СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по краеведческому направлению "Семь чудес Рязанского края"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по краеведческому направлению "Семь чудес Рязанского края"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)






Конспект внеурочного занятия по общекультурному направлению: Краеведческая деятельность

Тема: Семь чудес Рязанского края












ФИО студента: Мантулина Юлия Валерьевна

ФИО методиста: __________________________________________









Рязань, 2020

Тема: Семь чудес Рязанского края

Цель занятия: Познакомить учащихся с чудесами Рязанской области

Задачи урока

Обучающая:

  • Знать семь чудес Рязанской области

  • Уметь называть семь чудес Рязанской области

Развивающая:

  • Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;

  • Развивать познавательный интерес к культуре родного края.

Воспитательная:

  • Воспитывать познавательные интересы учащихся, моральные качества человека

  • Воспитывать интерес к изучению достопримечательностей Рязанского пря.

Оборудование:

  • Интерактивная презентация

  • Раздаточный материал

  • Видео-материал:

Пощупово [https://www.youtube.com/watch?v=ljGRBxUWAgY&t=25s]



УУД:

Коммуникативные УУД:
· понимать и сохранять учебную задачу;
· умение договариваться, находить общее решение, слушать и понимать других;
Регулятивные УУД:
· планировать свои действия для решения задачи;
· совместно оценивать результат работы;
· волевая саморегуляция; оценка качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:
· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;
· осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Личностные УУД:
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Вводный

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Рязанскому краю. А что за места Рязанской области мы посетим, вы узнаете, разгадав ребус.

Что получилось?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Верно

Какую цель мы поставим на занятие

Что мы узнаем?

Чему научимся?




Отгадывают ребус

Семь чудес

О семи чудесах Рязанской области

Познакомиться с чудесами Рязанской области

Узнаем 7 чудес Рязанской обл.

Научимся их называть


Основной

Как вы думаете, что такое чудеса Рязанской области


И сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по этим семи чудесам Рязанской области. Но знакомясь с каждым местом, мы будем проходить небольшие испытания. Для этого давайте поделимся на 3 команды.

Чтобы узнать с каким первым чудом мы познакомимся, нам нужно выполнить задание. На парте у каждой команды лежат фрагменты изображения. Вам нужно составить картинку и назвать место, в которое мы прибыли. Кто первый справляется с заданием получает 1 бал, кто верно называет место получает ещё 1 бал.

Кто же мне скажет, куда мы с вами приехали?

Верно

Наша первая остановка Рязанский Кремль.

Кто из вас был на экскурсии в Кремле?

Что видели?

«Начинается земля, как известно, от Кремля», — гласит одно из стихотворений Маяковского. По крайней мере, любой русский город начинается с Кремля. Ядро города, сосредоточие его светской и духовной власти, крепость, укрывавшая в лихие годы горожан. И, безусловно, Рязань (а если быть совсем точными, то Переяславль-Рязанский, как назывался этот город до 1778 года) начинается с Рязанского кремля. Рязанский кремль виден издалека, откуда бы ты не подъезжал к Рязани.

Рязанский кремль — это не только древнейшая часть Переяславля-Рязанского, но и один из старейших музеев России. Он стоит на высоком холме, с трех сторон защищенного реками Трубеж и впадающего в него ручья Лыбедь. А с четвертой вырыт сухой ров, который во время половодья наполнялся водой. И тогда кремль оказывался на острове.

Исторический центр города неоднократно перестраивался, превратившись из деревянной крепости XI века в известный памятник зодчих древней Руси и архитектурных традиций XV – XIX столетий.

Сейчас в Кремле находятся такие здания как:

Архангельский собор

Дворец Олега

Певческий корпус

Спасская башня

Соборная колокольня

Успенский собор

Христорождественский собор

И другие архитектурные сооружения.

Это была наша 1 остановка.

Теперь мы отправляемся в следующее место. А в какое, вы мне скажете сами, после просмотра видео-ролика. Смотрите внимательно, чтобы потом вы смогли ответить на вопросы.

Итак, как называется наше второе чудо Рязанского края?

Верно. Вторая остановка Свято-Иоанно-Богословский монастырь (село Пощупово, Рыбновский район).

Я надеюсь все слушали внимательно. Выполним второе задание – блиц-опрос. Я буду задавать вопросы. Командир каждой команды старается первым поднять руку и дать ответ. За каждый правильный ответ начисляется 1 бал.

