СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная программа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная программа»

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области

Профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»






















Рабочая программа

Внеурочных занятий в области научно-познавательной деятельности

«Занимательная математика»

для 3 класса

(всего 34 часа)






















Выполнила обучающаяся 41-шк группы

Медяник Александра Владимировна




























г. Черняховск, 202

Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.). Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столькоматематическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Актуальность курса и возможности её реализации

Программа рассчитана на учащихся 9-10 лет, срок реализации 1 год. Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

Образовательные:

  1. Обучение элементам логической и алгоритмической грамотности, коммуникативным умениям младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

  2. Ознакомление детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением геометрических фигур, пространственными и временными ориентировками

  3. Формирование навыка составления головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними.

Развивающие:

  1. Развитие математических способностей учащихся, наблюдательности, геометрической зоркости, умений анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

  2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

  3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к предмету, к «открытию» оригинальных путей рассуждения, формирование навыков исследовательской деятельности.

  2. Формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.

  3. Формирование у учащихся чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Методы и формы работы

Формы работы - фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.

Для реализации программы можно использовать разнообразные виды вне учебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную.

Методы: наглядные методы: иллюстрацию и демонстрацию; практические: дидактические игры, практические работы, упражнения; словесные методы: беседа, работа с книгой, познавательные вербальные игры; проектный метод.

Место программы внеурочных занятий «Занимательная математика» в учебном плане.

Преподавание программы проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках «Внеурочной деятельности, рекомендованной ФГОС.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год), продолжительность занятия 45 минут.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группироватьанализировать, синтезировать.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне чёткого, логически-последовательного текста)

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений: умеют решать логические задания; умеют моделировать объемные фигуры; умеют решать логические задачи; умеют определять названия объемных геометрических фигур; умеют работать над проектом с помощью учителя; умеют выполнять задания по схеме в складывании оригами; умеют конструировать предметы и рисовать по клеточкам.

Содержание программы.

Математика – царица наук. (5ч)

Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?» Презентация «Ох уж эта математика». Практическое занятие по истории чисел. Беседы по темам «Как люди учились записывать числа?» и «Как математика стала всемогущей». Познавательно – развлекательная программа «Математика вокруг нас».

Занимательная геометрия (13 ч)

Головоломки, лабиринты, магические квадраты. Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные квадраты. Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику съесть 4 морковки». Тренировка зрительной памяти «Найди фигуру». Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Модули оригами: треугольный модуль, «Трилистник». Построение шестиугольника. Работа над проектом «Северное сияние». Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Круг, окружность. Развитие быстроты реакции «Графический диктант».  Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море». Моделирование из объёмных геометрических фигур. Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса». Игра – путешествие «Занимательная геометрия».

Развитие познавательных способностей (11).

Тренировка внимания. Тренажёр «Таблица умножения и деления». Игра – турнир «Считаем с Мудрой Совой". Мир занимательных задач. «Математический зоопарк». Задачи на умножение. Заочное путешествие «Кто быстрее долетит до Луны?» Игра «Определи маршрут корабля". Сказка. Задачи на деление. Занимательные задачи в стихах. «Через сказку в мир математики». Задачи – сказки. Совершенствование воображения. Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного края. Конструирование предметов по точкам.

Олимпиадные задания по математике (5ч).

Логически поисковые задания. Математический КВН. Олимпиада «Кенгуру». Задачи повышенной сложности.

Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Решение нестандартных задач. Познавательная конкурсно-игровая программа «Считай, смекай, отгадывай».





















Календарно – тематическое планирование





№ п/п


Наименование разделов, тем

Всего

часов

Количество часов по темам

Дата проведения

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Математика – царица наук.



Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел, практическом применении математических знаний.

1.

Расширение знаний о науке математике. Презентация «Ох уж эта математика».






2.

Тематическое занятие «История чисел».



3.

Беседа №1 «Как люди учились записывать числа?»



4.

Беседа №2 «Как математика стала всемогущей».



5.

Познавательно-развлекательная программа «Математика вокруг нас».



2.

Занимательная геометрия.

13 ч



Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах.








2.1

Головоломки, лабиринты, магические квадраты.



6.

Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные квадраты.



7.

Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат», «Помоги кролику съесть 4 морковки».



2.2.

Оригами.



Знакомство с выполнением модулей оригами.

Коллективная работа над проектом «Северное сияние», выполненного искусством складывания бумаги «оригами». Построение правильного шестиугольника.




8.

Модули оригами: треугольный модуль,«Трилистник».


1 ч


9.

Построение шестиугольника.



10.

Работа над проектом «Северное сияние».



11.

Работа над проектом «Северное сияние».




2.3

Геометрические фигуры.



Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Моделирование игрушек изцилиндра и конуса. Создание кратковременного моно – проекта из геометрических фигур и тел.

12.

Объёмные геометрические фигуры.



13.

Круг, окружность. Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море».



14.

Моделирование из объёмных геометрических фигур.



15.

Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса».



16.

Игра - путешествие «Занимательная геометрия».



17.

Развитие быстроты реакции «Графический диктант».


1 ч



18.

Тренировка зрительной памяти «Найди фигуру»


1 ч



3.

Развитие познавательных способностей.

12 ч












Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.


3.1.

Тренировка внимания.



19.

Тренажёр «Таблица умножения и деления»


1 ч


20





Игра – турнир «Считаем с Мудрой совой».



3.2.

Мир занимательных задач.









Решение задач на все действия в сказках, стихотворениях, играх.

Составление числовых выражений, измерение и вычисление расстояний, сравнивание длин.














21.

«Математический зоопарк». Задачи на умножение.



22.

Заочное путешествие « Кто быстрее долетит до Луны?»



23.

Игра «Определи маршрут корабля»



24.

Сказка. Задачи на сложение и вычитание.



25.

Занимательные задачи в стихах.


1 ч


26.

«Через сказку в мир математики». Задачи – сказки.



3.3.

Совершенствование воображения.

3 ч



Работа с играми на совершенствование воображения. Задание по логическому раскрашиванию. Конструирование предметов по точкам.

27.

Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного края.



28.

Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного края.



29.

Конструирование предметов по точкам.



4.

Олимпиадные задания по математике.

5 ч



Составление закономерностей, решение логических задач.

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

30.

Логически поисковые задания.



31.

Логически поисковые задания.



32.

Математический КВН.



33.

Олимпиада «Кенгуру».



34.

Познавательная конкурсно-игровая программа

«Считай, смекай, отгадывай».




ИТОГО:

34ч

34ч








Материально-техническое обеспечение:

Раскраски по логическим задачам.

Интерактивная доска.

- Схемы оригами.

- Карточки с рисунками по клеткам и точкам.

- Кубики (игральные) с точками или цифрами.

- Комплекты карточек с числами.

- «Математический веер» с цифрами и знаками.

- Набор «Объемные геометрические фигуры».




Используемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Минобрнауки от 6октября 2009 года, №373.

  2. Примерные программы начального общего образования. Просвещение.2010г.

  3. Программа по математике А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011год.

  4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.)

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.

  6. Математика и конструирование. 3 класс - Волкова С.И. 2014 г.

  7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. «Просвещение» 2011г.

  8. http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.

  9. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.