Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Методическая разработка внеурочного мероприятия
«За знаниями — в словарь»
Ионина Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Коношеозерская средняя
общеобразовательная школа
имени В. А. Корытова».
Коноша, 2024
2. Пояснительная записка
Безусловно, словарь в практике проведения уроков русского языка — хороший инструмент обучения. Но, к сожалению, насыщенность содержания и динамичность проведения современного урока часто не позволяют проводить регулярную и объемную деятельность со словарями в рамках учебного занятия. Работа со словарями в формате внеурочного мероприятия позволит детям ознакомиться и поработать с большим количеством словарного материала, попробовать многообразные формы заданий.
Целевой аудиторией данного мероприятия являются обучающиеся 8–9 классов, осваивающие общеобразовательную программу.
Внеурочное мероприятие «За знаниями — в словарь» является одним из занятий внеурочного курса «Слово о слове». Если проводить мероприятие разово, то целесообразно посвятить его празднованию Дня словарей и энциклопедий (22 ноября), также возможно его проведение в рамках школьной предметной недели гуманитарных наук.
Цель внеурочного мероприятия: освоение новых методов работы со словарями, совершенствование лексикографических компетенций, расширение кругозора, усиление исследовательского интереса обучающихся, осознание потребности в работе со словарями.
Задачи:
-обеспечить освоение новых методов работы со словарями;
-закрепить уже имеющиеся лексикографические навыки;
-развивать интеллект, эмоции, интерес к учению.
Планируемые результаты:
Предметные:
-обучающиеся должны уметь пользоваться алфавитным указателем;
-обучающиеся должны знать построение словарной статьи;
-обучающиеся должны понимать назначение словарей;
-обучающиеся должны уметь извлекать информацию из словарей и применять её согласно установленному заданию.
Личностные:
-формирование способности к самообразованию и саморазвитию;
-формирование научного мировоззрения;
-освоение правил поведения в группах.
Коммуникативные:
-обучающиеся должны уметь планировать учебное сотрудничество, совместную деятельность в группах;
-обучающиеся должны уметь участвовать в коллективном обсуждении, слушать, вступать в диалог.
Регулятивные:
-обучающиеся должны уметь формулировать для себя учебные и познавательные задачи;
-обучающиеся должны уметь осмысливать практическую задачу;
-обучающиеся должны уметь сравнивать полученные результаты с поставленной задачей;
-обучающиеся должны уметь оценивать свою работу на уроке.
Познавательные:
-обучающиеся должны уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Форма проведения: мероприятие проводится в форме игры с участием двух команд.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы: игровая технология, квест, групповая работа, поисковой метод, ИКТ.
Ресурсы: карточки с заданиями, словари (этимологические, орфоэпические, орфографические, толковые, иностранных слов), доска, буквы, письменные принадлежности для выполнения заданий, не менее двух ноутбуков с выходом в Интернет.
Для проведения мероприятия можно привлечь обучающихся старших классов, родителей в качестве помощников ведущего, объективных наблюдателей и/или членов жюри.
3. Основная часть
Сценарий внеурочного мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Угадайте, о какой книге я говорю? Это «путеводитель в мире слов», «ключ к знаниям и мудрости», «библиотека в одной книге», «сокровищница слов и их значений», «мост между языками и культурами».
(Ответы детей)
Ведущий: Правильно, все эти высказывания о словаре. Сегодня вам предстоит поучаствовать в игре «За знаниями — в словарь». Наше мероприятие позволит вам глубже познакомиться с этими удивительными книгами, отточить навыки работы со словарями, расширить свой кругозор. Итак, начнём.
Предлагаю разделиться на две команды. Перед вами 5 видов словарей, и со всеми вам предстоит сегодня поработать. Также для выполнения некоторых заданий вам нужно обратиться к электронным словарям.