  1. В каком селе расположен Свято-Иоано-Богословский монастырь?

  2. Кем было принять решение возвести монастырь?

  3. Где жили монахи, пока возводились стены монастыря?

  4. Кто напал на монастырь в 1237 году?

  5. Кто явился во сне Батыю?

  6. Что пожаловал (подарил) Хан монастырю?


Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

И вот мы с вами прибыли на следующую остановку в Государственный музей-заповедник …

Отгадайте кого?

-Он родился в селе Константиново, после публикации первых сборников стихотворений поэт получил широкую известность. Главной темой поэзии является крестьянская Русь, любовь к Родине.

Государственный музей-заповедник С.А.Есенина (село Константиново, Рыбновский р-он).

Рязанское село Константиново – родина Сергея Есенина. Крутой высокий берег, с которого видны вьющаяся лента Оки, бесконечные заливные луга, синие дали… В памяти возникают любимые есенинские строки – у каждого свои. На берегу возвышается церковь Казанской иконы Божией Матери, где венчались родители поэта и крестили маленького Сергея. Напротив храма – усадьба Есениных. Здесь, в воспетой в стихах «избушке», в 1965 году и был основан музей. В доме все, как было в 20-е годы ХХ века, когда Сергей Александрович навещал родных. Рядом, на сельской площади – земская школа, где учился Сережа Есенин. Возле церкви восстановлен дом священника И. Я. Смирнова, сыгравшего немалую роль в судьбе будущего поэта.

С жизнью и творческим наследием С. А. Есенина знакомит литературная экспозиция музея-заповедника. В глубине помещичьей усадьбы с парком и садом возвышается тот самый «дом с мезонином» из есенинской поэмы «Анна Снегина». Последней его владелицей была Л. И. Кашина, ставшая одним из прообразов главной героиней произведения. Лидии Ивановне и поэме «Анна Снегина» посвящена экспозиция в доме. Рассказ об ученических годах Есенина ждет вас и в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, где юный Сергей постигал педагогическую науку.

И тут мы с вами попадаем в поэтическую гостиную.

Выходят дети со стихотворениями.

Некоторые дети подготовили стихотворения С.А.Есенина. Давайте послушаем их.

Каждой команде назначается по одному балу за то что в каждой команде кто-то подготовил стихотворение.

А мы отправляемся дальше.

Чтобы узнать следующее чудо Рязанского края, вы должны отгадать загадку. Кто отгадывает, получает один бал. Отвечает командир команды по поднятой руке.

Сверху вниз змеёй сползает,

Вся под солнышком сверкает.

Издалёка-далека

 К морю держит путь ...

Верно.

Посмотрите на картинку. Знаете ли вы что это за река?

Верно. Четвёртое чудо Рязанского края – река Пра.

Пра — река в Рязанской области. Русло реки песчаное. По берегам много пляжей из белого песка. Травы в реке нет. Вода прозрачная. По берегам растут в основном сосновые леса, реже смешанные леса с преобладанием сосны. Если смотреть на реку с высоты птичьего полёта, её форма напоминает извилистое тело змеи.

Чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, вы должны отгадать ребусы. Та команда, которая верно отгадает ребус получает 1 бал.

Озера Мещеры живописные, не похожие одно на другое. Да и цвет воды в них тоже не одинаков. В одних она темная, почти черная, в других – фиолетовая, синеватая или желтовато-зеленая.

- Мещерские озера очень мелки. И чем больше они по площади, тем мельче.

-По течению Пры расположены озера: Святое, Имлес, Дубовое, Шагарь, гигантское озеро Великое, Ивановское, Сокорево, Мартын, Ласковское и Черененькое и др.

Озеро Черненькое небольшое. В стародавние времена сюда упали осколки метеорита средних размеров. Образовавшиеся воронки заполнились водой и стали озерами.

Русский писатель Константин Паустовский. Ходил так часто на озеро Черненькое, что протоптал целую тропу и теперь она так и называется «Тропа Паустовского».

Про мещерские озера существуют много легенд о сказочных героях,а о каких,вы узнаете из загадок.

Сейчас вам необходимо отгадать загадки. За каждую отгаданную загадку, команде даётся 1 бал.

На ветвях сидит не птица, 

А сидит краса девица. 

Сладким голосом поет 

Над рекою в чаще: 

Околдует, зазовет 

И на дно утащит.


