Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Борщенская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Внеурочное занятие
к курсу «Разговоры о важном»
на тему:
«Будь готов!
Ко дню детских
общественных организаций»
Выполнила:
классный руководитель 8 класса
Маховицкая Наталья Владимировна
Цель занятия:
формировать у обучающихся представление о детских общественных объединениях;
дать учащимся представление об истории развитии и становлении детских общественных организаций;
показать важность детских организаций для нашего государства;
способствовать стремлению принимать участие в деятельности Движения Первых;
показать возможности для раскрытия собственного потенциала и самореализации в жизни через детские общественные организации.
Актуальность данной темы в том, что детские общественные организации выступают необходимой частью в обществе для поддержания и развития молодёжи. Дети часто сталкиваются с проблемами выбора жизненных ценностей, своего места в окружающем мире, способов познания окружающего мира. Объединения помогают им включиться в социальную жизнь, адаптироваться к социальной среде, удовлетворять потребности, интересы и запросы.
Современные детские организации переняли лучшее из прошлых организаций. Общественная детская организация находит новое и вспоминает старое. Изучая вопрос прошлого, настоящего и будущего детских организаций невольно даешь детям задуматься над вопросами: Что такое время? Что такое прошлое, настоящее и будущее? Как связаны между собой эти категории?
Продолжительность занятия: 30 мин
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа с использованием презентации и экспонатов из школьного музея.
Учитель: Ребята, сегодня наше занятие я бы хотела начать со слов «Будь готов!». Кто знает, что это за фраза? Есть ли у нее продолжение? Какое?
Ответы обучающихся.
Учитель: «Будь готов!» - девиз детской пионерской организации, на который всегда отвечали «Всегда готов!». 19 мая 1922 года по решению Всероссийской конференции комсомола была образована первая пионерская организация.
А что вы знаете о пионерах и пионерской организации нашей школы?
Ответы обучающихся
Учитель: В Борщенской школе была организована пионерская организация. Пионерская организация школы была поделена на три пионерских отряда, которые носили имена пионеров героев: В. Котика, П. Морозова, З. Космодемьянской. Структура пионерских организаций страны была представлена, как вся школа - одна дружина. Поэтому на общем собрании решили объединиться в дружину. С 1974 года пионерской дружине присвоено имя Героя Советского Союза Федора Игнатьевича Бачурина. О нем пионерами было собрано много материала.
Детей в пионеры принимали от 9 до 14 лет. Прием проходил в два потока: самых лучших учеников (отличников и активистов) принимали в торжественной обстановке 22 апреля, в день рождения В.И.Ленина. Оставшихся школьников принимали на праздничной линейке 19 мая. Прием в пионеры осуществлялся на добровольной основе, но фактически все дети, достигшие соответственного возраста должны были стать пионерами. Не принимали в пионеры редко кого, обычно только отпетых хулиганов.
Вступление в ряды пионеров происходило на торжественной линейке, где давалось обещание пионера, которое начиналось со слов: «Перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…»
Каждый из вас вступил в пионерскую школьную организацию и дал перед своими товарищами торжественное обещание, давайте сейчас вспомним клятву пионера.
Обучающиеся вспоминают клятву пионера
Учитель: Старший пионер завязывал на шее новичку красный пионерский галстук. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.
Знаете ли вы, какие требования предъявлялись к членам пионерской организации? За что могли исключить из рядов пионеров?
Ответы обучающихся
Учитель: Каждый пионер должен уметь завязывать галстук особым узлом. Позором считается придти в школу с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть опрятным, аккуратным и с гордостью носить пионерскую символику.
Кто из вас знает, чем занимались пионеры?
Ответить на эти вопросы вам помогут фотографии на слайдах
Ответы обучающихся
Учитель: Много хороших дел на счету пионерской организации в те годы. Пионеры оказывали престарелым жителям села помощь в уборке двора, заготовке дров, копке огорода и др. работах. За каждым жителем была закреплена группа тимуровцев. Принимали активное участие во внеурочное время в уборке урожая колхозу. Оказывали помощь учителям школы в борьбе за прочные и глубокие знания, за укрепление дисциплины. Пионерская организация воспитывала у школьников любовь к знаниям, любознательность, настойчивость и трудолюбие. Велась систематическая работа в организации соревнований между отрядами за учебу, дисциплину, чистоту. Результаты освещались еженедельно на общешкольной линейке и стенной печати. В каждом классе, начиная с 5-го, были созданы классные редколлегии, которые по графику готовили выпуск номера очередной газеты.
Между пионерскими отрядами систематически проводились соревнования за достойную встречу Дня Победы, Великого Октября, дня рождения Ленина.
Особое внимание уделялось пионерами празднованию 9 мая. Каждому отряду давалось задание собрать и оформить материал об участниках ВОВ- жителях нашего села. Пионеры принимали активное участие в уборке памятника, погибшим односельчанам, участвовали в митинге, посвящено дню Победы. Выступали с художественной самодеятельностью, поздравляли ветеранов ВОВ и работников тыла.