Взгляните на доску. Вы видите пустые клетки, куда необходимо записать буквы, чтобы получилось определение, которое дал словарям знаменитый французский писатель Анатоль Франс.
1 | 2 | 3 | | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | 13 | | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Буквы вы будете получать при правильном выполнении заданий. Каждая команда должна выполнить 9 заданий. Начнём с общего задания.
Общее задание призвано актуализировать знания обучающихся об основных видах и назначении словарей, с которыми им предстоит работать, помочь понять принципы хода игры, создать игровое настроение.
Задание № 1 (общее). Соотнесите виды словарей с их назначением.
1. Фразеологический словарь | А. Рассматривает правильное произношение и ударение слов |
2. Этимологический словарь | Б. Объясняет происхождение иноязычных слов |
3. Толковый словарь | В. Объясняет происхождение слов |
4. Орфографический словарь | Г. Рассматривает правильное написание слов |
5. Орфоэпический словарь | Д. Объясняет значение устойчивых выражений |
6. Словообразовательный словарь | Е. Показывает словообразовательную структуру слов |
7. Словарь иностранных слов | Ж. Объясняет значение слов |
Правильный ответ: 1) Д, 2) В, 3) Ж, 4) Г, 5) А, 6) Е, 7) Б.
За выполненное задание игроки получают от жюри первую букву В.
В высказывании она повторяется 4 раза (1,4,13,18), таким образом, запись на доске на данном этапе игры будет выглядеть так:
В | 2 | 3 | | В | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | В | | 14 | 15 | 16 | 17 | В | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Ведущий: Итак, вам осталось открыть 26 недостающих букв. Некоторые из них повторяются, поэтому (с учётом повторений) всего 16 букв. Желаю удачи!
Далее игроки каждой команды подходят к столу с карточками и берут задание. Игра не на скорость, каждая команда выполняет задания в своем темпе. Задания каждого этапа игры для обеих команд однотипные.
Задание № 2 (для первой команды). В толковом словаре найдите значение слова «большой». Определите, в каком из лексических значений употреблено это слово в предложении: У нас большая семья.
Словарная статья: БОЛЬШОЙ, --áя, -óе; бóльше; бóльший, -ая, -ее. 1. Значительный по размерам, по величине, силе. Б. дом. Большая радость. Большая буква (прописная). 2. Значительный, выдающийся (означает высшую степень признака, положительную или отрицательную, в зависимости от определяемого существительного). Большая победа. Б. вопрос. Б. поэт. Б.плут. 3. Взрослый. Б. сын. Слушаться больших (сущ.; взрослых). 4. Многочисленный. Большое знакомство.
Правильный ответ: 4. За правильный ответ команда получает букву А.
Задание № 2 (для второй команды). В толковом словаре найдите значение слова «дорогой». Определите, в каком из лексических значений употреблено это слово в предложении: Как дороги мне эти места.
Словарная статья: ДОРОГОЙ, -áя, -óе; дóрог, дорогá, дóрого, дóроги; дорóже. 1. Продаваемый или покупаемый по высокой цене, а также (о цене) высокий. Д. шкаф. Дорогие меха (ценные). Дорого (нареч.) стоит. 2. перен. Стоящий больших усилий, жертв. Дорогая победа. 3. перен., кратк. ф. Такой, к-рым дорожат. Нам дорога память героев. 4. Любезный, милый. Д. друг.
Правильный ответ: 3. За правильный ответ команда получает букву Е.
Таким образом, на данном этапе игры запись на доске будет выглядеть так:
В | 2 | 3 | | В | 5 | Е | 7 | Е | 9 | 10 | А | 12 | | В | | А | 15 | 16 | А | В | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | Е |
Задание № 3 (для первой команды). Учитывая происхождение предложенных слов, составьте из них группы «родственников». Подумайте, какой словарь вы будете использовать для работы. Запишите полученные группы слов в столбец справа.
