МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЯСИНОВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ПМО УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
Внеурочная деятельность по географии
Ковалёва Анна Евгеньевна
заместитель директора, учитель географии высшей квалификационной категории, старший учитель
ГБОУ «КРАСНОПАРТИЗАНСКАЯ ШКОЛА ЯСИНОВАТСКОГО МО»
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» Дорис Лессинг
«Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России » .
Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.
Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО
- 1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»
- 2. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
- 3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 №986)
- 4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»
- 5. СанПиН 2.4.2. 2821-10 от 29.12.2010 г.№ 189
- 6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки Росии от 28.12.2010 г № 2106)
- 7. Локальный акт ОУ «Положение о внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность по географии .
- Внеурочная деятельность по географии тесно связана с учебной работой и отчасти призвана восполнять её пробелы.
- Эффективность внеурочной деятельности зависит от умения и желания учителя, его способности сделать занятия разнообразными по форме, интересными и занимательными по содержанию. При проведении внеурочной деятельности элементы научно-познавательной деятельности сочетаю с игровыми, занимательными формами. При подготовке внеклассного мероприятия учитываю общий уровень развития каждого школьника, его географические познания, практические уме6ния и навыки.
Внеурочная деятельность по ФГОС
обеспечивает
организует
адаптирует детей к жизни в обществе
содержательный досуг
включает
развивает
Самореализацию и самовоспитание
необходимые условия профессионального и личностного самоопределения детей
в социально полезную деятельность
творческие способности
Образовательно-воспитательные задачи
Разнообразие содержания и методов внеурочной деятельности позволяет ставить перед учащимися разносторонние образовательно-воспитательные задачи.
1. Углубление и расширение кругозора обучающихся по географии, развитие интереса к предмету.
2. Развитие у учащихся географической любознательности, творческих способностей.
3. Формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
4. Воспитание чувства коллективизма, товарищества и дружбы.
Формы внеурочной деятельности по географии
1. Кружки разнообразной тематики.
2. Экскурсии в природу, на предприятия.
3. Недели географии, конкурсы, КВН.
4. Олимпиады по географии.
5. Географические викторины.
6. Кроссворды, ребусы, географическое лото и др.
7. Познавательные игры.
8. Географические конференции.
9. Географические вечера, праздники.
10. Выпуск географической газеты, плаката.
11. Заочные путешествия.
12. Деловые игры.
Из опыта работы
Для нашей школы традиционными являются следующие формы внеурочной работы по географии: предметная неделя географии и экологи, неделя в защиту животных, природоохранные акции, туристические игры, экскурсии, дистанционные викторины и олимпиады по географии.
Из опыта работы
Географическое общество учащихся «Эрудит». Члены ОУ занимаются не только научно-исследовательской работой, но и практической природоохранной деятельностью, организацией мероприятий эколого-краеведческой направленности, поисковой и экскурсионной работой в школьном музее. Смотрим и обсуждаем фильмы по темам, участвуем в конкурсах рисунков и поделок.
Ежегодно в сентябре в школе проходит туристические соревнования, посвященные Дню здоровья. Проходят соревновательные мероприятия между классами: эколого-краеведческая викторина, конкурс туристических песен, газет, укладка рюкзака. (в 2024-2025уч. году, работа проводится в дистанционном формате)
Предметная неделя географии и биологии проводится совместно учителями географии и биологии. Кроме открытых уроков, в течение Недели проводятся внеурочные мероприятия с привлечением обучающихся всей школы. Это шефские мероприятия в начальной школе (викторины, игры, конкурсы), географические вечера «В гостях у географии», «Вечер вопросов и ответов» и др.), природоохранные акции. В рамках предметной недели также проходят дистанционные викторины, проекты и олимпиады по географии и биологии .
Из опыта работы
Традицией стали в нашей школе Дни Земли, с проведением конкурсов плакатов, и всевозможных других форм работы. Это дает возможность ребятам оценить опасность для нашей планеты и заставляет каждого задуматься над своим вкладом в охрану окружающей среды.
Во внеурочной деятельности применяю часто игровые технологии, где игра является одной из форм интегративной деятельности. Это - брейн-ринги, викторины, квн , турниры путешественников, и многое другое.
В рамках учебных проектов организовывались конкурсы поделок, букетов из природного материала, с целью выявления творческих способностей учащихся,
Внеурочная деятельность способствует самореализации личности в быстро меняющихся условиях современного мира.
Коллективная творческая деятельность
Экскурсии по окрестностям поселка
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Широкое – заповедная зона
Изучение растений «Красной Книги»