СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Основы словесности" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Основы словесности" 8 класс»



Пояснительная записка


Цель изучения учебного курса.

• воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидатель- ной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• развитие представления о том, что такое автор, рассказчик, разновидности авторского

• развитие умения самостоятельно различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, умения понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.

Общая характеристика учебного курса.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа по словесности призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

На уроках словесности ученик узнаёт законы употребления языка, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов. Словесность учит детей воспринимать произведение как единое целостное явление искусства слова. На уроках школьник учится творческому употреблению родного языка.

В 8 классе на уроках словесности обучающиеся осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качество текста.

Эта программа предполагает развитие художественно – творческих способностей детей. У обучающихся должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.

Место учебного курса в учебном плане.

Рабочая программа по словесности для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, регионального компонента основного общего образования и программы по словесности автора Альбетковой Р.И.

В соответствии с учебным планом на изучение словесности в 8 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, программа 8 класса рассчитана на 34 часа и представляет собой курс, направленный на то, чтобы вооружить обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является урок, кроме того, материал преподносится и в нетрадиционной форме (путешествия, инсценирование отрывков художественных произведений, составление сценариев, иллюстраций по прочитанным произведениям).

Преподавание предмета ведётся по учебнику «Русская словесность. 8 класс» для общеобразовательных учреждений. Автор: Р.И.Альбеткова

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются осознанное, творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ произведения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Результаты изучения курса «Словесность. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.











Содержание учебного предмета (34 часа)


Раздел 1. Средства языка художественной словесности (7 ч.)

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в сло­варе, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (по­вышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопостав­ления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, анто­нимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, ис­торизмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимст­вованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.


Учащиеся должны знать:

  • значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса;

  • употребление различных типов предложений;

  • упо­требление поэтических фигур: антитезы, оксюморо­на, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения авто­ра к предмету изображения;

  • понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях сло­весности;

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.


Основные термины по разделу: лексическое значение слова; семантика слова, словосочетания, оборота речи; авторская точка зрения, семантика фонетических средств языка, интонация, логическое и эмоциональное ударения, паузы, мелодика, аллитерация и ассонанс, метафора, олицетворения, метонимия.


Раздел 2. Словесные средства выражения комического (5 ч.)

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изо­бражаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатири­ческом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.


Учащиеся должны знать:

  • сущность комического,

  • развитие чувства юмора.


Учащиеся должны уметь:

  • видеть авторский идеал в са­тирическом и юмористическом произведениях;

  • вы­разительно читать и рассказывать сатирические и юмористические произведения;

  • использовать языковые средства комического изображения в собст­венных сочинениях.


Основные термины по разделу: авторская оценка, комическое как вид авторской оценки изо­бражаемого, юмор и сатира, роль смеха, комический эффект, «говорящие» имена и фамилии, парадокс, каламбур, остроумие, афоризм и эпиграмма.


Раздел 3. Качество текста и художественность произведения (4ч.)

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основ­ные требования к художественному и нехудожест­венному тексту: правильность, точность, последова­тельность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответст­вие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художествен­ном произведении.

Стройность композиции, последовательность из­ложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, ориги­нального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.


Учащиеся должны знать:

  • развитие «чувства стиля».


Учащиеся должны уметь:

  • оценить ка­чество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;

  • различать удачные и неудачные выражения;

  • редак­тировать и совершенствовать текст;

  • уви­деть своеобразие художественного текста, его досто­инства и недостатки.


Основные термины по разделу: текст и его признаки, тема и идея текста, язык художествен­ного произведения, стилистическая окраска, композиция, авторская индивидуальность.


Раздел 4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (7ч.)

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествова­ния, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-пря­мая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, харак­тер, типический герой. Литературный герой, изобра­женный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или сви­детеля событий. Сказ.


Учащиеся должны знать:

  • своеобразие языка эпического произведения;

  • описание, повествование, рассуждение;

  • понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик.


Учащиеся должны уметь:

  • понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведе­нии;

  • различать героя, рассказчика и автора;

  • видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;

  • создавать собственные произведения;

  • употреблять в них различные средства словесного выражения идеи;

  • писать сочине­ния-рассуждения об идейно-художественном своеоб­разии эпического произведения.