Льгота, обаяние, вереница, отец, вотчина, польза, каприз, нельзя, басня, веревка, кабриолет. | |
Правильный ответ: 1) Льгота, польза, нельзя. 2) Обаяние, басня. 3) Вереница, веревка. 4) Отец, вотчина. 5) Каприз, кабриолет. За правильный ответ команда получает букву И.
Задание № 3 (для второй команды). Учитывая происхождение предложенных слов, составьте из них группы «родственников». Подумайте, какой словарь вы будете использовать для работы. Запишите полученные группы слов в столбец справа.
Врач, борода, внушать, прозрачный, бородавка, подкова, ухо, кузнец, коварный, зрение, врун. | |
Правильный ответ: 1) Врач, врун. 2) Борода, бородавка . 3) Внушать, ухо. 4) Прозрачный, зрение. 5) Подкова, кузнец, коварный. За правильный ответ команда получает букву Я.
Ведущий вклеивает новые буквы в пустые клетки записи на доске и делает это на протяжении всей игры по мере получения командами новых букв.
Задание № 4 (для первой команды). Пройдите по ссылке https://gramota.ru/ на портал образовательного ресурса Грамота.ру. В разделе «Словари» выберите «Словарь синонимов» Н.Абрамова и выполните следующее задание.
Выясните, имеют ли синонимы слова дом, платье, дорога, вилка, кровать; синонимом к какому из предложенных слов является слово куща, если одно из его значений — «шатёр, палатка, шалаш, беседка, хижина»?
Правильный ответ: Нет синонимов к слову вилка. Куща — синоним слова дом. За правильный ответ команда получает букву Н.
Задание № 4 (для второй команды). Пройдите по ссылке https://gramota.ru/ на портал образовательного ресурса Грамота.ру. В разделе «Словари» выберите «Словарь синонимов» Н.Абрамова и выполните следующее задание.
Выясните, имеют ли синонимы слова ребёнок, источник, тарелка, книга, животное; синонимом к какому из предложенных слов является слово труд?
Правильный ответ: Нет синонимов к слову тарелка. Труд – синоним слова книга. За правильный ответ команда получает букву П.
На данном этапе игры запись на доске будет выглядеть так:
В | 2 | Я | | В | 5 | Е | 7 | Е | Н | Н | А | Я | | В | | А | 15 | 16 | А | В | И | 20 | Н | 22 | 23 | | П | 25 | 26 | Я | 28 | 29 | Е |
Задание № 5 (для первой команды). Используя орфографический словарь, проверьте написание слов в..ртуальный, к..мпьют..р, ко(м/мм)ун..кац..я, инф..рмац..я, п..роль, пр..гра(м/мм)а. Составьте и запишите краткую памятку о безопасности в сети Интернет, употребляя данные слова.
Правильный ответ (примерное содержание памятки): Виртуальная коммуникация требует бдительности. Важно проверять источник информации. Придумайте безопасный пароль и установите на компьютер антивирусную программу. За правильный ответ команда получает букву О.
Задание № 5 (для второй команды). Используя орфографический словарь, проверьте написание слов т..мп..ратура, гри(п/пп), к..нтакт, пр..ф..лакт..ка, в..кц..нация, нед..м..гание. Составьте и запишите краткую памятку о том, как избежать болезни в сезон простуд, употребляя данные слова.
Правильный ответ (примерное содержание памятки): Для профилактики гриппа делайте вакцинацию, избегайте контактов с больными. Если же вы почувствовали недомогание, и у вас поднялась температура, обратитесь к врачу. За правильный ответ команда получает букву С.
Задание № 6 (для первой команды). Расставьте ударения в приведенных ниже словах, опираясь на соответствующий словарь. Распределите слова на три равные группы. Сформулируйте правило по сделанным наблюдениям. Включишь, снята, дозвониться, жалюзи, облегчит, партер, занята, диспансер, заперта.
