СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по курсу "Школа юного астронома"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по курсу "Школа юного астронома"»

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Столбовой Татьяны Дмитриевны

Дата: 12.11.2020 г

Курс: Школа юного астронома

Класс: 4

Руководитель практики: Чащина Татьяна Васильевна Подпись ________________________

Тема: Что можно увидеть на ночном небе?

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся применяют знания об астрономических объектах: планетах, звёздах, созвездиях, метеоров и астероидов; знают название и применение астрономических приборов.

ТЦ: систематизация знаний обучающихся в области астрономии посредством интерактивной игры «Своя игра».

Воспитательная: развивать целостный-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, учатся воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.

Развивающая:

развивать

регулятивные УУД: (умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД: (умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Образовательная: систематизировать знания об астрономических объектах: планетах, звёздах, созвездиях, метеоров и астероидов, названиях и применение астрономических приборов.

Форма занятия: Своя игра

Форма работы: фронтальная, групповая.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

• принцип наглядности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности;

• принцип сознательности и активности;

• принцип психологической комфортности.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъема;

  • воспитание через взаимодействие.

Методы воспитания и обучения:

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха;

поощрение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы по источнику получения новых знаний:

Словесные:

беседа;

объяснение;

рассказ.

Наглядные:

организация наблюдения;

демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

использование игровых форм;

постановка системы перспектив.

Метод закрепления и повторения изученного материала:

Повторение.

Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.

временная работа в группах.

создание креативного поля.

Средства обучения

Демонстрационные: презентация «СВОЯ игра».

Индивидуальные: дневник наблюдений.

Список литературы:

1. ФГОС НОО: текст изм. и доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2011. – 96с.- (работаем по новым стандартам).

3. Методические рекомендации. Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов «ШКОЛА ЮНОГО АСТРОНОМА»,Симонова Елена Николаевна,Солдатенко Лариса Васильевна, 2017.






Ход внеурочного мероприятия

Этап, задача

Методы и приёмы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап (3-4 мин)

Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение

Метод стимулирования деятельности и поведения:

поощрение. Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада вас видеть вас в нашей школе юных астрономов.

- И чтобы настроиться на полезную деятельность, предлагаю вам закрыть глаза подумать о чём-нибудь хорошем!

- Молодцы!

- А теперь выберите смайлик, который показывает ваш настрой на сегодняшнюю работу:

- Сегодня наш помощник звездочёт подготовил нам интересное испытание! Хотите узнать, что это за испытание?

- Тогда вперёд!

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7-10 мин)

Задача: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия.

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение. Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы по источнику получения новых знаний:

Наглядные:

организация наблюдения;

демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования:

поощрение;

использование игровых форм;

постановка системы перспектив.

Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

временная работа в группе.

создание креативного поля.



- А вот и первое испытание нашего звездочёта!

- Чтобы узнать тему нашего занятия, он предлагает выполнить вот такое задание:

Здравствуйте, ребята! Вы уже столько много узнали о нашей Вселенной, планетах и звёздах. Поэтому я предлагаю вам решить вот такую загадку. Я подготовил для вас различные задания: загадки, анаграммы, ребусы и многое другое. Из первых или последних букв, полученных вами ответов, по порядку надо составить 2 слова, и вы узнаете тему занятия!

  1. Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжёт,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печёт? (СОЛНЦЕ) – первая буква

  2. (ВЕНЕРА)первая буква

    3

    1

    5

    4

    2

    И

    О

    Н

    Н

    Р

  3. (ОРИОН) – первая буква

  4. аsсtтrрoоnнoоmмiиyяa (АСТРОНОМИЯ) – последняя буква

  5. икстсвусо (ИСКУССТВО) – первая буква

  6. Созвездие, в честь главного героя древнегреческих мифов известного своими двенадцатью подвигами. (ГЕРАКЛ) – первая буква

  7. (ЮПИТЕР) – последняя буква

  8. (АРМИЛЛА) – первая буква

- Ребята, какие 2 слова у вас получилось? (СВОЯ ИГРА)

ЗВЕЗДОЧЁТ: Правильно, ребята! Вот вы и решили все мои загадки!

