КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: «Золотое кольцо России».
Класс: 3
Направление: общеинтеллектуальное
Ценность: любовь и знание о городах «Золотого кольца»
Форма проведения: классный час
Ф.И.О.: Гличенко Анастасия Вячеславовна
Цели урока: сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него.
Задачи:
образовательные: способствовать формированию представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него.
воспитательные: способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.
развивающие: способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора; развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения; развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь; формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.
Методы обучения и воспитания: словесный, практический, метод формирования общественного познания (беседа), методы поощрения.
Формы обучения и воспитания: фронтальная
Средства обучения и воспитания: словесные, визуальные, аудиальные
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология организации самовоспитания)
Оборудование: м\м презентация; дидактический материал; мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.
Ход внеурочного мероприятия
I. Организация класса
-Здравствуйте, меня зовут Анастасия Вячеславовна и сегодня занятие у вас проведу я.
-С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!
II. Сообщение темы. Формулирование цели мероприятия.
- Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?
(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)
- А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?
(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)
Путешествовать – карточку со словом прикрепить на доску
- А зачем люди путешествуют?
- А на чём можно отправиться в путешествие?
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?
- Что я держу в руках? (Показать проволоку)
- А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)
- Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность)
- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)
- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)
- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)
Кольцо – карточку со словом прикрепить на доску
- А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)
- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)
- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)
- А когда употребляем это слово в переносном значении?
Золотое – карточку со словом прикрепить на доску
- Составьте с данными словами предложение.
- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)
- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)
Россия – карточку со словом прикрепить на доску
- Назовите тему урока.
Золотое кольцо России – карточку с темой урока прикрепить на доску
- Какова цель нашего путешествия?
(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)
III. Основная часть
Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной
- Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)
- Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)
- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)
- На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)
- Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)
- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)
- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)
- А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)
Достать из чемоданчика карту
- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)
Карту прикрепить на доску (большая)
1. Начало путешествия
- Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует
- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)
(Презентация «Золотое кольцо России»)
- Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)
- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного
- Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик»)
- Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)
- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.
2. Сергиев Посад
- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)
- Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками
- Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.
Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь – Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.
- Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)
- Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?
- Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!
- Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)
3. Ростов
- Отправляемся дальше в город … (Ростов)
- Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)
- Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?
- Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.
- Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?
- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.
Звучит Ростовский колокольный звон
- Так, когда звучал 32 тонный колокол?
- Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.
(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок
- Пора отправляться нам дальше.
4. Ярославль
- Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)
- Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Ярославль – древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем – Ярославом Мудрым.
- Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)
- Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.
5. Кострома
- Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?
- В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.
- Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.
Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде –__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.
- Какая существует легенда о городе Костроме?
6. Владимир
- Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?
- Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.
- Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали
- Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.
- Осмотритесь вокруг. Что вы видите?
- Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.
- Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
- Возьмите зелёный конверт.
- Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.
Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.
Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.
- Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?
- Прочитайте правильно предложение.
- Так как нужно путешествовать?
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
7. Завершение экскурсии
- Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?
- Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?
Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали
IV. Заключительная часть мероприятия.
1. Подведение итогов мероприятия
- Так как расположены города?
- Назовите города нашего маршрута.
- Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.
- Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.
- Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.
- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?
- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?
- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.
2. Самооценка обучающимися результатов деятельности.
-Оцените свою деятельность в ходе мероприятия с помощью кулачков по пятибалльной системе.
3.Взаимооценка обучающимися результатов деятельности.
-А теперь произведем взаимооценку нашей работы. Как вы оцениваете деятельность своего соседа по парте, своих одноклассников?
4.Рефлексия.
Сл.
-А сейчас посмотрите на слайд и закончите фразу:
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Для меня было важным …
Я узнал …
-Наш классный час окончен, надеюсь, что вы всегда будете помнить о «Золотом кольце» России и теперь смело можете отправляться в путешествия.