У кого живот огромный?

Кто веселый, очень скромный?

Неразлучен кто с водой? -

Добрый дядька...


Лес, животных охраняет,

Следы путает, петляет.

То лохматый старичок,

То от дерева сучок!

На коне ты или пеший,

Страх нагонит. Кто он?

Существуют легенды, что русалка, Водяной и Леший населяют Мещеру. Говорят, что поблизости, на старинном Муромском тракте, бывал сам Соловей-разбойник. 

-А теперь мы отправимся в село Кирицы , Спасский район ,чтобы познакомится с 6 чудом Рязанской области.

- Посмотрите на слайд, вам знакомо это место? Опишите его.

Усадьба фон Дервиза  — это удивительный по красоте архитектурный ансамбль. Владельцем этой усадьбы является Павел Григорьевич фон Дервиз.

Про дворец фон Дервиза современники говорили, что «это ожившая сказка: башенки, орлы, арки, лестницы, спускающиеся к прудам, мост любви и статуи кентавров, гроты с настоящими кораллами, которые привозили со Средиземного моря». Есть предположение, что в 1947 году именно здесь снимались эпизоды фильма «Золушка».

Ребята, вот мы с вами оказались внутри загадочного замка Фон Дервиза. Существует легенда что в замке обитает много разных приведений, которые летают по замку и пугают туристов. Давайте вместе попробуем найти всех приведений и поймать их, чтобы уберечь других туристов от потрясений.

Учитель выводит на слайд картинку с замком, на которой дети должны найти приведений. Учитель по очереди каждой команде даёт лазерную указку, чтобы показать приведение.


Сейчас мы с вами отправимся на юго- восток Мещеры

-Отгадайте загадку.

Не рыба , но с чешуйчатым хвостом;

Не землеройка , хоть и с хоботком

Роскошный мех ценней чем у бобра;

Ее жилье – прибрежная нора.

-Где проживает это животное?

Верно. В Окский биосферный заповедник.

Окский государственный заповедник образован в 1935 году.

Сначала заповедник назывался «Окский государственный выхухолевый», так как основной целью его создания было сохранение и увеличение численности русской выхухоли.  Выхухоль это полуслепая, косолапая крыса с перепончатыми лапами и длинным голым хвостом. Сохранив выхухоль, в заповедники занялись распространением бобра, почти полностью исчезнувшего в регионе. С задачей тоже справились в полной мере, теперь завозят на проживание и в соседние области. Поверив с свои силы, взялись за зверя покрупнее.

Что бы узнать какие животные там живут, вам нужно отгадать загадки:

За каждую отгаданную загадку команда получает 1 бал. Отвечает по поднятой руке командир команды.

- Работящие зверьки 
Строят дом среди реки. 
Если в гости кто придет, 
Знайте, что из речки вход! 


-Он из леса вышел снова

Не олень и не корова

Повстречаться на пришлось

Познакомтесь это…


- Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - …


ем-то на быка похож,

Только помощнее,

Обитает он в лесу,

Бороду имеет!


Хищный зверёк, чуть побольше хорька,

Светло-коричневый мех у зверька,

Днём озорница в тайге не ленится,

Прыгает с ветки на ветку.


- Рыжая, изящная,

Есть и черно-бурая.

Пышный хвост. Нестрашная,

С хищной всё ж натурою.

Необычные места, знаменитые места Рязанского края










Дети выполняют задание.

Рязанский кремль.




































Смотрят видео-ролик.


Свято-Иоанно-Богословский монастырь







Пощупово

Византийскими монахами

В землянках

Войско Хана Батыя

Иоан Богослов

Охранную печать (золотую пальцзу)



































Учащиеся читают стихотворения.












Река


Река Пра










Отгадывают.

Ответ: Озера Мещёры

























Русалка





Водяной







Леший






Описывают

















Играют в игру, находят приведений.






Выхухоль

В окском заповеднике




















Бобры





Лось





Журавли





Зубр





Куница





Лиса


Заключительный

Наше занятие подходит к концу, кто мне ответит с какими же чудесами Рязанского края мы познакомились?

- Что узнали нового?

- Что больше всего вам запомнилось?

- Ребята, а в каких местах вы ещё не были? Хотели бы их посетить?

Давайте подсчитаем количество баллов полученных каждой командой и выявим победителя. Победившая команда получает медальку.

- Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие, до свидания.


Называют