1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Борисовна и сегодня занятие по технологии проведу у вас я. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться. Чтобы чему-то научиться -Проверьте все ли у вас готово к занятию. На столах должен лежать картон белого цвета и цветная бумага, ножницы, клей, шаблон снеговика, простой карандаш. | - Приветствуют учителя, подготовка к занятию - Проверка рабочего места |
3. Выявление места и причины затруднения | -Ребята, давайте узнаем, чем мы сегодня будем заниматься. -Что бы узнать тему занятия вам нужно отгадать загадку: Скоро праздник к нам придет С подарками, весельем. Каждый из нас его очень ждет, Готовится с усердием.(слайд 2) Какой же мы ждем праздник? Какое самое главное украшение Нового года? Правильно, без зелёной мохнатой ёлочки мы не представляем себе этот праздник - Ёлка у нас с вами есть, но чего не хватает? - Кто скажет, какая тема сегодняшнего занятия - Какую цель поставим перед собой? | -Новый год -Ёлка -Игрушек -Новогодняя игрушка -Изготовить новогоднюю игрушку |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Тема нашего занятия: «Новогодняя игрушка» -Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, вспомним историю Нового года, какие раньше были новогодние игрушки. 1. -Начнем с истории Нового года. Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра1. (слайд№3) В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы. 2. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы. (слайды 5,6,7) 3.На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня.(слайд 8) К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай. Первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков… 4. Согласно легенде, однажды выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии (это местность в Германии) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. (слайд 11) - С тех пор история новогодней игрушки ушла далеко вперёд. - В городе Великий Устюг создали музей новогодней игрушки. В нём собраны и старые игрушки, и современные.(слайд 12-14) Ребята, а кто является главным гостем на Новогоднем празднике? -Дети, а как вы отмечаете новый год? -Какие традиции есть в вашей семье? | -Дед Мороз -Ответы детей |
4.Реализация построенного проекта | - Рассмотрите образец готовой игрушки, которую мы будем выполнять. - Из какого материала она сделана? - Какого цвета нам понадобится бумага? - Какие инструменты нужны для работы? - Ребята, вы уже увидели какие раньше были новогодние игрушки. А какую игрушку мы будем выполнять вы узнаете, отгадав загадку: Человечек озорной, Неразлучен он с метлой, Жить в тепле он не привык. Кто растает? … -Сегодня мы с вами будем делать снеговика. - А сейчас приступаем к работе. Сегодня вы – мастера-волшебники! Мы будем работать по технологической карте. (см.приложение №1) -На партах у вас лежат инструкционные карты. Ваша задача собрать вот такого снеговика. -На доске вы видите образец. Внимательно рассмотрите. Правила техники безопасности при работе с ножницами : 1.Хранить ножницы в указанном месте в определённом положении. 2.Клади ножницы так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе. 3.При работе внимательно следи за линией среза. 4.Не работай тупыми ножницами с ослабленным шарнирным укрепление. 5.Во время резания придерживай изделие левой рукой, так чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц. 6.Не держи ножницы концами в верх. 7.Не оставляй ножницы в открытом состоянии. 8.Не режь ножницы на ходу. 9.Не подходи к товарищу во время резания. 10.Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперёд. Правила безопасности при работе с клеем : 1.При работе с клеем используй кисточку, если это требуется. 2.Бери то количество клея, которые требуется для выполнения изделия на данном этапе. 3.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, аккуратно прижимая её 4.Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом. | -Картон, цветная бумага, салфетки -Белая, синяя, красная, черная -Ножницы, клей, шаблон снеговика, карандаш, цветная бумага. -Снеговик |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - А теперь , ребята, давайте с вами побудем мастерами и сделаем из бумаги снеговика. Выполнение практической работы. -Ребята нам нужно на картоне обвести шаблон снеговика и вырезать его по контуру. -Согните пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуйте рукавицу, вырежете её, разрезая сразу два слоя бумаги .Приклейте на место. -Согните пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуйте валенок, вырежете его, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклейте валенки. - На кусочке красной или синей бумаге нарисуйте шапку или ведро и приклейте на голову снеговика. - Положите две салфетки одну на другую. Обведите круглый шаблон и вырежи его . Разрезайте сразу все салфетки. Прикрепите степлером салфетки к центру снеговика. - Сминайте каждый слой салфеток к центру, чтобы получился пушистый комок - Лицо: сложите кусочки синей, черной и красной бумаги пополам . - Глаза: Из синей бумаги вырежете два кружка для глаз , из черной бумаги вырежи 2 кружочка меньшего размера для зрачков. Приклейте черную деталь на синюю. Готовые глаза приклей на место. -Нос: Вырежете нос-морковку. Приклейте. -Рот: Вырежете улыбку и приклейте. - Возьмите полоску белой бумаги, смажьте оба конца клеем и приклейте петлю на шапку с изнаночной стороны. -Снеговик готов! | -Выполняют работу |
8.Включение в систему знаний и повторений | - Ребята, что нового узнали на занятии? - Что у вас сегодня получилось лучше всего? - Повесим игрушки на ёлку. - Какая стала ёлочка? (нарядная, красивая, праздничная). - Какие игрушки вам больше всего понравились? Почему? | -Историю Нового года, узнали про музей новогодних игрушек. -Ответы детей -Нарядная, праздничная,красивая -Ответы детей |