Внеурочная деятельность в начальной школе
Программа одного из направлений внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса.
Раздел «Проектная деятельность»
(«Пластилиновая живопись».
Проект «Подарок для мамы»)
МОУ «Молчановская СОШ №1»
Пчёлкина В.И., учитель начальных классов
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов второго поколения.
Внеурочная деятельность предоставляет учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие творческих способностей школьника, его социализацию; предоставляет возможность выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования, обеспечивая развитие общекультурных интересов и решения задач нравственного, гражданского воспитания, социального и профессионального самоопределения детей.
Формы организации системы внеурочной деятельности
и дополнительного образования в МОУ МСОШ №1
Школьное дополнительное образование
Дополнительное образование
Клуб гражданско-правового воспитания «Форум»
Хореографический ансамбль «Знак мира»
Хореографический ансамбль «Этюд»
Экологический клуб «Исследователь»
Музей боевой славы «Поиск»
ДДТ «Тестопластика» «Вышивание»
Краеведческий музей «Бумеранг»
ДДТ «Оригами» «Макраме»
Кружок «Шахматы»
ДЮСШ
Детская музыкальная школа
Кружок «Домовёнок»
Спортивные секции и кружки
ОГУ СРЦН
Меня и моих детей заинтересовал метод проектной деятельности. Нам нужно было приготовить подарки для мам к 8 марта и для ветеранов к 9 мая. Мы решили изготовить картины, и у нас появилась идея создать проект. Именно поэтому я выбрала данное направление во внеурочной деятельности.
Данная программа предназначена для обучающихся начальных классов. Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
- возможностью осуществления силами одного ученика или коллектива;
- содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
- заинтересованностью ученика в работе;
- возможностью показать результаты деятельности перед аудиторией слушателей.
Теоретической основой исследования являются идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи , который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка , учитывая его сегодняшние склонности и способности, а не руководствуясь какими-то «научными» представлениями, требованиями общества или государства о необходимости тех или иных знаний в развитии тех или иных мыслительных способностей. Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
По определению И. Д. Чечеля , «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде» (Чечель И.Д. Метод проектов // Директор школы №3, 1998)
Е.С. Палат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей. Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум. Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- - формирование социально адекватных способов поведения.
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- - воспитание целеустремленности и настойчивости;
- - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Порядок действий в работе с проектами
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Введение. «Пластилиновая живопись»
Миру известны все шаги человечества в изобразительном творчестве, начиная с глиняных табличек с клинописью и наскальной живописи, заканчивая великолепной графикой и картинами маслом на холсте. Но изобразительная деятельность человечества, изучаемая в кружках, не включала до последнего времени изготовление картин из пластилина на стекле. Вместе с тем известно, что такие занятия способны расширить познавательный кругозор, развить наглядно-образное мышление, воспитать мотив к труду.
Отличие настоящей программы от уже существующих в данной области программ заключается в том, что основным видом деятельности курса является новый вид изобразительной деятельности – «Рисование пластилином на стекле». Именно этот вид работы позволяет воспитаннику оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества и искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет воспитаннику создавать настоящие шедевры.
Декоративно прикладное творчество является одним из новых направлений подготовки молодого поколения к будущей жизни, к творческому отношению к труду. Также эта область способствует воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, ее самоопределению и самореализации. Опыт работы по данной программе свидетельствует о высоком уровне интереса воспитанников, их активном стремлении овладеть практическими навыками в новом для них виде декоративно-прикладного творчества. Разработанная программа внеурочной деятельности «Пластилиновая живопись» имеет художественно эстетическую направленность, открывает большой просмотр для фантазии, создает условия для реализации собственных идей учащихся. Программа пробуждает интерес к освоению методики – «пластика на стекле». Знакомит детей с интересной техникой изготовления картин с помощью пластилина. Лепка развивает тонкую моторику рук, учит детей быть аккуратными, помогает воплощать детские фантазии в реальность и просто замечательная детская забава! Программа «Пластилиновая живопись» предназначена для детей в возрасте от 7 до 12 лет.
При использовании данного метода решаются важные дидактические задачи : * занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся; * учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию из разных источников. При этом учащиеся учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, учатся устанавливать причинно – следственные связи; * в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом; * в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности; * усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности; * совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать сообщение, сделать презентацию, собрать и обработать статистические данные, оформить альбом стенгазету и т.д. Таким образом, общей особенностью проективных приёмов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить её.
Цели :
- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников;
- знакомство с новым видом аппликации;
- приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;
- обучение выполнению сборки
и оформлению работы.
Задачи:
- развитие фантазии, воображения, творческого мышления
воспитанников;
- воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
- формирование умения работы в коллективе;
- реализация творческих и эстетических способностей
воспитанников;
- создание условий для самостоятельного творчества;
- соблюдение правил техники безопасности.
- формирование умения находить, отбирать и обрабатывать
информацию по определённой теме;
- развитие умения оформлять необходимую информацию
различными способами (сообщение, газета, презентация,
альбом…)
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом;
- развитие сотрудничества родителей, детей и учителя.
Оборудование:
- помещение, шкаф для хранения инструментов и незаконченной продукции;
- стекло, тряпочка для протирания стекла;
- ручка для рисования (маркер, перо, тушь);
- иллюстрации для перевода рисунка на стекло;
- цветной пластилин, стаканчики с водой;
- линейка, карандаш, цветная бумага, картон;
- газета или клеёнка (как подкладочный материал),
- образцы готового изделия;
- полки для выставки готовых работ;
- оборудование и материалы для оформления проекта (компьютер, альбомы, маркеры, краски и пр.)
Учебно-тематический план занятий (2 часа в неделю, первое полугодие. Итого 32 часа)
№
Тема
1
Презентация программы.
2
Подбор информации о стекле и пластилине.
3,4
Обсуждение собранной информации. Отбор необходимого материала для проекта.
5
6
Выбор тематики детских работ.
Подбор иллюстраций для нанесения на стекло.
7
Знакомство с принципами работы.
8
Знакомство с приёмами лепки и раскатывания пластилина.
9
Работа с пластилином. Смешение цветов.
10-12
Работа с пластилином. Аппликация на картоне.
13,14
Инструктаж по технике безопасности. Перенесение рисунка на стекло.
15
Работа с пластилином. Подбор цветовой гаммы.
16-19
Нанесение пластилина на стекло.
20
Оформление фона работы. Правила работы с ножницами.
21
Сборка изделия.
22-25
Оформление презентации.
26-28
Подготовка выступления.
29
Оформление выставки.
30
Выступление перед родителями.
31
Выступление в социуме.( Окружной образовательный форуме«Проектирование образа будущего»)
32
Награждение участников. Чаепитие
Результаты деятельности:
- Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
- Повышение роли досуговой деятельности учащихся в их жизни.
- Вовлечённость учащихся, во внеурочную деятельность.
- Развитие умения работать в группе, осознавать свою значимость в общем деле.
- Получение опыта самостоятельного социального действия.
- Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
- Приобретение школьником социальных знаний.
- Формирование чувства уважения к старшим.
..
.
Результативность
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях – инициативы и самостоятельности в решении проблем.
С точки зрения учащегося , учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.
С точки зрения учителя , учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.
Приложение
Наш проект, завоевавший
«Гран-при»