Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинск
Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО
МО учителей естественнонаучного цикла МС МАОУ СОШ №3 Директор МАОУ СОШ №3
Протокол №_____ от ____________2020 г. Протокол № ____от ___________2020 г. ________________Дубина Н.Г.
Руководитель МО: ___________Ю.В. Клыкова Руководитель МС: _____________Ю.В. Клыкова Приказ № от 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
«Проектная деятельность. 9 класс.»
2020-2021 учебный год
Учитель: Слокенберг Юрий Юрьевич
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для 9 классаразработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1879 (далее ФГОС основного общего образования);
Настоящая программа разработана на основе методического пособия Г.Б Голуб. Е.А Перелыгина. О.В Чуракова. «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы» / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2012.и методического пособия Г.Б Голуб, Е.А Перелыгина, О.В Чуракова «Основы проектной деятельности школьника» методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006
Цель:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
■ развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание сознательного отношения к труду;
■ развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
■ научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
■ приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
■ пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
■ научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.
Место курса «Проектная деятельность» в учебном процессе
Курс входит в учебном плане в раздел «Внеурочная деятельность». В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению индивидуальных учебных проектов. Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 8-9 классов.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные действия
У ученика будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных
Регулятивные УУД
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В результате работы по программе курса
Учащиеся узнают:
• структуру и правила оформления исследовательской и проектнойработы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;
• выделять объект и предмет проектной и исследовательской работы;
• определять цель и задачи проектной и исследовательской работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватныезадачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной исследовательской работы;
• рецензировать чужую проектную или исследовательскую работу;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных поборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.
Формы и средства контроля
Формы подведения итогов реализации программы:
- публичная презентация индивидуального проекта
Содержание курса
1. Введение (ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность.Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа ( ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебныйреферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
3. Способы получения и переработки информации ( ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
4. Проект ( ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
5. Исследовательская работа ( ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
6. Публичное выступление ( ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Основные виды внеучебной деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность |
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах. | Открытие новых знаний |
Реферат как научная работа |
Собирают материал в дополнительной литературе, Интернете, подбирают иллюстративный материал. | Практическая работа. |
Способы получения и переработки информации |
Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. | Беседа. |
Проект |
Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта | Проблемные беседы, сообщение дополнительного материала; работа со схемами. Практикумы. |
Исследовательская работа |
Осуществляют: анализ ресурсов. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в паре. Учатся интервьюировать. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в результате исследования. | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся. Практикумы. |
Публичное выступление |
Осуществляют защиту проекта. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу. Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме, собственное мнение. | Обобщение и презентация работ. |
Библиографический список
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А.,Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2012. - 176 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А.,Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. -224с.
Гребенкина JI.K., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005.№ 4 . С. 52.
Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10-20.
Календарно-тематическое планирование (34 часов)
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Вид контроля |
по плану | по факту |
Введение. Научная деятельность (1 ч.) |
1 | 8.09 | | Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. | УОНМ | |
Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. |
2 | 15.09 | | Структура учебного реферата. | УОНМ | |
3 | 22.09 | | Этапы работы. Критерии оценки. | УОНМ | |
4 | 29.09 | | Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. | УОНМ | |
Способы получения и переработки информации (2 ч.) |
5 | 6.10 | | Виды источников информации. | КУ | Дискуссия |
6 | 13.10 | | Использование каталогов и поисковых программ. | КУ | Работа с web-сайтами |
Проект (8 ч.) |
7 | 20.10 | | Виды проектов. Особенности и структура проекта. | КУ | |
8 | 27.10 | | Критерии оценки проекта. | УОНМ | |
9 | 10.11 | | Ресурсное обеспечение проекта. | УОНМ | |
10 | 17.11 | | Включение в проектную деятельность. Осознание мотива деятельности. | УОПЗ | |
11 | 24.11 | | Составление плана работы. | УОПЗ | Дискуссия |
12 | 1.12 | | Выбор формы реализации проекта. | КУ | Дискуссия |
13 | 8.12 | | Выбор формы продукта проектной деятельности и презентации проекта. | КУ | |
14 | 15.12 | | Сбор материалов, информации. | УОПЗ | Работа с web-сайтами |
Исследовательская работа в рамках проекта (19 ч.) |
15 | 22.12 | | Структура, этапы исследовательской работы. | УОНМ | |
16 | 29.12 | | Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. | УОНМ | |
17 | 12.01 | | Методы исследования. Значимость предстоящей исследовательской работы. | УОНМ | |
18 | 19.01 | | Включение в исследовательскую деятельность. | УОНМ | |
19 | 26.01 | | Планирование исследовательской работы. | УОНМ | |
20 | 2.02 | | Поиск литературы. Сбор материалов, информации. | УОНМ | |
21 | 9.02 | | Опыты и эксперименты. | УОНМ | |
22 | 16.02 | | Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы. | КУ | |
23 | 2.03 | | Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы. | КУ | |
24 | 9.03 | | Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы. | КУ | |
25 | 16.03 | | Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы. | КУ | Презентация |
26 | 23.03 | | Оформление исследовательской работы. | КУ | |
27 | 6.04 | | Оформление исследовательской работы. | КУ | |
28 | 13.04 | | Оформление исследовательской работы. | КУ | |
29 | 20.04 | | Тезисы к проекту. | КУ | |
30 | 27.04 | | Компьютерная презентация к проекту. | КУ | Работа с web-сайтами |
31 | 4.05 | | Отзыв и рецензия на собственную работу. | УОПЗ | |
32 | 11.05 | | Предзащита индивидуального проекта | УОПЗ | |
33 | 18.05 | | Самооценка своей деятельности. | УОПЗ | Дискуссия |
Публичное выступление (1 ч.) |
34 | 25.05 | | Публичное представление результатов проекта; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. | УОПЗ | Презентация |