Аннотация
Внеурочное мероприятие
«Посвящая себя служению Закону» разработан для учащихся 10-11-х классов в рамках в работы по профессиональному самоопределению.
Цель:
расширить представления уч-ся о профессиях, связанных с юридической наукой;
содействовать личностному и профессиональному самоопределению выпускников
Задачи:
знакомство с миром юридических специальностей;
знакомство с практическими особенностями деятельности прокурора, дать возможность учащимся “примерить” на себя профессию «прокурора»;
формирование коммуникативной компетентности, компетентности в области решения проблем, критического и творческого мышления с использованием метода кейсов;
формирование навыков работы в коллективе при выполнении проектных работ по обществоведческой тематике;
формирование позитивной оценки таких нравственных качеств, как принципиальность, целеустремленность, внимательность;
формирование потребности в успешной самореализации, побуждение к самостоятельному и ответственному самоопределению выпускников.
Форма проведения:
индивидуальная – учащиеся по выбору готовят выступления: «Юриспруденция и юридические специальности»; «Прокуратура сегодня»
групповая – учащиеся по выбору разбиваются на три группы для работы над проектом «Прокурор: портрет профессионала», в ходе мероприятия
фронтальная – все учащиеся принимают участие в интерактивных беседах, тестировании
Методы проведения:
частично-поисковый метод, анализ документов, интерактивная беседа, дискуссия, кейс-метод - метод ситуационного анализа, метод проектов.
Оснащение:
компьютер, проектор, презентация – викторина «Юриспруденция и юридические специальности», видеофрагмент «Из зала суда» (обвинительная речь прокурора), раздаточный материал для юридического практикума «Казнить нельзя помиловать», листы А-4 и канцелярские принадлежности, листы с интерпретацией идеографического теста (модификация методики Э. Махони).
Подготовительная работа:
- предложить 4 ученикам подготовить мультимедийные презентации - викторину «Юриспруденция и юридические специальности», «Прокуратура сегодня», используя материал СМИ, Интернет-ресурсы и другие источники информации;
- за две недели до классного часа предложить учащимся подготовить проект - рекламный буклет по профориентации: «Прокурор: портрет профессионала» (состав группы 6 человек).
План классного часа
1.Вступительное слово учителя
2.Игра – викторина «Юриспруденция и юридические специальности»
3. Юридический практикум «За справедливостью в прокуратуру!»
4. Информационный блок «Прокуратура сегодня»
5. Защита творческого проекта «Прокурор: портрет профессионала»
6. Проблемная ситуация «Казнить нельзя помиловать»:
- «Присяга прокурора»- анализ документа
– разбор видеофрагмента «Из зала суда»
7. «Перед тем как стать прокурором» - подведение итогов (рефлексия).
8.Заключительное слово учителя.
Содержание классного часа:
I. Вступительное слово учителя
Выбор профиля обучения и возможной сферы его дальнейшего применения – очень ответственный жизненный шаг для каждого молодого человека. На основе правильно сделанного выбора складывается в будущем успешная жизнь, удовлетворенность в профессии, карьерный рост.
Согласно результатам социологических опросов проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения за последние пять лет, россияне считают профессии юриста, врача и экономиста самыми престижными. На первом месте расположилась профессия юриста. Ее считают самой престижной 20% опрошенных россиян. Что же это за профессия, какие качества характера для нее необходимы? Как стать успешным на юридическом поприще? На эти вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего классного часа.
Юриспруденция – это живая и развивающаяся наука, обращенная к анализу актуальных практических проблем, имеющих первостепенное значение для жизни каждого индивида.
2. «Юриспруденция и юридические специальности»
В широком смысле юрист — это специалист по государственно-правовым вопросам. Предлагаем викторину, попробуйте определить специальность по краткому описанию деятельности (см. Приложение №1)
Выступление двух учащихся с игрой – викториной, в ходе которой учащиеся индивидуально дают ответы.
Интерактивная беседа по вопросам:
- Что еще объединяет эти профессии?
- Какие знания, умения и навыки нужны людям этих профессий?
Вывод:
- юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.
- юридические специальности весьма разнообразны по виду деятельности и характеру выполняемой работы: мобильность инспектора уголовного розыска, аналитичность следователя тонкая логичность адвоката, ответственность прокурора, педантичность эксперта-криминалиста – это все юристы, а выполнять такую работу могут совершенно разные по характеру и складу люди.
