СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность Шахматная азбука 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность Шахматная азбука 1 класс»










 




Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению


«Шахматная азбука»

(базовый уровень)

1 «Б» ( 7лет)


  

Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы В. Д. Балазан. В редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления –Москва, 2016 г.



Разработчик программы: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории.


2018 г.


Планируемые результаты изучения программы


Метапредметные:


  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Личностные:


  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.






Содержание курса

Данная программа рассчитана на 33 часа (1час в неделю).

Авторская программа используется без изменений.


Тема

Количество часов по программе

Краткое содержание учебной темы

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий

Введение в образовательную программу.

1

Познакомиться с теорией шахмат.

Знакомство с программой «Шахматная школа».

Что такое шахматы и шахматная игра.

Легенды о происхождении шахмат.


Легенды и сказания о происхождении шахмат.

1


Шахматная доска.

3

Познакомятся с шахматной доской и фигурами .Обозначение шахматных фигур и терминов.


Шахматные фигуры.

4

Познакомятся с шахматной доской и фигурами .Обозначение шахматных фигур и терминов.


Начальная расстановка фигур.

3

Обозначение шахматных фигур и терминов.

Запись начального положения.

Краткая и полная шахматная нотация.

Запись шахматной партии.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).


Ходы и взятия фигур.

8


Цель шахматной партии.

6


Игра всеми фигурами из начального положения.

6

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Выделять закономерности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение (версию)

Работать по предложенному учителем плану. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи.


Итоговое занятие.

1






























Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата



Наименование разделов и тем


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Использование учебно- лабораторного оборудования

план

факт

1

04.09


Здравствуй, «Шахматная школа»!

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.


2

11.09


Легенды и сказания о происхождении шахмат.

Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.


3

18.09


Секреты шахматной доски. «Доску правильно клади…»

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

4

25.09


Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

5

02.10


Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – вертикаль, диагональ.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

6

09.10


Шахматные фигуры.

Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.

Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали.

Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.


7

16.10


Шахматные фигуры.

8

23.10


Шахматные фигуры.

9

06.11


Шахматные фигуры.

10

13.11


Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция).

Правило «Ферзь любит свой цвет».

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

11

20.11


Начальная расстановка фигур.

12

27.11


Начальная расстановка фигур.

13

04.12


Ходы и взятие фигур.


Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Место ладьи в начальном поло­жении. Ход ладьи. Взятие.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.

Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

14

11.12


Ходы и взятие фигур.


15

18.12


Ходы и взятие фигур.


16

25.12


Ходы и взятие фигур.


17

15.01


Ходы и взятие фигур.


18

22.01


Ходы и взятие фигур.


19

29.01


Ходы и взятие фигур.


20

05.02


Ходы и взятие фигур.

21

19.02


Цель шахматной партии.



Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Открытый шах. Двойной шах. Дидактиче­ские задания «Дай открытий шах», «Дай двойной шах». Открытый шах. Двойной шах.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

Отличие пата от мата. Ва­рианты ничьей. Примеры на пат.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

22

26.02


Цель шахматной партии.


23

05.03


Цель шахматной партии.



24

12.03


Цель шахматной партии.


25

19.03


Цель шахматной партии.


26

09.04


Цель шахматной партии.

27

16.04


Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие реко­мендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация ко­ротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

28

23.04


Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие реко­мендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация ко­ротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

29

30.04


Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие реко­мендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация ко­ротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

30

07.05


Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие реко­мендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация ко­ротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

31

14.05


Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие реко­мендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация ко­ротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

32

23.05


Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие реко­мендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация ко­ротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Дидактические игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

33

23.05


Итоговое занятие.

Повторение программного материала.

Шахматная доска. Шахматные фигуры.