СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по математике в начальной школе в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение моего опыта.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по математике в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Внеурочная деятельность по математике в начальной школе в соответствии с ФГОС

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в неё глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру всё, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал «умнее», «способнее», «одарённее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет. Ведь по мнению одного из ведущих исследователей проблем творчества (одарённости), П. Торренса, «творчество- это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить свои способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий во внеурочной деятельности происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Наиболее подходящей формой проведения занятий во внеурочной деятельности является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а так же систематичность и целенаправленность.

Так же эти занятия могут проходить в форме факультатива как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, смотивированных на обучение.

На каждое занятие отводится по 35-40 минут.

Методы и приёмы организации внеурочной деятельности в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Но надо помнить, что задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому особое внимание на занятиях внеурочной деятельности обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях внеурочной деятельности упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»).

Рекомендуемая модель занятия по внеурочной деятельности такова.

  1. «Мозговая гимнастика». Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятий. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.



Предлагаемые упражнения «Мозговой гимнастики»:

- «Качание головой».

- «Ленивые восьмёрки».

- «Шапка для размышлений».

2. Разминка. Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективного усвоения знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, расчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

3. Тренировка психофизических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечислительных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

4. Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения. Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

5. Логически поисковые задания. На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и т.д. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

6. Весёлая переменка. Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

7. Нестандартные задачи. Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важные условия общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, не достаточно. Очень важно приучать ребят решат и нестандартные задачи, т.е. задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Такие задачи различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно, повышение самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки (по отношению к её завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счёт прилежания и старательности.

Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующую работу ребят и вселяющие в них уверенность в свои силы. («Хорошо, молодец! Не получилось – ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь, проявляешь умение мыслить, - и успех конечно же придёт!»). Подавляющее большинство детей, как правило, стараются работать на таких занятиях изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тому, кто послабее, поддержать и вдохновить, вселить уверенность в то, что все препятствия преодолимы.