Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Волейбол»
спортивно - оздоровительное направление
Преподаватель: Клименкова В.С.
преподаватель физической культуры
Количество часов в год– 34 ч.
Количество часов в неделю – 1 ч.
Срок реализации программы – 1 год.
Пояснительная записка
Актуальность и перспективность курса
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Возрастная группа учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 1 курсов. Заниматься в секции может каждый обучающийся, прошедший медицинский осмотр допущенный врачом к занятиям.
Цель
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
Основные задачи:
Оздоровительная задача.
Укрепление здоровья. Совершенствование физического развития.
Образовательные задачи.
Обучение основам техники и тактики игры волейбол. Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры
для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
Воспитательные задачи.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом. Воспитание моральных и волевых качеств.
Формы и методы работы.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями - физическими упражнениями.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Принципы программы.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создаст благоприятные условия для развития личностных способностей.
принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Специфика предмета:
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
Основы знаний.
Общая физическая подготовка.
Специальная подготовка.
Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Тематическое планирование .
№ | тема | Кол-во часов |
1 | Перемещения | 4 |
2 | Верхняя передача | 6 |
3 | Нижняя передача | 6 |
4 | Нижняя прямая подача с середины площадки | 6 |
5 | Прием мяча | 6 |
6 | Подвижные игры и эстафеты | 6 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия. | |
| Итого 34 часов. | |
Основное содержание курса.
Примерное распределение учебного материала во внеурочной деятельности для учащихся 5-7х классов.
№ | Учебный материал | 5-7 класс |
Перемещения |
| Стойка игрока (исходные положения) | Разучить |
| Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед | Р |
| Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | + |
Передачи мяча |
| Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении) | Р |
| Передача мяча снизу двумя руками над собой | Р |
| Передача мяча снизу двумя руками в парах | Р |
Подачи мяча |
| Нижняя прямая | Р |
Прием мяча |
| Прием мяча снизу двумя руками | Р |
| Прием мяча сверху двумя руками | Р |
Тактические игры |
| Индивидуальные тактические действия в нападении, защите | Р |
| Двухсторонняя учебная игра | + |
Подвижные игры и эстафеты |
| Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | + |
| Игры развивающие физические способности | + |
Физическая подготовка |
| Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | + |
Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития волейбола в России; Сведения о строении и функциях организма человека; Правила игры в волейбол (пионербол); Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
Строевые упражнения; Гимнастические упражнения; Легкоатлетические упражнения; Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть): Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий; Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть): Перемещения и стойки; Действия с мячом. Передачи мяча; Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов
перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
Правила соревнований
практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола Учебно-тренировочные игры Физическая подготовленность Стойки и перемещения.
Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.
Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений». Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9x9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии - приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№ | Виды испытаний | мальчики | девочки |
п/п | | | |
1 | Бег 30 м | с 6,1 -5,5 | 6,3-5,7 |
2 | Челночный бег 3x10 м | 9,3-8,8 | 9,7-9,3 |
3 | Прыжки в длину с места, см | 160- 180 | 150- 175 |
4 | 6-минутный бег, м | 1000-1100 | 850-1000 |
5 | Наклон вперёд из положения сидя, см | 6-8 | 8- 10 |
6 | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки) | 4-5 | 10- 14 |
7 | Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин) | 100-110 | 110-120 |
8 | Прыжки в высоту с разбега, см | 90-100 | 80-90 |
9 | Прыжки в высоту с места, см | 40-45 | 35-40 |
Технико-тактическая подготовка.
№ п/п | Виды испытаний | мальчики | девочки |
1 | Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
2 | Жонглирование мячом над собой верхней передачей (кол- во раз) | 8-10 | 5-7 |
3 | Жонглирование мячом над собой нижней передачей (кол- во раз) | 5-7 | 4-6 |
4 | Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3 (расстояние 6 м) | 3 | 2 |
Предполагаемые результаты освоения курса «Юные спортсмены».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт. Знание об истории волейбола и развития его в нашей стране.
Второй уровень: развитие социально значимых отношений. Формировать положительное отношение к систематическим занятиям волейболом. Учить взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам.
Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально значимых действий
Понимать роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Иметь представление об истории развития волейбола в России; О правилах личной гигиены, профилактики травматизма. Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе. Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя. Понимать цель выполняемых действий. Различать подвижные и спортивные игры
Учащиеся получат возможность научиться: Принимать решения связанные с игровыми действиями; Взаимодействовать друг с другом на площадке Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ пособие для учителя:
Список литературы: Для педагога:
Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский «Волейбол в школе Москва. «Просвещение» 1989.
Материально техническое оборудование для программы:
Спортивный зал
Уличная волейбольная площадка.
волейбольные сетки
Стойки Волейбольные для волейбольных сеток.
мячи 10 штук.
Набивные мячи 6 штук.
Баскетбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование.
Скакалки.