СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность РП "Физика вокруг нас"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность РП "Физика вокруг нас"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Санномыская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено:

на методическом объединении

Протокол № 1

от 13.05.2022 г


Согласовано:

на педагогическом

совете

Протокол № 7

от 13.05.2022 г


Утверждено:

приказом

директора школы

_______/ Рекуновой Н.В.

№ 65 от 13.05.2022 г






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Физика вокруг нас»

для 7-9 классов



Романова Евгения Ильинична

учитель физики.







Санномыск

2022 г.

Курс предназначен для обучающихся 7 - 9 классов и рассчитан на один год обучения

по 1 часу в неделю (34 учебных часа).


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:


  1. - сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  2. - убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. - готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. - мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:


- умение понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

- выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

Познавательный УУД:


- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приѐмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- осуществлять смысловое чтение;

- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;


- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

- видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.


Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;


- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Личностные УУД:

- монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности ,выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- действиям в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

- работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты:


учащиеся научатся:


- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость еѐ распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;


- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчѐта;

- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость еѐ распространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить расчѐты;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;


учащиеся получат возможность научиться:

- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;


различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);

- приѐмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности.


«Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени» (5 ч)

Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования.

Практическая работа: Измерение длины , ширины и высоты бруска, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.

Практическая работа: Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки , определение цены деления прибора.

Урок- защита проектов

«Движение и силы» (12ч)

Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь - скорее приедешь!

Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

Решение задач на равноускоренное движение.

Трение в природе и технике.

Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.

Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский

Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач

Невесомость. Выход в открытый космос.

С какой силой давят ножки стола?

Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».

«Работа и мощность. Энергия» (8ч)

Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.

Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно

Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач

Практическая работа: Действие водяной турбины.

Условия равновесия тел. Решение задач

Урок- защита проектов

«Электрические явления» (6ч)

Электрические явления вокруг нас

Электричество в быту. Расчет электроэнергии дома.

История электрического освещения.

Практическая работа «Изучение способов соединения потребителей тока»

Решение расчетных и качественных задач

Исследовательская работа «Использование электроэнергии и способы экономии»

«Магнитные явления» (3ч)

Постоянные магниты

Магнитное поле Земли.

Практическая работа «Изучение магнитных свойств постоянных магнитов»

Заключительное занятие (1ч)

Конкурс юных физиков. Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.

Форма организации: исследовательская лаборатория

Виды деятельности: игра, соревнование, задания с практической направленностью.

Формы работы: групповая, парная, коллективная, индивидуальная, фронтальная.


3. Тематическое планирование.


п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования

1

2

Практическая работа: Измерение длины спички, указательного пальца, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними

1

3

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная

1

4

Практическая работа :Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.

1

5

Урок- защита проектов

1

6

Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!

1

7

Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.

1

8

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

1

9

Решение задач на равноускоренное движение.

1

10

Решение задач на расчет плотности вещества

1

11

Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.

1

12

Трение в природе и технике.

1

13

Решение задач на силы

1

14

Невесомость. Выход в открытый космос.С какой силой давят ножки стола?

Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач

1

15

Невесомость. Выход в открытый космос

1

16

Решение задач

1

17

Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».


18

Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.

1

19

Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач

1

20

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

1

21

Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно

1

22

Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка.

1

23

Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач

1

24

Практическая работа: Действие водяной турбины.

1

25

Урок- защита проектов

1

26

Электрические явления вокруг нас

1

27

Электричество в быту. Расчет электроэнергии дома.

1

28

История электрического освещения

1

29

Практическая работа «Изучение способов соединения потребителей тока»

1

30

Решение расчетных и качественных задач

1

31

Исследовательская работа «Использование электроэнергии и способы экономии»

1

32

Постоянные магниты

1

33

Практическая работа «Изучение магнитных свойств постоянных магнитов»

1

34

Конкурс юных физиков.

1

ИТОГО:

34