Ежегодно в День рождения пионерской организации лучшие вожатые пионерских отрядов награждались памятными книгами, такие подарки получали и отдельные пионеры, имеющие отличные успехи в учебе, труде и активно участвующие в общественной жизни школы.
Пионерская организация перестала существовать в 1991 году после распада Советского Союза. У нас в Курской области она осталась существовать. Приемником лучших традиций пионерского движения в 1992 году стал Курский союз детских и пионерских организаций. Современные пионеры сменили красные галстуки на триколоровские. Сейчас пионерия не существует, к ней на смену пришла новая детская организация. Какая российская детская общественная организация по праву считается приемником пионерии?
Ответы обучающихся
Учитель: Верно, в 2022 году в нашей стране было создано Российское движение детей и молодежи – «Движение Первых», которое объединило и сплотило вокруг себя более 6 миллионов детей и молодежи в возрасте от 6 до 25 лет с активной гражданской позицией и желанием менять мир к лучшему.
Многие традиции пионерии сохранились и в наши дни. Что объединяет вас, современных школьников, с вашими бабушками и дедушками, мамами и папами, когда они были пионерами?
Давайте заполним таблицу и ответим на эти вопросы.
Пионерская организация | Движение Первых |
Знаки принадлежности к организации |
| |
Девиз |
| |
Характеристика личных качеств |
| |
Обучающиеся заполняют таблицу и сравнивают, что общего и в чем отличие между Пионерской организацией и Движением Первых.
Пример заполненной таблицы
Пионерская организация | Движение Первых |
Знаки принадлежности к организации |
| |
Девиз |
Будь готов! Всегда готов! | Быть с Россией, Быть человеком, Быть вместе, Быть в движении, Быть первыми. |
Характеристика личных качеств |
Активный, честный, справедливый, успешный в учёбе, спортивный, пример во всех делах, надёжный товарищ, который уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести. | Ответственный, активный, уважает традиции и культуру народов России, патриот своей Родины, открытый, ставит себе цели и прикладывает все усилия, чтобы их достичь, заботится о младших, помогает старшим, любит спорт, старается быть успешным в учебе |
Учитель: Ребята, как вы видите, что много есть общего между пионерской организацией и Движением Первых.
Посмотрим короткометражный фильм и узнаем, как в истории одной семьи переплелись традиции пионерии и Движения Первых.
Демонстрация видео «Первые. Будь готов».
Учитель: В конце фильма дедушка говорит, что самые главные вещи не меняются, они вечны. Как вы поняли его слова? Что он имел ввиду?
Ответы обучающихся.
Учитель: А как вы считаете, через 100 лет какими будут детские общественные организации? Чем будут отличаться, а в чем будут похожи на пионерскую организацию и Движение Первых?
Ответы обучающихся.
Учитель: Во все времена были и будут ребята, готовые объединяться ради общего дела, стремиться сделать мир вокруг себя красивее и добрее, желающие реализовать себя и принести пользу окружающим.
19 мая наша страна отмечает день детских общественных организаций, эта дата выбрана не случайно- именно в этот день в далеком 1922 году была создана пионерская организация, заложившая добрые традиции дружбы, товарищества, взаимопомощи, а также созданию интересной среды для развития и самореализации подрастающего поколения.
Давайте посмотрим на примере ваших сверстников, какие возможности дает участие в Движении Первых, чем ребята увлечены, какие реализуют проекты.
Демонстрация видео «Первые приносят пользу».
Учитель: Впереди у нас лето. Я уверена, что ваши каникулы пройдут в движении: кто- то из вас примет участие в походе, у нас в школе есть добрая традиция в первый день лета (1 июня- День защиты детей) ходить в поход, кто- то будет помогать вожатым работать с младшими школьниками в пришкольном летнем оздоровительном лагере, а может быть вы будете реализовывать проекты Движения Первых.
Обучающиеся обсуждают чем можно заняться на летних каникулах.
Учитель: Ребята, я желаю, чтобы ваше лето было интересным, насыщенным и безопасным. А наш разговор о важном подошел к концу. В следующем учебном году нас ждут новые встречи и новые разговоры.
Выводы по итогам над проектом
В результате проведённого внеурочного занятия мы выяснили, что детские общественные организации прошлого и настоящего схожи между собой. Познакомившись с историей пионерской организации, можно с уверенностью сказать, что Движение Первых является преемником пионерии. Первые переняли от пионеров все доброе и славное, что было у пионеров. Проанализировав ответы обучающихся, можно сказать, что детские общественные движения помогаю включиться детям в общественную жизнь, разнообразить социальную деятельность, реализовать свои потребности и интересы, защитить свои права.
Состоять в молодежных общественных объединениях - значит встать на первую ступень, ведущую к полноценной гражданской деятельности.
С уверенностью можно сказать, детские общественные организации жизнеспособны, они рождаются естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои потребности и интересы: познавательные, трудовые, политические, религиозные, экологические и т.д.