СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "В мире цифр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОБУ ООШ с. Курорта МР Гафурийский район Республики Башкортостан.

Включение  элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по данному курсу.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по математике, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена тем, что в связи с удовлетворением возрастающих потребностей детей назрела необходимость комплексного подхода к изучении математики.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "В мире цифр"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КУРОРТА

МР ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО

на заседании ШМО кл.рук.

МОБУ ООШ с. Курорта

Руководитель ШМО классных руководителей

___________

Протокол №__

от « __» сентября 2021г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР

МОБУ ООШ с. Курорта

_______Садыкова О.В.

«__»сентября 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОБУ ООШ с. Курорта

________Пестрякова И.А.

Приказ №_____

«___»сентября 2021г.

 







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В МИРЕ ЦИФР»

интеллектуальное направление

для детей 7-11 лет

(срок реализации:4 года)





Учитель: Садыкова Ольга Васильевна (высшая категория)

 









с. Курорт

2021 год

Пояснительная записка

Курс «В МИРЕ ЦИФР» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОБУ ООШ с. Курорта МР Гафурийский район Республики Башкортостан.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по данному курсу.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по математике, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена тем, что в связи с удовлетворением возрастающих потребностей детей назрела необходимость комплексного подхода к изучении математики.

Актуальность определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данный курс позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данного курса является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности занятий желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Работа ведѐтся на на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.


Цель, задачи и принципы:

Цель: развивать математический образ мышления, создание условий для развития мотивации к изучению математики, формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;

  • повышение уровня математического развития;

  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

  • повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.


Курс рассчитан на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут в 1 классе (33 ч), по 40 минут в 2-4 классах ( по 35 часов, 105 ч). Курс изучения рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Всего 138 часов.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «В МИРЕ ЦИФР»


Формирование универсальных учебных действий

У учащихся будут сформированы следующие УУД:


Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.


Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.


Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.


Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:


Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.


Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.


Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.


Предметные результаты


Занятия должны помочь учащимся:

    • усвоить основные базовые знания по математике; еѐ ключевые понятия;

    • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

    • формировать творческое мышление;

    • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса

Обучающийся научится:

    • понимать как люди учились считать;

    • из истории линейки, нуля, математических знаков;

    • работать с пословицами, в которых встречаются числа;

    • выполнять интересные приѐмы устного счѐта.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • находить суммы ряда чисел;

    • решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

    • разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

    • находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.


Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса

Обучающийся научится:

    • понимать нумерацию древних римлян;

    • некоторые сведения из истории счѐта и десятичной системы счисления;

    • выделять простейшие математические софизмы;

    • пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

    • понимать некоторые секреты математических фокусов.



Обучающийся получит возможность научиться:

    • использовать интересные приѐмы устного счѐта;

    • применять приѐмы, упрощающие сложение и вычитание;

    • разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

    • решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

    • находить периметр и площадь составных фигу.



Требования к результатам обучения учащихся 3 класса


Обучающийся научится:

    • различать имена и высказывания великих математиков;

    • работать с числами – великанами;

    • пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

    • понимать «секреты» некоторых математических фокусов.


Обучающийся получит возможность научиться:

    • преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

    • решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

    • использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

    • находить периметр, площадь и объѐм окружающих предметов;

    • разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.


Требования к результатам обучения учащихся 4 класса


Обучающийся научится:

    • проводить вычислительные операции площадей и объѐма фигур;

    • конструировать предметы из геометрических фигур;

    • разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

    • применять приѐмы, упрощающие сложение и вычитание.


Обучающийся получит возможность научиться:


    • выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;

    • решать задачи на противоречия;

    • анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;

    • работать над проектами.


Содержание


  1. класс


История в математике (5 часов). Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Числа в пословицах. Открытие нуля. Возникновение математических знаков + и -.

Числа и операции над ними (5 часов). Нахождение суммы ряда чисел. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Интересные приемы устного счета. Счѐт парами и тройками. Задачи, связанные с нумерацией.

Составление и разгадывание математических ребусов, головоломок, квадратов (5 часов). Числовые головоломки. Магические квадраты. Составление магических квадратов. Математические ребусы. Составление простейших математических ребусов.

Нестандартные и занимательные задачи (8 часов). Задачи на сообразительность. Задачи на логическое мышление. Табличная логика. Задачи на продолжение математической последовательности. Задачи-шутки. Задачи в стихах. Комбинаторные задачи. Задачи с лишними или недостающими данными.

Геометрия вокруг нас (4 часа). Задачи о квадрате. Задачи о прямоугольнике. Геометрия и счет. Простейшие математические измерения.

Математические развлечения (6часов). Праздник чисел. Игры на состав числа. Конкурс знатоков математики. Танграмм. Математические фокусы. Задачи со спичками. ТИКО- конструирование.


