- Сегодня мы с вами поговорим о сходствах и различиях, о принятие других такими, какие они есть, научимся уважать особенности каждого человека.
Мультфильм про толерантность.
1. «Что в волшебной коробке?»
- В моей чудесной коробке спрятаны предметы, хорошо знакомые каждому из вас. У них также как и у нас есть сходства и различия. Сейчас я приглашаю сюда трёх смельчаков, которые по очереди, просунув руки в отверстие на крышке, возьмут по одному предмету. Нужно на ощупь догадаться, что в руках и назвать это. (В коробке лежат яблоко, картофель, гранат).
- Итак, у нас есть три предмета. Что между ними всеми общего?
- Чем отличаются эти предметы друг от друга?
Ответы детей. Таблица.
- Посмотрите, мы среди овощей и фруктов нашли много общего и различного. А какие ещё предметы схожи и одновременно различны между собой? (еда, напитки, одежда и т.п.)
- А что мы можем сказать про людей, про нас?
- Много ли у нас общих и различных черт?
- Все наши схожие и различные черты мы сейчас и выясним.
2. «Цветик-семицветик».
(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)
- Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите
на 1 - своё любимое животное;
на 2 - любимый цвет;
на 3 - любимое время года;
на 4 - любимый цветок;
на 5 - любимый герой художественной книги, к/ф или мультфильма;
на 6 - любимое занятие, увлечение;
на 7 - любимая игрушка.
- Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.
- Поднимите руку, кто нашёл.
- Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.
- Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.
3. «Особенности класса».
- А что общего у всех нас в классе?
- Чем вы отличаетесь друг от друга?
Ответы детей.
- Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?
- Может, было бы лучше, если бы мы были все одинаковые? Почему нет?
- А давайте всё - таки представим на минутку, что мы стали все одинаковые. Что тогда было бы?
- На самом деле у нас у всех были бы одинаковые мысли, одинаковые слова, все бы закончили одинаково школу, институт, все бы работали на одинаковой работе. Интересно ли жить в таком мире одинаковых людей - клонов?
- И поэтому очень хорошо, что это не так. Мы в классе все разные.
- Но отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?
- Знаете ли вы такое выражение «Белая ворона». Что это значит?
- Давайте посмотрим мультфильм о том, как живётся кому-то непохожему на всех остальных, (просмотр мультфильма и обсуждение).
- Какой был наш герой?
- Почему все смеялись и обижали его?
- Как он чувствовал себя?
- Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?
- Что случилось потом?
- Чем закончилась история?
- Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему? (они поняли, что каждый человек индивидуален и неповторим. И каждый может поделить с другими своими умениями, а это так интересно).
- Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе и в этом наша сила!
- А вы знаете, каким качеством должны обладать люди, которые принимают вас такими, какие вы есть? (доброта, милосердие, сострадание, прощение, сотрудничество, терпимость, человеческое достоинство).
- Все понятия (качества) можно объединить одним словом «толерантность».
- У вас на парте лежат карточки со словами толерантность. Давайте озвучим как это слово определяется у разных народов.
- В Англии– готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
- В Германии - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- Во Франции – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
- В Испании – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- В Китае – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- В Египте – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- В России – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
4. «Эксперимент с апельсинами».
- А теперь давайте посмотрим, что же ещё может называться толерантностью.
- Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
(складывает апельсины в пакет, предлагает каждому взять свой апельсин)
- Как вам это удалось?
- А сейчас отвернитесь. (учитель разрезает один апельсин на части и спрашивает)
– Чей это апельсин? – Почему трудно определить?
- Внутри все апельсины одинаковые.
Вывод: Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
- Это ещё одно понятие толерантности – милосердие.
Мультфильм про Диму.
- Наш класс-это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?
- Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности. У меня есть большое количество листочков, но не все они должны попасть на дерево. Сейчас, выходим по два человека и выбираем те листочки, которые, по вашему мнению, должны быть на дереве толерантности.
- Какие листочки подходят к дереву толерантности? Оставьте те листочки, которые подходят к этому слову.
- А оставшиеся листья, почему не подходят?
- Ещё у вас на столах лежат бабочки, возьмите их в руки. Допишите сами такое предложение: «Мои хорошие качества-……».
- Согласны ли вы сейчас со словами Антуана де Сент-Экзюпери: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю". Почему это верно?
- Разнообразие делает людей неповторимыми; с разными людьми интересно общаться, узнавать новое, чему-то учиться.
Коллективная творческая работа (создание классного панно).
На доске заранее подготовлены 3 листа А3 для создания панно: верх листа закрашен голубым цветом (небо), а низ - зелёным цветом (трава).
- Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности, тем более, что дерево наше уже там стоит. Все цветы с нашими особенностями мы приклеим на эти листы внизу, а бабочек на голубом фоне вверху. Посмотрите, какое красивее и разноцветное получилось наше панно.
- Так же как и все люди - мы разные, но равные.
- Ребята, вам понравился наше занятие? Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- Давайте все вместе прочитаем и запомним такие слова:
Если каждый будет, друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!
|