Основные термины по разделу: язык эпического произведения, повествова­ние, описание, рассуждение, диалог и монолог, несобственно-пря­мая речь в монологе, образ героя, литературный герой, харак­тер, типический герой, сюжет и композиция эпического произведения, авторская идея, автор и рассказчик, сказ.


Раздел 5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (4 ч.)

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства ав­тора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопостав­ления слов, словосочетаний, предложений для выра­жения мысли и чувства автора. Значение соотноше­ния ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной ре­чи для выражения мысли автора. Рифма в лириче­ском произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим.


Учащиеся должны знать:

  • значения средств языкового выра­жения содержания при чтении лирического произве­дения.


Учащиеся должны уметь:

  • почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом про­изведении;

  • создавать стихи, используя в них различные способы выражения идеи;

  • писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.


Основные термины по разделу: лирическое произведение, семантика слова в лирике, сверхзначение слова, ритм, рифма, звукопись, стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим.


Раздел 6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (4 ч.)

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в дра­матическом произведении от их употребления в эпи­ческом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения ав­торской позиции.

Значение композиции драматического произведе­ния, роль диалога и авторских ремарок, художест­венной детали, подтекста для выражения идеи про­изведения.


Учащиеся должны знать:

  • значения средств словесного вы­ражения;

  • содержания драматического произведения.


Учащиеся должны уметь:

  • понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены;

  • создать собственное драматиче­ское произведение с использованием различных способов выражения идеи;

  • писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматиче­ского произведения.


Основные термины по разделу: язык драматического произведения, диалог и монолог, авторская точка зрения, характер героев, сюжет и конфликт, композиция драматического произведе­ния, авторские ремарки, художест­венная деталь, подтекст, идея про­изведения.


Раздел 7. Взаимосвязи произведений словесности (3 ч.)

Взаимовлияние произведений словесности — за­кон ее развития. Взаимосвязи произведений словес­ности в качестве реминисценций или на уровне язы­ка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Чер­ты влияния Библии в летописи, произведениях древ­ней русской литературы, словесности нового време­ни.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.


Учащиеся должны знать:

  • идейно-художественный смысл использования традиций духовной литературы, ми­фологии, фольклора.


Учащиеся должны уметь:

  • видеть авторскую по­зицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;

  • созда­вать собственные произведения с использованием традиций.


Основные термины по разделу: реминисценция, уровень язы­ка, образ, сюжет, композиция, тема, идея, род, вид, жанра, стиль, Библия, летопись, мотив, народная поэзия.



Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

проведения занятия

планируемая

фактическая

1

2

4

5

6

7

1.

Средства языка художественной словесности

7 ч.




1.1

Что такое семантика. Семантика фонетических средств. Семантика словообразования.

1 ч.

Работа

материалом

учебника.

1.09


1.2

Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы.

1 ч.

Практическое задание:

определить

лексическое значение

слов.

8.09


1.3

Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова.

1 ч.

Практическое задание:

определить

лексическое значение

слов.

15.09


1.4

Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение.

1 ч.

Вопросы и задания учебника.

22.09


1.5

Метонимия, синекдоха.

1 ч.

Вопросы и задания учебника.

29.09


1.6

Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры.

1 ч.

Работа с текстом.

6.10


1.7

Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности».

1 ч.

Практическая

работа с текстом

13.10


2.

Словесные средства выражения комического

5 ч.




2.1

Комическое как средство выражения оценки явления.

1 ч.

Работа

материалом

учебника.

20.10


2.2

Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур.

1 ч.

Работа с художественным текстом.

27.10


2.3

Гипербола, фантастика, ирония.

1 ч.

Практическая

работа с текстом.

10.11


2.4

Пословицы и афоризмы.

1 ч.

Практическая

работа по

определению

смысла

афоризмов

Козьмы

Пруткова.


17.11


2.5

Практическое занятие по теме «Словесные средства выражения комического».

1 ч.

Создание

сочинения с

использовани-

ем языковых

средств

комического

изображения.

24.11


3.

Качество текста и художественность произведений словесности

4 ч.




