Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волновахская школа №6» администрации Волновахского района
Внеурочное мероприятие
«Эта благородная миссия – забота об окружающих»
Разработчик:
Классный руководитель
8 «Б» класса
Омельченко Мария Андреевна
г. Волноваха, 2023
Тема: Забота в жизни каждого человека, какое место она занимает?
Цели занятия:
- развитие моральных норм, формирование установки «становится лучше»;
- формирование понятия «забота», понимания ценности заботы для человека;
- решение задач общекультурного и личностного развития обучающихся;
- формирование жизненных ценностей для личностной самореализации каждого обучающегося.
Задачи:
- личностные:
формирование ценностного отношение к людям, окружающей среде;
формирование понимания понятия «созидательное развитие»;
создание условий для получения эмоционального опыта у обучающихся, умения понимать и правильно выражать свои чувства и мысли;
- формирование жизнеутверждающих установок;
- развитие логического мышления, памяти и речи как показателя интеллектуального и общего развития учащегося;
- формирование у учащихся ценностных отношений к жизни; формирование приоритета духовных ценностей над материальными;
- развитие коммуникативных умений; развитие лидерских качеств: активности, скорости принимаемых решений, деловитости, терпимости и толерантности.
- метапредметные:
создать условия для стимулирования познавательной активности, созидательного творчества школьников;
формирование навыка осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
развитие умений выслушивать окружающих, анализировать мнение коллектива, вести бесконфликтный диалог.
Методы: информационный, частично-поисковый (эвристический), побуждающий.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности: беседа, дискуссия, обобщение, анализ информации.
Учебно-методическое обеспечение: короткометражный фильм «Притча о маленьком чуде», картинка с определением синквейна, .
Этапы занятия:
1. Подготовительный
2. Организационный.
3. Мотивационно-целевой.
4. Основной.
5. Рефлексия.
Ход занятия
Подготовительный этап
- Добрый день, ребята, я очень рада встрече с вами! Предлагаю посмотреть друг на друга и улыбнуться!
Каждый год 7 июня во всем мире празднуется Всемирный день заботы. Наше сегодняшнее мероприятие будет посвящено именно этому благородному и великому чувству.
Прежде чем мы начнем нашу работу предлагаю вам самим установить правила поведения во время нашего мероприятия (учащиеся предлагают правила, учитель может подвести их к выбору правил поведения, если учащиеся затрудняются в выборе, Примеры:
- правило «свободной ноги» (если кому-то из учащихся нужно выйти, он просто тихо выходит, не спрашивая разрешения);
- свободная зона от телефонных разговоров;
- стопшум;
- правило «поднятой руки» и т. д.)
Правила записываются на доске.
Организационный этап
Задача учителя – поделить учащихся на две команды. Для этого предлагаю воспользоваться нестандартным способом деления. Это мероприятие рассчитано на проведение в летнем пришкольном лагере, поэтому соответственно и дети на нем будут присутствовать из разных классов. Чтобы распределить две одинаковые команды, можно воспользоваться системой «Числа».
Каждый учащийся подходит к учителю и называет число. Важно вначале сообщить, что числа должны быть разные. Учитель после раздумья отправляет ученика в одну из команд. На самом деле никаких вычислений учитель не производит, а распределяет куда хочет. Можно, например, перебирать в голове таблицу умножения, чтобы был вид, что вычисляешь. Удобство в том, что учитель может сделать такие команды, какие хочет, а детям будет казаться, что распределение случайно.
Далее каждая команда определяет своего командира.
Мотивационно-целевой этап
Просмотр короткометражного фильма «Притча о маленьком чуде». Ссылка на фильм: https://youtu.be/PynjpciZzzk.
Краткое содержание: это история о том, как спонтанное проявление заботы может помочь исцелиться немому ребенку.
- Ребята, мы уже знаем тему нашего занятия, а теперь давайте сформулируем цели, которых мы желаем добиться:
1. Сформулировать понятие «Забота».
2. Определить, какую роль играет забота в жизни человека.
3. Понять заботливый ли я человек.
4. Составить список дел, благодаря которым мы можем позаботиться о наших близких.
Основной этап
Каждой команде раздается заранее заготовленный шаблон ромашки (отдельно сердцевина, отдельно чистые пустые белые лепестки (всего по 10 лепестков, клей и маркеры). Задача: на каждом лепестке написать как учащиеся заботятся о своих близких.
Затем командир от каждой команды представляет свой цветок.
Задача учителя – подвести детей к дискуссии, согласны ли они, что именно эти поступки можно считать проявлением заботы.
Цель дискуссии – в опровержении материальных благ для человека. Дети должны вынести из дискуссии, мысль, что, безусловно заботиться о человеке можно, например, купив ему джинсы, модный телефон и т. д., но для любого человека очень важна эмоциональная забота и поддержка.
Каждой команде раздаются по одной притче.
Командам дается 5 минут на обсуждение каждой притчи, затем командиры представляют общую точку зрения каждой команды. Задача учителя – подвести детей к дискуссии и выводу, что забота – это одно из основополагающих качеств человека для счастливой жизни. Стать счастливым можно только заботясь о других.