Слова | Правило |
1 группа | |
2 группа | |
3группа | |
Правильный ответ:
Слова | Правило |
1 группа: Включи́шь, дозвони́ться, облегчи́т. | В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение чаще всего падает на окончания. |
2 группа: Жалюзи́, парте́р, диспансе́р | В словах французского происхождения ударение чаще всего падает на последний слог. |
3 группа: Занятá, запертá, снятá | В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание. |
За правильный ответ команда получает букву М.
Задание № 6 (для второй команды). Расставьте ударения в приведенных ниже словах, опираясь на соответствующий словарь. Распределите слова на три равные группы. Сформулируйте правило по сделанным наблюдениям. Бензопровод, каталог, добралась, водопровод, гналась, нарвала, некролог, мусоропровод, полилог.
Слова | Правило |
1 группа | |
2 группа | |
3группа | |
Правильный ответ:
Слова | Правило |
1 группа Бензопровóд, водопровóд, мусоропровóд | В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень –вод. |
2 группа Добралáсь, гналáсь, нарвалá | В женском роде прошедшего времени ударение переходит на окончание. |
3 группа Каталóг, некролóг, полилóг | В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог. |
За правильный ответ команда получает букву Т.
Задание 7 (для обеих команд). В Интернете есть один очень полезный сайт Словари.ру, содержащий 21 том интерактивных лингвистических словарей. Пройдите по ссылке https://slovari.ru на главную страницу ресурса, ознакомьтесь со списком предложенных словарей и подготовьте небольшое выступление о тех словарях, которые вас заинтересовали. В своем выступлении сделайте предположение о том, когда изучение данного словаря может помочь в жизни. Подсказка: для более содержательного ответа почитайте аннотацию к словарю, нажав на главной странице строку выбранного словаря.
Правильный ответ (примерное выступление): На сайте Словари.ру нас заинтересовал «Словарь личных имён» Н.А.Петровского. Очень интересно было бы узнать о многообразии русских имён, их разговорных форм, отчеств, а также о том, какие имена являются редкими. Словарь может пригодиться будущим родителям, чтобы определиться с тем, как назвать своего ребёнка. За правильный ответ команды получают буквы Л, Ф.
Задание 8 (для первой команды). С помощью словаря иностранных слов решите лингвистическую задачу.
Из каких языков заимствованы термины градус, суффикс, гипербола, гипотенуза, газ, и в каких школьных науках они употребляются? Заполните таблицу. Определите, какой из предложенных терминов используется в двух науках?
| Из греческого языка | Из латинского языка |
Математика | | |
Русский язык | | |
Физика | | |
Правильный ответ:
| Из греческого языка | Из латинского языка |
Математика | гипотенуза | градус |
Русский язык | гипербола | суффикс |
Физика | газ | градус |
За правильный ответ команда получает букву Р.
Задание 8 (для второй команды). С помощью словаря иностранных слов решите лингвистическую задачу.
Из каких языков заимствованы термины магма, реакция, бактерия, атом, рельеф, и в каких школьных науках они употребляются? Заполните таблицу. Определите, какой из предложенных терминов используется в двух науках?
| Из греческого языка | Из латинского языка |
География | | |
Биология | | |
Химия | | |
Правильный ответ:
| Из греческого языка | Из латинского языка |
География | магма | рельеф |
Биология | бактерия | реакция |
Химия | атом | реакция |
За правильный ответ команда получает букву Д.
Задание 9 (общее для всех команд). Заполните лист оценки мероприятия.
1. Интересным ли было мероприятие?_______________________________
Почему?_______________________________________________________
2. Полезным ли было мероприятие?_________________________________
Почему?_______________________________________________________
3. Работа с каким (какими) словарём (словарями) вызвала затруднения?
______________________________________________________________
Почему?_______________________________________________________
4. Работать с каким (какими) словарём (словарями) было интересно?
