ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«ЗОЯ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ»
Цель: осмысление подвига З. Космодемьянской; сохранение памяти о
З. Космодемьянской.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, гордость за страну, историческая память и преемственность поколений.
Основные смыслы: любовь и беззаветное служение Отечеству лежат в основе героических поступков наших соотечественников на протяжении всей многовековой истории России. Многие юноши и девушки (в том числе и Зоя Космодемьянская) совершали военные и трудовые подвиги во имя любви к своему народу и Отечеству.
Подвиг Зои Космодемьянской — символ борьбы за Победу, память о храброй девушке и напоминание о доблести десятков и сотен её сверстников, которые защищали свою Родину.
Традиция защищать то, что ты любишь (Родину, родителей, свой дом, друзей...) и по сей день особо актуальна среди жителей нашей страны.
Партнер занятия: Российское военно-историческое общество.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов и цитат с последующим обсуждением.
Комплект материалов:
− сценарий,
− методические рекомендации,
− видеоролик,
− интерактивное задание.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Вводное слово педагога. Просмотр видеоролика о З. Космодемьянской,
составление облака слов «Качества человека, способного совершить подвиг».
Раскрытие значения понятия «подвиг».
Часть 2. Основная.
Демонстрация фрагментов фильма «Зоя» (1944, режиссёр Лео Арнштам) о детстве Зои и обмен мнениями о том, что фундамент будущего подвига закладывается в детстве.
Подвиг Александра Космодемьянского.
Часть 3. Заключение.
Интерактивное задание «Карта с обозначением памятных мест, посвящённых Зое Космодемьянской». Подведение итогов занятия. Обсуждение личностных качеств, лежащих в основе подвига Зои Космодемьянской.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. На занятиях «Разговоры о важном» в прошлом году мы уже с вами
говорили о героях и героизме, обсуждали примеры подвигов, которые совершили наши соотечественники. Но есть в нашей истории особенный пример – первая женщина – Герой Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской, именно ей первой из женщин было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
-Что вам, ребята, известно о её судьбе и подвиге?
Ответы обучающихся.
Учитель (дополняя ответы обучающихся). Страна узнала о Зое в начале 1942 года, когда в газете «Правда» был опубликован очерк, который назывался «Таня», о событиях начала декабря 1941 года в подмосковной деревне Петрищево. Там состоялась казнь восемнадцатилетней девушки, которую до этого пытали и мучили фашисты. Девушка назвалась Таней… Уже позже выяснилось, что Таня – это Зоя Космодемьянская, так как сама Зоя, будучи в плену, на допросах называла себя так в честь героини Гражданской войны Татьяны Соломахи.
Предлагаю перенестись в начало Великой Отечественной войны и прикоснуться к трагическим событиям, увековечившие память о Зое.
Демонстрация видеообращения федерального спикера
Учитель. Ребята, Зое Космодемьянской было всего 18 лет. Идя на фронт, она, как и многие ее сверстники, сделав свой выбор, была уверена в победе страны и готова была сделать для этого всё.
-Как вам кажется, героизм совсем юных ребят, отдавших жизнь в борьбе с
фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, – это результат обстоятельств (военное время) или проявление особых черт характера, качеств личности?
-Что двигало Зоей при принятии решения не остаться в тылу, а идти на линию фронта?
-Как вам кажется, для Зои это был сложный выбор?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, почему подвиг Зои является символом борьбы советского народа за Победу? Символом памяти о доблести десятков и сотен ее сверстников, которые защищали свою Родину?
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная.
Учитель. Каждый ли может совершить подвиг, пожертвовать своей жизнью ради Отечества? – об этом мы будем вести разговор на сегодняшнем занятии. Предлагаю вам выполнить задания, в которых поможет нам разобраться в том, что такое подвиг.
Задание №1. Как вы понимаете, что такое подвиг? Приведите примеры известных вам подвигов. Как вы думаете, с чем связан каждый подвиг?
Обучающиеся приводят примеры известных подвигов из прошлого нашей страны или настоящих событий. Учитель подводит их к выводу, что подвиг связан с особыми качествами личности и, прежде всего, готовностью жертвовать собой ради Родины или других людей.
Задание №2. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить подвиг? Составьте облако смыслов.
Примерный ответ:
Мужество, патриотизм, упорство, смелость, умение собраться в трудную
минуту, сила воли, доброта, умение активно сочувствовать, сопереживать.
Учитель. Относятся ли перечисленные качества к личности Зои
Космодемьянской? Как вы думаете, были в характере Зои ещё в детстве, юности такие качества, которые потом помогли ей выдержать испытания, совершить подвиг?
Ответы обучающихся.
Учитель. Посмотрим фрагменты художественного фильма «Зоя», снятого в 1944 году режиссёром Лео Арнштамом.
Демонстрация фрагмента фильма «Зоя» (1944 г.)
Вопросы для обсуждения:
- Как мама объяснила Зое, кто такие герои?
- Почему Зое было так важно понять, в чём заключается героизм?
- Что значит для неё быть настоящим Человеком?
Ответы обучающихся.
При подведении итогов обсуждения учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что не только качества личности самой Зои позволили ей стать героем. Зоя совершила подвиг ещё и потому, что так её воспитывали в семье, в школе.
Учитель. Ребята, а вы знали, что в семье Космодемьянских был ещё один Герой Советского Союза? Это младший брат Зои, Александр Космодемьянский. Ему было 16 лет, когда казнили его сестру, и это стало для него тяжелейшим ударом. Из-за возраста ему отказывали в просьбе отправить на фронт, но всё же в 1943 году он окончил Ульяновское военное танковое училище и воевал до апреля 1945 года. 13 апреля он погиб в бою – его артиллерийская батарея уничтожила вражеские пушки и солдат, но
при этом Александр был смертельно ранен осколком снаряда. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.
