |
6.3 | Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении. | 1 ч. | Гипербола, градация, алогизм. Контрольно- терминологи- ческий диктант. | | |
6.4 | Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении». | 1 ч. | Практическая работа: создание драматической сценки картины. | | |
7. | Взаимосвязи произведений словесности | 4 ч. | | | |
7.1 | Воздействие Библии на русскую литературу. | 1 ч. | Практическая работа: притча о блудном сыне и ее влияние на | | |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | русскую литературу. | | |
7.2 | Мифологические образы в русской литературе. | 1 ч. | Антология, муза. Практическая работа: влияние мифа о Дедале и Икаре на поэзию 20 века. | | |
7.3 | Влияние народной словесности на русскую литературу. | 1 ч. | Практическая работа: сказоч- ный сюжет в эпосе и лирике. Контрольно- терминологи- ческий диктант. | | |
7.4 | Заключительный урок. | 1 ч. | Контрольно- творческие работы в различных жанрах - создание собственных произведений. | | |
| Итого: | 34 ч. | | | |
| | | | | |
| теория – 29 ч. | | | | |
| практические занятия – 6 ч. | | | | |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение: учебник: Р.И. Альбеткова. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2009. методические пособия для учителя: Рабочая программа по русской словесности для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5 – 9 классы. Автор программы Р.И. Альбеткова. – М.: «Дрофа», 2005. Р.И. Альбеткова. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность». 8 класс. – М.: «Дрофа», 2005. С. И. Львова. Уроки словесности. 5—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2009. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003. для учащихся: Р.И. Альбеткова. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2009. Словари, справочники. |
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
fcior.edu.ru
school-collection.ru
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.