Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области»
«Сергей Есенин - больше чем поэт!»
(Сценарий внеурочного мероприятия для 2 класса)
Евстифеева Лариса Викторовна
Учитель начальных классов
(русского языка и литературы)
МОУ «СОШ п.Белоярский»
Тел: 8-961-053-26-77
[email protected]
номинация: сценарий внеурочного мероприятия
направление: русская литература
Цель: показать учащимся многогранность поэзии С. Есенина.
Задачи:
Образовательная:
- донести до учащихся красоту поэзии Сергея Есенина;
- формировать устойчивый интерес к чтению.
Развивающая:
- развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;
- развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;
- развивать кругозор младших школьников;
- формировать глубокое уважение к родной природе и Родине.
Воспитательная:
• прививать любовь и интерес к книге, поэтическому слову;
• воспитывать у учащихся эстетический вкус
Наглядность:
компьютерная презентация, флешнакопитель с песней «Отговорила роща золотая», с записью классической музыки (по выбору детей), книги с произведениями С. Есенина, иллюстрации детей.
Ход мероприятия
Учитель:
-Сегодня наша встреча посвящена жизни и творчеству одного из самых заметных представителей лирической поэзии XX века, великого поэта России Сергея Александровича Есенина. Каждый из вас готовился к сегодняшней встрече – вы читали стихи С. Есенина, учили наизусть наиболее понравившееся вам стихотворение, рисовали к нему иллюстрации. Поэзия Сергея Есенина - своеобразная книга судьбы, полная открытий, драматических ошибок, горя и любви. В наше сегодняшнее время, когда катастрофически снижается уровень духовности и культуры, возникает потребность подробнее рассмотреть есенинское отношение к миру и человеку. Именно поэзия Есенина сейчас способна раскрыть радость жизни и вернуть в наш мир надежду, свет и тепло.
Сегодня у нас литературная композиция, посвященная дню рождения замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. 3 октября исполнилось 125 лет со дня его рождения. Мы будем говорить о жизни Сергея Александровича, слушать и рассказывать стихи, говорить поэтическими строками о красоте родной земли, посмотрим ваши замечательные рисунки к стихам поэта, а также споём песни. Ну что ж? Не будем лениться и унывать, а будем веселиться, петь и танцевать.
1 ученик:
Сергей Есенин! Это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В серёжках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней!
В твоих стихах, Сергей Есенин!
Учитель: Слайд 2 ( на фоне песни «Отговорила роща золотая»)
- Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 года в небогатой крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии родился обыкновенный мальчик, желтоволосый, с глазами как синь Рязанских озер…
Село располагалось на берегу реки Оки. Место это было необычайно красивым. Внизу – заливные луга, заросшая камышом река. А обзор с холмов такой, что, кажется, небо можно достать рукой! Родители Сергея Есенина были простые рязанские крестьяне – потомственные хлеборобы.
Слайд 3 –Серёжа был ещё небольшим мальчиком, когда родители уехали на заработки в Москву. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых – бабушки и деда со стороны матери. Как вспоминал сам поэт, он рос в атмосфере народной поэзии. Бабушка была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье, а по вечерам в доме собирались дети и все слушали сказки. Дед любил загадывать загадки, петь песни.
У деда с бабкой проживали ещё трое их сыновей, были они не женаты, с ними и прошли беззаботные детские годы поэта. Чего-чего, а озорства этим дядькам было не занимать, поэтому уже в три с половиной года они усадили маленького племянника на лошадь без седла и галопом пустили в поле. А потом было обучение плаванию, когда один из дядек сажал с собою маленького Серёжу в лодку, отплывал подальше от берега, снимал с него одежду и, как собачонку, бросал в реку. Плавать он научился рано и вспоминал потом, как вместо охотничьей собаки плавал за подстреленными дядьками утками. Умел хорошо лазить по деревьям.
Слайд 4
-Дед настоял, чтобы мальчик начал рано обучаться грамоте. Уже в пять лет Серёжа учился чтению по религиозной литературе, за что среди сельской детворы получил прозвище Серёга-монах, хотя слыл ужасным непоседой, драчуном и постоянно всё его тело было в ссадинах и царапинах.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
За озорство и драки бабушка ругала Сергея, а дед говорил: «Ты его не трожь, он так будет крепче». Бабушка очень любила внука. Первые, ещё не совсем сознательные, стихи Сергей начал сочинять в раннем возрасте, толчком к этому послужили бабушкины сказки. По вечерам перед сном она очень много рассказывала их маленькому внуку, но у некоторых был плохой конец, это не нравилось Серёже, и он переделывал окончание сказок на свой лад.
Ей впоследствии посвятил стихотворение «Бабушкины сказки».
Инсценировка:
(На скамейке сидят дед и бабушка. Дед держит в руках книгу, бабушка – вязание. Входят дети)
1 мальчик:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредём домой.
2 мальчик (махая рукой):
Опостылели салазки,
И садимся в два ряда
(хором)
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана - дурака.
3 мальчик:
Бабушка, милая, расскажи нам сказку.
Бабушка:
Есть где-то на свете древо жизни. Древо то необычно в огненной красе. Оно покрывает ветвями весь свет. И исходит от него сладкое благоухание, а от корней его текут молочные и медовые источники.
1 мальчик:
Ох, охота была посмотреть на то дерево, да как его найти?
Дедушка:
Ну, мальцы, хватит мечтать. А ну-ка проверим ваши головы. Кто из вас самый сметливый, да разумный?