Часть 3. Заключение.
Учитель. Мы и сегодня помним о Зое Космодемьянской, бережно храним память о её подвиге – посещаем памятные места, связанные с её жизнью и подвигом, читаем книги о Зое, смотрим художественные фильмы.
Выполнение интерактивного задания «Карта памятных мест».
Рассмотрите карту с обозначением памятных мест, посвящённых Зое Космодемьянской.
На карте России: с. Петрищево Рузского городского округа Московской области Музейный комплекс в селе Петрищево на месте подвига и казни Зои
Космодемьянской: здание современного мультимедийного музея; дом Прасковьи Кулик, где разведчица провела последнюю ночь перед казнью; мемориал, установленный на месте её гибели; место первого захоронения героини; «Школа юного разведчика» в старом здании музея 1956 года.
с. Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области
Музей военно-исторической славы Героев Советского Союза Зои, Александра
Космодемьянских и Степана Перекальского. г. Москва
Музей истории школы и семьи Космодемьянских в 201-й школе, где учились Зоя и Александр Космодемьянские. г. Санкт-Петербург 381-я школа, расположенная на улице Зои Космодемьянской.
д. Борщёвка Тамбовской области Борщёвский исторический музей имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской (филиал Тамбовского областного краеведческого музея на общественных началах).
п. Шиткино Тайшетского района Иркутской области Дом-музей Зои и Александра Космодемьянских.
Вопросы для обсуждения:
- В каких местах, связанных с сохранением памяти о Зое Космодемьянской, вы уже бывали? Что вам запомнилось?
- В каких памятных местах вам захотелось побывать? Почему?
- В России много памятников, посвящённых героям или событиям Великой
Отечественной войны. Мы ими дорожим, в отличие от тех стран, где такие памятники сносят. Можете ли вы вспомнить фразу Зои Космодемьянской, когда она говорит о героях? Почему мы должны о них помнить?
- Какие памятные места, посвящённые героям, погибшим в Великой
Отечественной войне, в нашем городе/селе вам известны?
Учитель. Зоя Космодемьянская была настоящей патриоткой нашей страны. Она отдала все силы, свою жизнь борьбе за освобождение Родины от фашистов. Зоя отвоевала, в том числе и ваше будущее, и вы сегодня можете делать любой выбор благодаря сотням подвигов великих граждан и патриотов. Мы как благодарные потомки тех, кто сберёг нашу Родину, тех, кто отдавал всё, даже свои жизни, для великой Победы, должны бережно сохранять и передавать потомкам память о героизме истинных патриотов таких, как Зоя Космодемьянская, и быть достойными их подвигов.
В завершение занятия учитель рекомендует обучающимся книги, порталы, фильмы из раздела «Дополнительные материалы», а также обсуждает с ребятами возможность участия в одном из предложенных мероприятий из раздела «Постразговор», либо в мероприятии в поддержку темы, предложенном обучающимися.
ПОСТРАЗГОВОР
✓ Посещение Музейного комплекса «Зоя» в селе Петрищево.
✓ Поездка к памятным местам, посвященным подвигу З.Космодемьянской.
✓ Возложение цветов к мемориалам павших в годы Великой Отечественной
войны солдат.
✓ Чтение книг о детях-партизанах, просмотр фильмов о Великой
Отечественной войне.
✓ Проведение мероприятий, связанных с сохранением памяти о героях войны (совместно с советником по воспитанию: выпуск стенгазеты, проведение встреч с ветеранами ВОв, уход за памятником героям Великой Отечественной войны рядом со школой и т. д.).
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с темами морали,
категориями морали (долг, совесть, честь, мужество); социализации личности.
История: работа с информацией, посвященной событиям Великой Отечественной
войны.
География: Карта Российской Федерации (работа с географической картой
Московской области для определения места подвига З. Космодемьянской и
современного музейного комплекса «Зоя»).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре.
2. Алигер Маргарита. Зоя. Поэма.
3. Ковалевский В. Повести «Брат и сестра», «Не бойся смерти».
4. Официальный сайт «Музея Зои Космодемьянской»: https://mk-
zoya.ru/
5. «Ты осталась в народе живая…» - Тамбов, 2003. - 180 с. // https://1941-
1942.ru/ty-ostalas-v-narode-zhivaya-kniga-o-zoe-kosmodemyanskoj/
6. Фильмы: «Зоя» (1944, режиссёр Лео Арнштам); «Во имя жизни»,
«Битва за Москву», «Ржев», «Битва за Севастополь», «Единичка», «28
панфиловцев», «А зори здесь тихие...» (2015 г.), «Был месяц май»,
«Торпедоносцы», «Баллада о солдате», «Хроника пикирующего
бомбардировщика», «Звезда», «Белорусский вокзал», «Проверка на дорогах»,
«Они сражались за Родину», «Живые и мёртвые», «Мерседес уходит от
погони», «Шёл последний год войны»
7. Фильм РВИО «Зоя и Вера» ((https://histrf.ru/watch/films/zoya-i-vera)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Ценность человеческой жизни, сохранение памяти о героях Великой
Отечественной войны. Благодарность за подвиг во имя жизни страны.
Места Москвы, связанные с Зоей Космодемьянской:
1) Могила Зои Космодемьянской на Новодевичьем кладбище,
2) Школа № 201, где учились Зоя и Александр Космодемьянские