Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательно о серьёзном» разработана в соответствии с
ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 г.
ФГОС ООО ((Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897), учитывая все последующие изменения
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования».
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
УПа МБОУ Гусинской СШ на текущий учебный год
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательно о серьезном» обеспечивает выполнение одного из главных принципов Стандарта в части формирования российской гражданской идентичности учащихся, а также содействует выполнению главных требований Стандарта к «портрету выпускника основной школы»:
любящего свой край и свое Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества; умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающего других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
В основу Программы заложены основные идеи нового стандарта:
достижение личностных, метапредметных, предметных результатов;
формирование универсальных учебных действий;
поддержка совместной деятельности школы и семьи;
вариативность информационно-образовательной среды.
Программа «Занимательно о серьезном» составлена с учетом Государственного заказа (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
Программа «О, великий и могучий русский язык!» для 5 класса составлена с использованием некоторых элементов программы, разработанной Л.В. Мищенковой и обеспеченной методическим пособием «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет)/ Л.В.Мищенкова. Методическое пособие, 5 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013г.
Программа внеурочной деятельности «О, великий и могучий русский язык!» для 5 классов реализуется как продолжение и углубление знаний русского языка и литературы на основе учебника Ладыженской Т.А., Баранова М. Т., ТростенцовойЛ.А. и др. «Русский язык в 2-х частях. 5 класс» 2017 года издания, который вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2019 году.
2. Актуальность программы
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку и литературе интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая она дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка и устного народного творчества знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
3. Цели и задачи программы
Цель: развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности, пробуждение интереса к русскому языку и устному народному творчеству к его речевым явлениям, желание познать богатства русскоязычной культуры, формирование коммуникативной компетентности через активные, продуктивные и занимательные виды деятельности обучающихся.
Задачи:
выявить и поддержать одарённых учащихся;
развить индивидуальные способности учащихся;
расширить и углубить программный материал;
воспитывать любовь к великому русскому языку и устному народному творчеству;
пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью, с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы;
совершенствовать общее языковое развитие школьников.
4. Параметры программы
Сроки реализации программы: 1 учебный год
Объем учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
5. Формы работы при реализации программы
При реализации программы предполагается использование самых разнообразных форм работы. Причем, как показывает опыт, иногда, исходя из развития событий на занятии, возможно применение формы или метода, не запланированного ранее.
Основные формы работы:
словесное рисование;
приготовление презентаций;
сообщения;
разгадывание кроссвордов, ребусов;
рассмотрение вопросов занимательной грамматики;
изучение увлекательных рассказов о жизни языка;
участие в викторинах и конкурсах рисунков и плакатов;
игры на языковом материале;
инсценировки языковых ситуаций;
работа с энциклопедиями, справочниками, поиск информации, преобразование и интерпретация преобразования;
рисунки по сюжету;
оценка информации.
Формы и виды контроля
Формы контроля: викторины, творческие конкурсы, грамматические турниры, КВНы, ролевые игры, социальные диалоги (дети – родители), проекты, научные исследования, инсценизации, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный (тестовый), текущий, итоговый (разноуровневые тесты).
6. Основные содержательные линии курса
В содержание курса первого года обучения «О, великий и могучий русский язык!» входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка в 5 классе по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
Учение - лучшее богатство!/ Происхождение слов: «глобус», «шпаргалка», «каникулы».
О, великий и могучий! Почему русский язык великий и могучий? /Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Чудеса в решете./Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.
Умные игры. Игротека./ Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.
С мягким знаком или без него живут глаголы?/ Правило написания -тся и -ться у глаголов.
Зарядка для ума или игры со словами./ Различные формы игр со словами.
«Два в одном»/Правописание слов с удвоенными согласными.
Умные игры. Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.
Мудрые высказывания о труде./ Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.
Мудрость и красота русских пословиц. «Пословица не даром молвится»./ Отличия пословицы от поговорки, скрытый смысл пословицы.
Интеллектуальные игры. Про анаграммы и метаграммы./ Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.
Умные игры. Игротека./ Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы.
«Они знают всё!» По страницам детской энциклопедии./Знакомство со статьями детской энциклопедии «Что такое. Кто такой», вариантами использования материалов энциклопедии. Читаем с родителями.
Этот удивительный мир фразеологизмов. «Заруби себе на носу»./ Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: «гамбургский счет», «живая вода», «игра не стоит свеч», «камень преткновения», «лить колокола», «мели, Емеля!"»
Трудный случай: ПРЕ и ПРИ?/ Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.
Умные игры. Игротека./ Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.
Буквы З и С на конце приставок./ Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.
Их следует запомнить./Слова из словаря для запоминания.
О логогрифах и палиндромах./ Понятия «логогрифы» и «палиндромы».
Умные игры. Игротека./ Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Что мы пишем после Ц?/ Правописание Ы, И после Ц.
Коварные Е-И в корнях с чередованием./ Правописание Е,И в корнях с чередованием.
Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах.
Умные игры. Игротека./ Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах
Интеллектуальные игры. О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике./ Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.
Учить словарные слова легко и интересно!/ Игры со словарными словами.
И снова о чередовании И-Е в корнях слов./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.
Умные игры. Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. «Словесная арифметика».
Библейские фразеологизмы./ Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.
В царство басен./ Определение басни. Понятия: «эзоповский язык», «Эзоповы басни».
«Книга - твой друг. Береги ее!»/ Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.
Умные игры. Игротека./ Библейские фразеологизмы: «семь смертных грехов», «святая простота». Особенности басни. Почему нужно читать книги.