3. Юридический практикум «За справедливостью в прокуратуру!» - анализ конкретных ситуаций
Судя по неиссякаемому потоку обращений, Россия – страна обиженных, поэтому не удивительно, что прокуратура для многих становится последней надеждой добиться справедливости». Одним из способов защиты своих прав является обращение в правоохранительные органы: полицию, суд или прокуратуру.
Вам будут предложены для разрешения проблемные ситуации на основе фактов из реальной жизни (см. Приложение №2 ).
Стадии работы в группах:
1. Знакомство с проблемной ситуацией (мини-кейсы 1-2 страницы)
2. Получение информации, из предоставленных материалов .
3. Групповое обсуждение возможностей альтернативных решений и принятие решения в группе.
4. Группы защищают своё решение.
5. Сравнение решений принятых в группах, подведение итогов
Вывод: обращение в органы прокуратуры это одно из эффективных средств защиты прав и свобод человека и гражданина
Судя по неиссякаемому потоку обращений, Россия – страна обиженных, поэтому не удивительно, что прокуратура для многих становится последней надеждой добиться справедливости.
Следует понимать, что жалоба в прокуратуру – это письменное обращение для реализации прав и свобод граждан. Такое обращение закрепляется Конституцией и законодательством России.
В каких случаях можно пожаловаться в прокуратуру? Такой крик о помощи может звучать при нарушении действий или бездействия государственных структур или должностных лиц.
4.Информационный блок «Прокуратура сегодня»
Выступление учащихся, которые на подготовительном этапе изучили тему и представили материал в форме презентации (см. Приложение №3).
Интерактивная беседа: раскройте на примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.
Ответы учащихся:
- Осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти.
- Имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание.
- Имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан
- Имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.
5.Презентация творческого проекта – рекламного буклета «Прокурор: портрет профессионала» (см. Приложения № 4)
Учащиеся в группах представляют готовые проектные работы – рекламные буклеты (см. Приложения № 5)
Учащиеся отвечают на вопросы:
Что помогло вам успешно выполнить проект?
Что из запланированного не удалось сделать Почему?
Что дало вам выполнение проекта?
После классного часа: каждая группа заполняет листы «Критерии оценки проекта» (включая самооценку). Подведение итогов проводится по количеству набранных баллов.
6. «Казнить нельзя помиловать» (просмотр разбор видеофрагмента «Из зала суда» (обвинительная речь прокурора) и анализ текста «Присяга прокурора» )
Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу прокурора (следователя) следующего содержания:
«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».
На основе текста:
- определить, какие задачи, стоят перед работниками прокуратуры;
- какие качества личности необходимы прокурору для успешного выполнения профессиональных обязанностей?
Учащиеся работают в группах, дают аргументированные ответы
Вывод:
Конституция РФ возлагает на прокуратуру функции надзора за точным и единообразным применением законодательства повсеместно.
Следовательно, кадровый отбор в органы прокуратуры должен изначально базироваться на высоких профессиональных, деловых и общечеловеческих качествах претендентов.
Профессия требует:
эмоциональной устойчивости
необходима хорошая память
внимательность
аналитический склад ума
целеустремлённость
принципиальности
Чтобы выступать обвинителем в суде и на равных спорить с известными адвокатами, нужно обладать сильной волей, аналитическим умом и железной выдержкой
Прокурор сталкивается в своей работе с различными ситуациями, ему приходится беседовать и с несовершеннолетними гражданами. Поэтому он должен помнить не только о цели своей работы, но и о возможном негативном последствии проведённой беседы на психику юного подозреваемого.
«Перед тем как стать прокурором» - подведение итогов (рефлексия).
Разобраться в себе и в определить в какой степени вы способны к выполнению обязанностей прокурора нам поможет тест с геометрическими фигурами.
Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 секунд
Учащиеся выполняют рисунок и знакомятся с ключом идеографического теста (см. Приложение №6)
Интерактивная беседа по итогам идеографического теста Э.Махони.
- Какой тип личности на ваш взгляд обладает деловыми и общечеловеческими качествами необходимыми для работы в прокуратуре?
- Есть ли среди вас те, кто обладают такими качествами?
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
- Что нового и интересного вы узнали о профессии прокурор?
- Кто сегодня смог приблизится к сознательному выбору будущей профессии?
Учащиеся дают ответы по кругу.
8.Заключительное слово
Ребята! Хочу поблагодарить вас за работу, поддержку, понимание.
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.
Как хорошо заметил Цицерон: «Хочешь стать свободным, стань рабом закона».
Надеюсь, что кто-нибудь из вас сегодня смог утвердится в своем выборе и посветит свою жизнь служению Закону.