СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность - "Проектная деятельность. 9 класс."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность - "Проектная деятельность. 9 класс."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинск





Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО

МО учителей естественнонаучного цикла МС МАОУ СОШ №3 Директор МАОУ СОШ №3

Протокол №_____ от ____________2020 г. Протокол № ____от ___________2020 г. ________________Дубина Н.Г.


Руководитель МО: ___________Ю.В. Клыкова Руководитель МС: _____________Ю.В. Клыкова Приказ № от 2020 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

«Проектная деятельность. 9 класс.»



2020-2021 учебный год





Учитель: Слокенберг Юрий Юрьевич


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для 9 классаразработана на основании следующих нормативных правовых документов:

- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1879 (далее ФГОС основного общего образования);

Настоящая программа разработана на основе методического пособия Г.Б Голуб. Е.А Перелыгина. О.В Чуракова. «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы» / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2012.и методического пособия Г.Б Голуб, Е.А Перелыгина, О.В Чуракова «Основы проектной деятельности школьника» методическое пособие по преподаванию курса  (с использованием тетрадей на печатной основе)  / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006 



Цель:

развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи:

■ развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание сознательного отношения к труду;

■ развитие навыков самостоятельной поисковой работы;

■ научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

■ приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;

■ пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;

■ научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.

Место курса «Проектная деятельность» в учебном процессе

Курс входит в учебном плане в раздел «Внеурочная деятельность». В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению индивидуальных учебных проектов. Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 8-9 классов.


Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные действия

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных


Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.


Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;



Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


В результате работы по программе курса

Учащиеся узнают:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

• структуру и правила оформления исследовательской и проектнойработы.

Учащиеся получат возможность научиться:

• формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать ее актуальность;

• составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;

• выделять объект и предмет проектной и исследовательской работы;

• определять цель и задачи проектной и исследовательской работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватныезадачам исследования;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной исследовательской работы;

• рецензировать чужую проектную или исследовательскую работу;

• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

• проводить измерения с помощью различных поборов;

• выполнять инструкции по технике безопасности;

• оформлять результаты исследования.


Формы и средства контроля

Формы подведения итогов реализации программы:

- публичная презентация индивидуального проекта



Содержание курса



1. Введение (ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность.Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2. Реферат как научная работа ( ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебныйреферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

3. Способы получения и переработки информации ( ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.

Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

4. Проект ( ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

5. Исследовательская работа ( ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).

Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.

6. Публичное выступление ( ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.



Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности

Основные виды внеучебной деятельности обучающихся

Формы организации учебных занятий

Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах.

Открытие новых знаний

Реферат как научная работа

Собирают материал в дополнительной литературе, Интернете, подбирают иллюстративный материал.

Практическая работа.

Способы получения и переработки информации

Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Беседа.

Проект

Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта

Проблемные беседы, сообщение

дополнительного

материала;

работа со схемами. Практикумы.

Исследовательская работа

Осуществляют: анализ ресурсов. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в паре. Учатся интервьюировать. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в результате исследования.

Познавательные беседы, исследовательская

практика обучающихся. Практикумы.

Публичное выступление

Осуществляют защиту проекта.

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу. Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме, собственное мнение.

Обобщение и презентация работ.



Библиографический список



  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А.,Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2012. - 176 с.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А.,Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника методическое пособие по преподаванию курса  (с использованием тетрадей на печатной основе)  / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. -224с.                                             

  3. Гребенкина JI.K., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  4. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005.№ 4 . С. 52.

  5. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.

  6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

  7. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10-20.



Календарно-тематическое планирование (34 часов)


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

по плану

по факту

Введение. Научная деятельность (1 ч.)

1

8.09


Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

УОНМ


Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2

15.09


Структура учебного реферата.

УОНМ


3

22.09


Этапы работы. Критерии оценки.

УОНМ


4

29.09


Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

УОНМ


Способы получения и переработки информации (2 ч.)

5

6.10


Виды источников информации.

КУ

Дискуссия

6

13.10


Использование каталогов и поисковых программ.

КУ

Работа с web-сайтами

Проект (8 ч.)

7

20.10


Виды проектов. Особенности и структура проекта.

КУ


8

27.10


Критерии оценки проекта.

УОНМ


9

10.11


Ресурсное обеспечение проекта.

УОНМ


10

17.11


Включение в проектную деятельность. Осознание мотива деятельности.

УОПЗ


11

24.11


Составление плана работы.

УОПЗ

Дискуссия

12

1.12


Выбор формы реализации проекта.

КУ

Дискуссия

13

8.12


Выбор формы продукта проектной деятельности и презентации проекта.

КУ


14

15.12


Сбор материалов, информации.

УОПЗ

Работа с web-сайтами

Исследовательская работа в рамках проекта (19 ч.)

15

22.12


Структура, этапы исследовательской работы.

УОНМ


16

29.12


Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности.

УОНМ


17

12.01


Методы исследования. Значимость предстоящей исследовательской работы.

УОНМ


18

19.01


Включение в исследовательскую деятельность.

УОНМ


19

26.01


Планирование исследовательской работы.

УОНМ


20

2.02


Поиск литературы. Сбор материалов, информации.

УОНМ


21

9.02


Опыты и эксперименты.

УОНМ


22

16.02


Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы.

КУ


23

2.03


Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы.

КУ


24

9.03


Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы.

КУ


25

16.03


Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы.

КУ

Презентация

26

23.03


Оформление исследовательской работы.

КУ


27

6.04


Оформление исследовательской работы.

КУ


28

13.04


Оформление исследовательской работы.

КУ


29

20.04


Тезисы к проекту.

КУ


30

27.04


Компьютерная презентация к проекту.

КУ

Работа с web-сайтами

31

4.05


Отзыв и рецензия на собственную работу.

УОПЗ


32

11.05


Предзащита индивидуального проекта

УОПЗ


33

18.05


Самооценка своей деятельности.

УОПЗ

Дискуссия

Публичное выступление (1 ч.)

34

25.05


Публичное представление результатов проекта; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции.

УОПЗ

Презентация