______________________________________________________________
Почему?_______________________________________________________
5. Ваша коллективная деятельность на уроке была_____________________
_______________________________________________________________
6.Ваши пожелания, впечатления____________________________________
________________________________________________________________
Команды читают свои ответы и получают последнюю букву К.
Итоговая запись на доске: ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ.
Ведущий: Уважаемые игроки, мы вписали последнюю букву в запись на доске. Именно такую ёмкую характеристику словарю дал Анатоль Франс. Вы согласны с этим высказыванием? Из словарей вы можете узнавать много нового и интересного не только в годы учёбы, но и на протяжении всей жизни. Помните, за знаниями — в словарь! Бесценные труды учёных-лексикографов всегда вам в этом придут на помощь. Сегодня на уроке обе команды проявили себя как исследователи и интеллектуалы. Я благодарю вас за игру, до новых встреч!
4.Заключение
Нельзя не согласиться с Леонидом Петровичем Крысиным, известным русским ученым-лексикографом, в том, что «словарь — благодатная почва для словесных игр, для занимательных опытов и упражнений со словом» [9]. Именно поэтому для расширения практического опыта работы со словарями мною была выбрана форма внеурочного мероприятия.
Игровая форма занятия, равноценные для обеих команд задания, отсутствие соревновательного фактора способствуют созданию атмосферы непринуждённой, но в то же время сосредоточенной, усердной работы, которая и является необходимой при работе со словарями.
При организации мероприятия «За знаниями — в словарь» учителю необходимо подготовить несколько экземпляров словарей каждого вида, чтобы над выполнением заданий трудилось несколько обучающихся из команды. Это важно для равномерного распределения нагрузки на игроков и для соблюдения временного ограничения проведения игры.
Представленное внеурочное мероприятие можно считать успешным при конечном ощущении у обучающихся удовлетворения от проделанной работы и возникновении дальнейшей потребности в словарях.
5.Список источников
1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Около 53 000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - Москва : Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с. - ISBN 5-488-00727-Х. - ISBN 5-94666-347-Х. - Текст : непосредственный.
2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова ; под редакцией Р. И. Аванесова ; РАН. Институт рус. яз. - 6-е изд., стереотип. - Москва : Русский язык, 1997. - 688 с. - (Библиотека словарей русского языка). - ISBN 5-200-02422-6. - Текст : непосредственный.
3. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. – Москва : Русский язык, 1988. - 698 с. - ISBN 5-200-00317-2. - Текст : непосредственный.
4. Тихонов, А. Н. Орфографический словарь русского языка: Около 100 000 слов. - 7-е изд. - Москва : Цитадель-трейд, Вече, 2006. - 928 с. - ISBN 5-7657-0211-2. - ISBN 5-9533-1243-1. - Текст : непосредственный.
5. Толковый словарь иностранных слов в русском языке (Для школьников и студентов) / сост. Т. В. Новик, В. А. Суханова. – Смоленск : Русич, 2000. - 592 с. - ISBN 5-8138-0182-0. - Текст : непосредственный.
6. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов / Н. М. Шанский, Т.А. Боброва. - 2-е изд. - Москва : Дрофа, Русский язык, 1997. - 400с. - ISBN 5-7107-0904-2. - ISBN 5-200-02535-4. - Текст : непосредственный.
7. Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. С. И. Карантиров. – Москва : Дом Славянской книги, 2008. - 437 с. - ISBN 978-5-903036-79-0. - Текст : непосредственный.
Электронные ресурсы:
8. Грамота: официальный сайт. - 2000. - URL: https://gramota.ru/ (дата обращения: 20.09.2024).
9. Крысин, Л. П. Ода словарям. – Текст : электронный // Русский язык. - 2009. - №16. - URL: https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200901601 (дата обращения: 18.09.2024).
10. Slovari.ru : официальный сайт. – 2003. - URL: https://slovari.ru/start2.aspx?s=0&p=5638 (дата обращения: 25.09.2024).