  1. класс


Исторические сведения о математике (3 часа) Нумерация древних римлян. Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика». История одной копейки. Русские счеты.

Числа и операции над ними (7 часов). Интересные приемы устного счета. Выбор арифметического действия. Группировка слагаемых. Задачи, связанные с нумерацией. Счѐт десятками. Приемы, упрощающие сложение. Приемы, упрощающие вычитание.

Составление и разгадывание математических ребусов (7 часов). Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Продолжение числовых последовательностей. Разгадывание математических ребусов. Составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.

Нестандартные и занимательные задачи (7 часов). Простейшие математические софизмы. Задачи на сообразительность. Задачи-смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи-маршруты. Задачи на переливание. Олимпиадные задачи.



Геометрия вокруг нас (5 часов). Периметр составных фигур. Площадь составных фигур. Сравнение периметров геометрических фигур. Сравнение площадей геометрических фигур различными способами. Использование различных мерок для нахождения площади фигуры.

Математические развлечения (5 часов). Праздник «Удача». По страницам «Книги рекордов Гиннеса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Решение задач математического конкурса-игры «Кенгуру – математика для всех». Математический КВН.

  1. класс


Исторические сведения о математике (2 часа). Вводное занятие «Математика – царица наук» Как люди научились считать.

Числа и операции над ними (7 часов). Интересные приемы устного счѐта. Решение занимательных задач в стихах. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) Учимся отгадывать ребусы. Числа-великаны. Коллективный счѐт. Упражнения с многозначными числами (класс млрд.) Игра «Знай свой разряд».

Составление и разгадывание математических ребусов (5 часов). Решение ребусов. Решение логических задач. Загадки - смекалки. Составление магических треугольников и квадратов. Выпуск газеты «Математические горки».

Нестандартные и занимательные задачи (8 часов). Обратные задачи. Практикум

«Подумай и реши». Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи с изменением вопроса. Задачи с многовариантными решениями. Решение нестандартных задач. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру»

Геометрия вокруг нас (7 часов). Понятие круга и окружности. Формирование умения работать с циркулем. Узоры. Углы. Классификация углов. Треугольники. Классификация треугольников по сторонам. Классификация треугольников по углам. Аппликация из геометрических фигур. Геометрический орнамент.

Математические развлечения (5 часов). Игра «У кого какая цифра». Знакомьтесь: Архимед! Знакомьтесь: Пифагор! Математический КВН. Круглый стол «Подведем итоги».

  1. класс


Исторические сведения о математике (2 часа). Открытие нуля. Сочинение «Место математики в моей жизни».

Числа и операции над ними (5 часов). Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Составление суперпримеров. Нахождение лишнего математического выражения. Составление математических выражений по заданному условию. Решение нестандартных уравнений. Буквенные равенства и неравенства.

Составление и разгадывание математических ребусов (5 часов).

Математические головоломки. Восстановление деформированных примеров на сложение. Восстановление деформированных примеров на вычитание. Восстановление деформированных примеров на умножение. Восстановление деформированных примеров на деление.

Нестандартные и занимательные задачи (8 часов). Логическая игра «Молодцы и хитрецы». Решение задач на упорядочивание множеств. Учимся разрешать задачи на противоречия.Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Познавательная игра «Семь вѐрст…» Решение нестандартных заданий на меры длины. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. Задачи с многовариантными решениями. Решение нестандартных задач. Решение олимпиадных задач.

Геометрия вокруг нас (9 часов) Игра «Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат». Преобразование фигур на плоскости. Соединение и пересечение фигур. Симметрия фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур. Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». Объѐм.

Математические развлечения (5 часов). Проектная деятельность «Великие математики». Решение задач математического конкурса-игры «Кенгуру – математика для всех». Конкурс знатоков. Решение нестандартных заданий. Итоговое занятие «Математика – царица наук». Компьютерные математические игры.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



Раздел

1кл

2кл

3кл

4кл

I

Исторические сведения о математике

5

3

2

2

II

Числа и операции над ними

5

7

7

5

III

Составление и разгадывание математических ребусов

5

7

5

5

IV

Нестандартные и занимательные задачи

8

7

8

8

V

Геометрия вокруг нас

4

5

7

9

VI

Математические развлечения

6

6

6

6

Итого


33

35

35

35



Литература

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

2. Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2012 «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения »

3. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2016 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »

4. Орг А.О., Белицкая Н.Г.,- М.:Издательство «Экзамен», 2011 «Олимпиады по математике.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В МИРЕ ЦИФР»

Приложение 1 – 1 класс

Приложение 2 – 2 класс

Приложение 3 – 3 класс

Приложение 4 – 4 класс




10