Дети (хором): Я
Дед:
отгадайте мои загадки – задумки: (загадки отгадывают дети, участвующие в инсценировке и дети в классе)
• Какую траву слепой узнает? (крапива)
• У кого есть шапка без головы? (гриб)
• Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (месяц)
• Спереди шильце
Сзаду – вильце. (ласточка)
• Есть дерево об четыре дело:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.(береза)
• Не лает, не кусает
А в дом не пускает? (замок)
Бабушка: Ну, поздно уже!
Дед:
Молодцы - удальцы, а теперь по домам!
Учитель:
Слайд 5 - В 1904 году Серёжа Есенин, когда исполнилось 9 лет, начал ходить в школу. На уроках всегда отвечал хорошо, особенно когда читал наизусть стихи. Школу окончил с похвальным листом и был отправлен в церковно-учительскую школу.
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Сергей мечтал о литературе. Ведь стихи сочинять он начал лет с девяти. Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.
Учитель: А сейчас предлагаю Вам разделиться на группы по временам года (по приготовленным заранее стихотворениям) и занять свои места за столами. На партах лежат у Вас книги со стихами Есенина.
Группы:
«Белые» - те, кто прочитает стихотворение о зиме.
«Зелёные» - те, кто прочитает стихотворение о весне.
«Красные» - те, кто прочитает стихотворение о лете.
«Желтые» - те, кто прочитает стихотворение об осени.
А для начала, вспомним правила работы в группе.
(Далее следуют ответы детей и групповая работа).
Учитель: отгадайте загадку
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое! (лето)
-Природа летом в стихах Есенина богата сочными зелеными красками и благородным летним настроением. Стихи о лете в творчестве русского поэта передают красоту русской природы, шум леса, пение птиц и благодать погожего летнего дня, вечера. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе. Давайте в этом убедимся (дети читают стихотворение «С добрым утром»). Слайд 6.
Учитель: Слайд 7
- Но недолго длится «лето красное». Ему на смену приходит осень. Послушаем стихотворение об осени. («Закружилась листва золотая»). Учитель: Слайд 8
- И вот осень сменяет морозная снежная зима.
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали,
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
- А следующие удивительные строки о зиме мог написать только Сергей Есенин. Стихи Есенина о зиме необычайно искренние и тёплые. Вот некоторые из них: «Зима», «Заметает пурга», «Бабушкины сказки», «Белая берёза», «Поёт зима – аукает», «Пороша» и другие. (дети читают одно из них)
Учитель:
-Несмотря на то, что зима - это суровое время года, строки согреты особой теплотой. Зима - чудесная пора. Зимой всё вокруг кажется таинственным. В стихах зимнее время пронизано с одной стороны - особой грустью, а с другой - небывалой лёгкостью. Есенин очень любил это время года. Может быть, поэтому, именно в это время он написал многие свои самые лучшие стихотворения.
Учитель: Какие чувства они у Вас вызывают? Почему? Понравились? Чем?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Следующее задание для групп – разгадать загадку, о каком времени года наша следующая группа стихотворений Сергея Есенина.
Зеленоглаза, весела,
Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство - чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – … (Весна). Слайд 9
Дети читают стихотворение о весне «Наступление весны».
Учитель:
- Верно. Это стихотворение о весне, о пробуждающейся природе, о первых цветах и весеннем настроении. Устав от долгой и холодной зимы, все с нетерпением ждут наступления тёплой, солнечной и такой долгожданной весны. Хочется поскорее вдохнуть весенний аромат, понежится на тёплом солнышке, когда вокруг поют птицы, и всё цветёт, пахнет и благоухает. Стихи Есенина о весне необыкновенно лиричны, они согреты удивительным внутренним теплом.
-Мы убедились, что стихи С. Есенина воспитывают в нас чувство подлинной любви к природе, бережное к ней отношение. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Сколько теплоты, добра, любви в его произведениях. Поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь, хотя бы на мгновение, оторвитесь от нашей повседневной «суеты сует», посмотрите вокруг себя на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное небо…».
Поэзия Есенина удивительно земная. Она наполнена любовью к человеку, к родной земле. Он безмерно любил свою малую родину, считал Рязанский край самым прекрасным местом на земле. В образах природы он выражает свою любовь к родине.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
- Стихотворения Есенина о Родине – главная тема его творчества. «У меня все стихи о России, - писал Есенин. - Я люблю нашу красивую русскую природу. В березке я вижу девушку «с зеленой прической» – она символ русской красоты, стройности, юности и целомудрия. Мое самое первое стихотворение так и называлось – «Береза». И оно было первым опубликованным стихотворением в журнале «Мирок».
Береза всегда делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она с народом и тяготы войны. В дни военных испытаний береза волновала мысли, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу.
В России издавна существует обычай, над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России, потому каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.
Где бы ни росла береза - всюду она приносит людям радость и свет. Береза- символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!
-Ребята, сейчас мы с Вами немного посоревнуемся, а заодно почитаем красивые стихи, где упоминается о каком-либо дереве. На парте у каждой группы лежит конверт, в конверте листочек от дерева, угадайте, от какого дерева он и расскажите стихотворение про это дерево.
(листочки березы, клена, черемухи, тополя) Слайд 10
Учитель: Слайд 11
- О стихах С. Есенина можно говорить бесконечно, но, к сожалению, наша литературная композиция завершается.
У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С. Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Всем нам дорога поэзия Есенина, у всех нас свое восприятие его творчества.
Спасибо вам ребята за мероприятие. Думаю, оно оставит след в вашем сердце, научит вас любить свой родной край, так как его любил великий русский поэт Сергей Есенин. И надеюсь на то, что книги с произведениями Сергея Есенина станут одними из ваших любимых книг. В заключение устроим листопад. (Каждому ученику по кленовому листочку)
И в завершении давайте споём песню «У Есенина день рождение»