Повторение – мать учения./ Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Учить – ум точить… Повторение./ Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде.
7. Результаты реализации программы
Результаты первого уровня:
- развитие у детей духовных потребностей: самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;
- формирование устойчивой положительной Я-концепции;
- развитие самоуправляющего механизма личности; развитие волевых личности;
Результаты второго уровня:
- вывод личности учащегося в режим самовоспитания; воспитание и самовоспитание толерантности, гражданственности, патриотизма;
- воспитание и самовоспитание оптимизма, веры в себя, в свои силы и способности;
- формирование долгосрочных целей на постоянное самосовершенствование личности, мотивации на осознание и целенаправленное улучшение личностью самой себя.
Результаты третьего уровня:
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- формирование социальной защищенности личности;
- формирование индивидуальности, самостоятельности;
- формирование здорового образа жизни;
- умение рефлексии, критического мышления;
- формирование научной системы знаний о человеческой психике: поведении, мышлении, отношениях;
- умение научно организовывать свой труд, работать с информацией, формирование нравственное – эстетические представления об общечеловеческих ценностях;
- формирование способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами: испытываю гордость, за свою великую страну, веду здоровый образ жизни, умею взаимодействовать с другими людьми, чувствую сопричастность к судьбе страны, обладаю гражданской позицией, умею самостоятельно строить свою жизнь.
Основные виды деятельности достижения результатов:
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
вступать в учебный диалог;
выполнять задания, предложенные учителем;
обсуждать выступления одноклассников;
работать в паре: формулировать определение изучаемого понятия;
работать с терминологическим словариком;
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии.
8.Тематический план программы курса «О, великий и могучий русский язык!», 5 класс
№ п/п | Содержание | Количество часов на изучение материала | Развитие речи |
| Введение. «Народ – властитель тайны слова!..» | 1 | |
| Великий и могучий русский язык! Почему русский язык великий и могучий? | 1 | |
| Чудеса в решете. Небылицы. | 1 | |
| Умные игры. | | 1 |
| С мягким знаком или без него живут глаголы? Правописание –тся и –ться у глаголов. | 1 | |
| Зарядка для ума или игры со словами. | | 1 |
| «Два в одном». Удвоенные согласные. | 1 | |
| Умные игры. | | 1 |
| Мудрые высказывания о труде. | 1 | |
| Мудрость красота русских пословиц. | 1 | |
| Интеллектуальные игры. Анаграммы и метаграммы. | 1 | |
| Умные игры. | | 1 |
| «Они знают всё!» По страницам детской энциклопедии. | 1 | |
| Этот удивительный мир фразеологизмов. «Заруби себе на носу». | 1 | |
| Интересные приставки русского языка. | 1 | |
| Умные игры. | | 1 |
| Буквы З и С на конце приставок. | 2 | |
| Интеллектуальные игры. О логогрифах и палиндромах. | 1 | |
| Умные игры. | | 1 |
| Что мы пишем после Ц. | 1 | |
| Чередование – что это такое? Что значит «чередующиеся гласные Е-И в корне»? | 1 | |
| Разделительные Ъ и Ь. | 1 | |
| Умные игры. | | 1 |
| Интеллектуальные игры. О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике. | 1 | |
| Учить словарные слова легко и интересно! Эффективные способы запоминания словарных слов. | | 1 |
| Коварные Е-И в корнях с чередованием. | 1 | |
| Умные игры. | | 1 |
| Библейские фразеологизмы. | 1 | |
| В царство басен. | 1 | |
| «Книга - твой друг. Береги ее!» | 1 | |
| Умные игры. | | 1 |
| Повторение – мать учения. | 2 | |
| Итого: 34 | 24 | 10 |
9. Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п | Содержание | Дата (план) | Дата (факт) | Причина корректировки |
| Введение. «Народ – властитель тайны слова!..» | | | |
| Великий и могучий русский язык! Почему русский язык великий и могучий? | | | |
| Чудеса в решете. Небылицы. | | | |
| Умные игры. | | | |
| С мягким знаком или без него живут глаголы? Правописание –тся и –ться у глаголов. | | | |
| Зарядка для ума или игры со словами. | | | |
| «Два в одном». Удвоенные согласные. | | | |
| Умные игры. | | | |
| Мудрые высказывания о труде. | | | |
| Мудрость красота русских пословиц. | | | |
| Интеллектуальные игры. Анаграммы и метаграммы. | | | |
| Умные игры. | | | |
| «Они знают всё!» По страницам детской энциклопедии. | | | |
| Этот удивительный мир фразеологизмов. «Заруби себе на носу». | | | |
| Интересные приставки русского языка. | | | |
| Умные игры. | | | |
| Буквы З и С на конце приставок. | | | |
| Интеллектуальные игры. О логогрифах и палиндромах. | | | |
| Умные игры. | | | |
| Что мы пишем после Ц. | | | |
| Чередование – что это такое? Что значит «чередующиеся гласные Е-И в корне»? | | | |
| Разделительные Ъ и Ь. | | | |
| Умные игры. | | | |
| Интеллектуальные игры. О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике. | | | |
| Учить словарные слова легко и интересно! Эффективные способы запоминания словарных слов. | | | |
| Коварные Е-И в корнях с чередованием. | | | |
| Умные игры. | | | |
| Библейские фразеологизмы. | | | |
| В царство басен. | | | |
| «Книга - твой друг. Береги ее!» | | | |
| Умные игры. | | | |
| Повторение – мать учения. | | | |
| Итого: 34 | | | |