Психологический тест «Насколько вы заботливы к окружающим?»
Ссылка на источник: https://dzen.ru/a/ZHbF3hzzlmUksu1e
На интерактивную доску выводятся 4 изображения. Нужно выбрать фрагмент и таким образом узнать насколько Вы можете заботиться и оказывать поддержку своим близким. Ваш выбор должен быть максимально спонтанным и быстрым. Желательно не подкреплять его никакими логическими выводами.
Изображение 1. Ваш выбор свидетельствует о том, что вы очень заботливый и внимательный человек. Вы добродушны и отзывчивы по отношению к своим близким людям. Вы умеете поддержать их в непростой период времени. Оказывать помощь и уделять внимание нуждающимся для вас является вполне естественным и нормальным стремлением.
Безусловно, близкие люди могут целиком и полностью полагаться на вас. Ваша доброта и небезразличие вселяют в них уверенность и спокойствие. Вы способны быть настоящим ангелом-хранителем для тех, к кому вы неравнодушны.
Изображение 2. Ваш выбор говорит о том, что к жизни и к людям вы относитесь крайне избирательно. Вам важно, чтобы у человека присутствовали моральные и духовные принципы. В некоторых вопросах вы можете быть "холодным" скептиком. Да, у вас высокие стандарты, и вы практически никогда не доверяете чужому мнению и чужим слухам.
Вам важно самостоятельно проверять ту или иную информацию. Чаще всего вы бываете требовательным как к себе, так и к окружающим. Именно поэтому Ваши близкие не всегда обращаются к вам за поддержкой. Иногда они элементарно опасаются разочаровать вас, не оправдав ваши же ожидания.
Изображение 3. Вы человек загадочный. А в некоторые периоды жизни можете быть крайне непредсказуемым. Природой такого поведения служит ваша эмоциональность. Вас можно назвать человеком настроения. В какие-то моменты вы способны быть отзывчивым, добрым и чистосердечным. В другие же, наоборот, вы погружаетесь в себя и свои мысли, и тогда вам нет дела до того, что происходит вокруг.
По большей части это связано с вашим стремлением к уединению, а не с недоброжелательностью. Но все же людям не просто обращаться к вам за помощью. Элементарно, потому что они не понимают, какая реакция последует от вас. Однако же в периоды крайне сложные вы всегда придете на помощь, независимо от вашего внутреннего состояния.
Изображение 4. Ваш выбор свидетельствует о том, что вы очень самобытный человек. Вы можете кардинально отличаться от своего окружения, и это вас нисколько не будет беспокоить. Отличия бывают как внешние, так и внутренние. Вы нестандартно и творчески мыслите.
Такая ваша способность помогает найти выход из любой, даже самой запутанной ситуации. Иногда ваши реакции на просьбы людей могут быть такими же нетривиальными и непредсказуемыми. Однако же люди знают, что вы всегда им поможете. Главное, чтобы в решении вопроса и в самом обращении было минимум скуки и банальности. Все остальное вам по плечу.
Дискуссия.
- Ребята, а как же научиться быть заботливыми? Возможно нам в этом поможет народный фольклор.
Каждой команде раздаются таблички с пословицами и поговорками на тему «Забота». Задача учеников – обдумать верны ли эти утверждения и доказать или опровергнуть их правдивость.
1 команда | 2 команда |
Дружба заботой да подмогой крепка | Плохо жить без забот, худо – без доброго слова |
Плохо жить без работы да заботы | Иного все заботит, другому все нипочем. |
Без волнения, без заботы не жди радости от работы. | Забота не съела, скука одолела. |
У всякого своя забота. | Всякому дню подобает своя забота. |
Покой воду пьет, а беспокойство - мед. | В ветреный день нет покоя, в озабоченный день нет сна. |
Квест с игральными кубиками
- Ребята, ну какой урок обходится без домашнего задания? Каждый участник бросает два игральных кубика. Впрочем, в этот раз домашнее задание будет интерактивным!
Предлагаю вам всем сыграть в игру. Цель игры – поставить себе цель на лето: проявить заботу о близких. Правила игры: каждый участник кидает игральные кубики, запоминает количество очков, которое выпало и сам себе обещает столько же раз позаботиться о близких каким-то своим действием. Например, у учащегося выпало 10 очков. Значит, допусти, он обещает 10 раз помыть вместо мамы посуду.
5. Рефлексия.
Синквейн.
По итогам занятия каждому обучающемуся предлагается на отдельном листике написать синквейн. На доску выводиться картинка, на которой разъясняется, что такое синквейн.
Синквейн – это краткая запись основного обсуждаемого понятия с учетом некоторых требований.
Правила написания синквейна: всего в синквейне 5 строк, они располагаются в следующем порядке:
понятие (одно слово)
прилагательное (два слова)
глаголы (три слова)
предложение (из четырех слов)
существительное (одно слово).
Каждый учащийся озвучивает свой синквейн.