СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Театр и мы", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность "Театр и мы", 3 кл.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Театр и мы", 3 класс»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов


Руководитель ___________________________/И.В. Орехова/

(Протокол №____ от ________________________ 2019 года)


УТВЕРЖДЕНА



Директор школы ______________________/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от _________________________2019 года)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР И МЫ»

(ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель:

Студеникина Любовь Васильевна, учитель начальных классов 1 категории




п. Новокасторное, 2019 г.




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр и мы» для 3 класса составлена на основе:


Нормативные документы


1

Федерального закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ.


2

ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009 г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357)


3

ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы


4

Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019/2020 учебный год.


5

Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019/2020 учебный год.


6

Примерной программы по внеурочной деятельности «Театр и мы» И. А. Генералова.



В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю с использованием учебных пособий:



Авторы


Название


Год

издания


Издательство


1

Ганелин Е.Р.

Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

2010 г.

«Учитель»

2

Генералов И.А.

Программа курса «Театр» для начальной школы Сборник программ. Начальная школа

2012 г.

«Просвещение»



  1. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса

(ФГОС)


Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театральное искусство (театрализация)

  • способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.

Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного отношения к жизни;

- развитие коммуникативной культуры детей.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.







Личностные

Третьеклассники должны научиться:

- формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности,

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе,

- создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

- формировать культуру общения, ценностного отношения к театру как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного отношения к жизни.




Метапредметные

Регулятивные УУД:

Третьеклассники должны приобрести следующие умения:

- моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

- умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников,

- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания,

·  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

·  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

·  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

·  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.



Познавательные УУД:


- умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач,

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

·  характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

·  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

·  обеспечивать защиту и сохранность природы во время игровой деятельности;

·  организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;

·  планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;














Предметные

толерантности;

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи.



Коммуникативные УУД:


- умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос,

- умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности.

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром,

- формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

·  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

·  умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

·  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

·  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного отношения к жизни;

- развитие коммуникативной культуры детей.























предметные

Ученик научится:

- планировать режим дня, организовывать отдых и досуг;

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

·  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.

предметные

Ученик получит возможность научиться:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

·  взаимодействовать со сверстниками,

·  анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.




  1. Содержание учебного предмета, курса


Раздел / тема

Содержание


Мы играем – мы мечтаем! (3 часа)

Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».


Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».


Театр. (19 часов)

В театре.

Как создаётся спектакль.

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

Театральные профессии.

Виды театров.

Театральные жанры.

Музыкальное сопровождение

Звук и шумы.


В театре.

Как создаётся спектакль.

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

Театральные профессии.

Виды театров.

Театральные жанры.

Музыкальное сопровождение.

Звук и шумы.


Основы актерского мастерства. (4 часа)

Мимика.

Пантомима.

Театральный этюд.

Язык жестов.

Дикция. Интонация.

Темп речи. Рифма. Ритм.

Искусство декламации.

Импровизация.

Диалог. Монолог.

Мимика.

Пантомима.

Театральный этюд.

Язык жестов.

Дикция. Интонация.

Темп речи. Рифма. Ритм.

Искусство декламации.

Импровизация.

Диалог. Монолог.


Наш театр (8 часов)

Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения.

Изготовление костюмов, декораций.

Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения.

Изготовление костюмов, декораций.



  1. Учебно-тематический план


п/п


Наименование раздела

Всего часов

1.


Мы играем – мы мечтаем!

3 ч.

2.


Театр.

19 ч.

3.


Основы актёрского мастерства.

4 ч.

4.


Наш театр.

8 ч.

Итого



34 ч.





График проведения контрольно-измерительных работ


Период обучения


Количество часов


Диагностический материал


1 четверть


Проверочная работа 1

2 четверть


Проверочная работа 1

3 четверть


Проверочная работа 1

4 четверть


Проверочная работа 1

Итого

34

Проверочная работа – 4


  1. Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата


план. факт.

Мы играем – мы мечтаем! (3 часа)



1.

Что такое театр?

1 ч.




2

Театральные профессии.

1 ч.




3.

Театральные профессии.

1 ч.




Театр (19 часов)

4

Бутафор. Реквизитор.

1 ч.




5

Художник-декоратор.

1 ч.




6

Древнегреческий театр.

1 ч.




7.

Театр «Глобус».

1 ч.




8

Театр под крышей.

1 ч.




9

Театр под крышей.

1 ч.




10

Современный театр.

1 ч.




11

Современный театр.

1 ч.




12

Театральный билет.

1 ч.




13

Театр кукол.

1 ч.




14

Театр кукол.

1 ч.




15

Музыкальный театр.

1 ч.




16

Музыкальный театр.

1 ч.




17

Цирк.

1 ч.




18

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1 ч.




19

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1 ч.




20

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1 ч.




21

Зритель в зале.

1 ч.




22

Зритель в зале.

1 ч.




Основы актерского мастерства. (4 часа)


23

Театральный этюд.

1 ч.




24

Театральный этюд.

1 ч.




25

Театральный этюд.

1 ч.




26

Театральный этюд.

1 ч.




Наш театр (8 часов)


27

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

1 ч.




28

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

1 ч.




29

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

1 ч.




30

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

1 ч.




31

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

1 ч.




32

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

1 ч.




33

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

1 ч.




34

Итоговое занятие


1 ч.




Итого 34 ч.