3.1

Текст и его признаки. Тема и идея.

1 ч.

Работа со стихами

А.Н. Майкова. Словесный

ряд. Контрольный


опрос: признаки текста, тема, идея. Создание текста на тему «Идёт снег».

1.12


3.2

Основные требования к тексту.

1 ч.

Наблюдение

за речью

окружающих:

нарушения

норм языка.

8.12


3.3

Художественность произведения. Композиция словесного выражения.

1 ч.

Наблюдения

над ёмкостью

слов в стихотворении

А.С.Пушкина

«Анчар».

15.12


3.4

Практическое занятие по теме «Качество текста и художественность произведений словесности».

1 ч.

Практическая работа: сравнение

репродукции картины и текста.

22.12


4.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

7 ч.




4.1

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

1 ч.

Работа

материалом

учебника.



4.2

Слово в эпическом произведении. Описание, повествование.

1 ч.

Портрет

Емельяна Пугачева и

иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка».



4.3

Монолог, диалог.

1 ч.

Вопросы и задания учебника.



4.4

Литературный герой, характер, образ.

1 ч.

Терминологи-

ческий

диктант.



1

2

4

5

6

7

4.5

Сюжет и композиция как средство выражения идеи.

1 ч.

Работа с текстом.



4.6

Рассказчик и автор в эпическом повествовании.

1 ч.

Анализ речевой

характеристики героя

рассказа

Зощенко

«Монтер».



4.7

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

1 ч.

Практическая работа: составление описания по картине.



5.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

4 ч.




5.1

Слово в лирическом произведении.

1 ч.

Наблюдения

над

построением

стихотворения

М.Ю. Лермонтова

«Завещание»

(перенос).




5.2

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.

1 ч.

Наблюдения

над

построением

стихотворения

М.Ю. Лермонтова

«Завещание». Сверхзначение слова,

неологизмы-

паронимы,

образ-

переживания.




1

2

4

5

6

7

5.3

Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы.

1 ч.

Аллитерация,

ассонанс,

внутренняя

рифма.

Анализ

стихотворения

Н.С. Гумилева.




5.4

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении».

1 ч.

Терминоло -

гический

диктант.



6.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

4 ч.




6.1

Слово в драматическом произведении.

1 ч.

Работа с материалом учебника.



6.2

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения.

1 ч.

Катарсис,

сатира, юмор.



6.3

Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении.

1 ч.

Гипербола,

градация,

алогизм.

Контрольно-

терминологи-

ческий

диктант.



6.4

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении».

1 ч.

Практическая работа: создание

драматической сценки

картины.



7.

Взаимосвязи произведений словесности

4 ч.




7.1

Воздействие Библии на русскую литературу.

1 ч.

Практическая работа: притча о блудном

сыне и ее влияние на



1

2

4

5

6

7




русскую литературу.



7.2

Мифологические образы в русской литературе.

1 ч.

Антология, муза.

Практическая

работа: влияние мифа о Дедале и

Икаре на поэзию 20 века.



7.3

Влияние народной словесности на русскую литературу.


1 ч.

Практическая

работа: сказоч-

ный сюжет в

эпосе и лирике.

Контрольно-

терминологи-

ческий

диктант.



7.4

Заключительный урок.

1 ч.

Контрольно-

творческие

работы в

различных

жанрах -

создание

собственных

произведений.





Итого:

34 ч.











теория – 29 ч.






практические занятия – 6 ч.






Учебно-методическое обеспечение предмета


Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:

учебник:

Р.И. Альбеткова. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2009.


методические пособия для учителя:

  1. Рабочая программа по русской словесности для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5 – 9 классы. Автор программы Р.И. Альбеткова. – М.: «Дрофа», 2005.

  2. Р.И. Альбеткова. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность». 8 класс. – М.: «Дрофа», 2005.

  3. С. И. Львова. Уроки словесности. 5—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2009.

  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003.



для учащихся:


  1. Р.И. Альбеткова. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Словари, справочники.


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:


  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  4. Мир слова русского http://www.rusword.org

  5. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

  7. fcior.edu.ru

  8. school-collection.ru

  9. http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.