Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках ФГОС второго поколения
Внеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. В соответствии с образовательным стандартом второго поколения внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Важным моментом внеурочной деятельности, повышающим мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя.
Внеурочная деятельность по иностранному языку способствует достижению личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели) и метапредметных (умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей учебной и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование и развитие компетентности в области ИКТ) предметных результатов, требования к которым прописаны в образовательном стандарте второго поколения.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
• расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
• стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
• всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Следует отметить, что хотя цели и задачи урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку совпадают, в их содержании, организации и формах наблюдаются существенные различия.
Добровольный характер участия учащихся во внеурочной деятельности в отличие от обязательности урочной. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы исходя, прежде всего из своих интересов, желания узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеурочной деятельности по иностранному языку обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней.
Внеурочный характер занятий,
Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений
Основными организационными принципами внеурочной деятельности являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая. В основу такого деления возложен признак количественного охвата участников.
Индивидуальная внеурочная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п.
Массовые формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По содержанию можно выделить такие формы внеурочной деятельности по иностранному языку:
1) соревновательные (конкурс, игра, олимпиада, викторина и др.);
2) средства массовой информации (стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и др.);
3) культурно-массовые (праздник, посвященный традициям родной страны или страны, язык которой изучается; праздник, посвященный знаменательной дате: Christmas, the 23d ofFebruary, Mother’sDay, etc.; тематические внеклассные мероприятия
Целесообразно выделить такую форму внеурочной деятельности, как Неделя иностранного языка. Эта форма является массовой, так как предусматривает участие в ней большого количества учащихся разных возрастных категорий, в том числе и младших школьников, включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка проводится в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из ее компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.
1й этап – подготовительный.
2й этап – это проведение Недели иностранного языка.
3й этап посвящен итогам Недели.
Цели проведения недели:
усилить мотивацию к изучению иностранных языков,
способствовать практическому владению речевой деятельностью,
увеличить активный языковой запас учащихся,
стимулировать в целом их интеллектуальную и языковую активность,
расширить общий кругозор школьников, повышать их культурный уровень,
углубить страноведческие знания по теме «Традиции»,
развивать творческие способности детей.
Главным принципом Недели иностранных языков является вовлечение учащихся всех параллелей, независимо от уровня их знаний иностранного языка, в события недели, участие в мероприятиях и выполнение заданий посильного характера.
Для реализации поставленных целей проводятся следующие мероприятия:
Конкурс тематической открытки – все параллели
Конкурс постеров, презентаций – 9-11 классы
Страноведческая викторина -7-8 классы
Конкурс стихов (драматизация, перевод, рисунок)- 2-4 классы
Драматизация -5-6 классы
Конкурс художественного перевода (оформление) -9-11 классы
Оформление стенда, выставка работ, проведение отчетного концерта, подведение итогов.
В этом году было решено провести тематическую предметную неделю, посвященную традициямпразднования Дня Святого Валентина в странах изучаемого языка.
Учащиеся подготовили тематические постеры, был проведен конкурс электронных презентаций, конкурс стихов, постановка сказок и сценок, проведена викторина. Ученики всех параллелей участвовали в конкурсе открыток, ученики старших классов участвовали в конкурсе художественного перевода, оформили праздничный стенд, выставку работ.
Предметные недели проводятся на должном методическом уровне.Привлекая учащихся к творческой работе, учителя иностранных языков обеспечивают их увлекательным материалом страноведческого, игрового характера. В творческую деятельность вовлекаются не только лучшие учащиеся, но и инертные школьники. Всем детям предоставляется возможность разделить радость успеха, участвовать самим в мероприятиях или, будучи зрителями, сопереживать своим одноклассникам.
Таким образом, неделя иностранного языка является ярким событием в жизни нашей школы, демонстрирует успешное сочетание урочной и внеурочной работы, высокий творческий потенциал как учащихся, так и учителей.
Подводя итоги, можно сказать, что при изучении иностранного языка внеурочная деятельность обучаемых играет важную роль и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению интереса, углублению знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, помогает организовать свободное время учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.