- Ребята, чем же мы с вами сегодня будем заниматься? (играть в «СВОЮ ИГРУ»)

- А чему будет посвящена наша сегодняшняя игра? (Астрономии)

- Какую цель мы с вами можем поставить? (Вспомнить и обобщить свои знания в области астрономии)

- Сегодня она будет посвящена нашему ночному небу!

- Но это игра групповая, поэтому разделю вас на группы:

1) Юля – Лиза П

2) Даша О – Лиза М

3) Даша Ш – Женя П

- Теперь подумайте над названием совей группы, первая группа выбирает название, остальные думают над названием своей. 2ая группа? 3ья группа?

- Теперь вам необходимо выбрать капитана! 1ая группа? 2ая группа? 3ья группа?

- Отлично! Команды собраны, капитаны выбраны.

- Напомню вам правила игры:

Правила игры:

  1. В начале каждого раунда объявляются темы и стоимость вопросов.

  2. По жеребьёвке одна из команд выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос.

  3. Время на обсуждение составляет 30 секунд, на сложный вопрос – 40.

  4. По сигналу команды записывают свой вариант в бланк ответа и отдают ведущему.

  5. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса.

  6. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса.

  7. Если команда вообще не дает ответа, то ничего не происходит.

  8. !Самое главное правило! Команды должны работать дружно!

- Раз мы с вами работаем в режиме дистанта, то я буду называть команду, и вы обсуждаете решение. Другие команды молчат и думают над ответом, не отвлекают и не выкрикивают правильный ответ.

- Вам заранее выданы рабочие листы, в них есть таблица раундов и количество баллов, капитан команды заполняет её, а потом подсчитывает баллы, чтобы подвести итог!

- Пора начинать!

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся применяют знания об астрономических объектах: планетах, звёздах, созвездиях, метеоров и астероидов; знают название астрономических приборов.

Деятельностный этап(17-23 мин)

Задача: обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы по источнику получения новых знаний:

Словесные:

беседа;

объяснение;

Наглядные:

организация наблюдения;

демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

использование игровых форм;

Метод закрепления и повторения изученного материала:

Повторение.

Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

временная работа в группах.

создание креативного поля.


*ИГРАЕТ МЕЛОДИЯ ИЗ СВОЕЙ ИГРЫ*

Тема «Планеты».

Вопросы:

10 баллов. Самая близкая планета к Солнцу. (Меркурий)

20 баллов. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

30 баллов. Что это за планета? (Марс)

40 баллов. Планета с самым мощным кольцом? (Сатурн)

50 баллов. Данных планет 4 в нашей Солнечной системе. Все они являются газовыми планетами, обладают значительно большими размерами и массами. (Планеты-гиганты)


Тема «Созвездия».

Вопросы:

10 баллов. Что это за созвездие? (изобр.). (Большая Медведица)

20 баллов. Овен-Лев-Стрелец -

Кто ответит - молодец!

Стихию какую рукою не тронь?

Словом одним назови. То -…? (Огонь)

30 баллов. Кот в мешке. (Вопрос – Что это за созвездие? – изобр.) (Компас)

40 баллов. Что это за созвездие? (изобр.) (Близнецы)

50 баллов. Про какое созвездие идёт речь? Солнце вступало в эту область неба поздней осенью, когда вся природа как бы умирала, чтобы вновь возродиться, подобно богу Дионису, ранней весной следующего года. Солнце считалось “ужаленным” каким-то ядовитым существом, “от того болело” всю зиму, оставалось слабым и бледным. (Скорпион)


Тема «Приборы».

Вопросы:

10 баллов. Что это за прибор? (изобр.). (Телескоп)

20 баллов. Что за прибор (изобр.)? (Армиллярная сфера)

30 баллов. Кто изобрёл первый телескоп? (Галилео Галилей)

40 баллов. Для чего используют армиллярную сферу? (Используют для определения расположения звёзд на небе)

50 баллов. Из каких частей состоит современный телескоп? (Оптическая – линзы, объектив, окуляр, искатель; механическая - штатив)


Тема «Звёзды».

Вопросы:

10 баллов. Эта звезда помогает определять стороны горизонта в ночное время. (Полярная звезда)

20 баллов. Самая близкая к нам звезда? (Солнце)

30 баллов. Разгадайте ребус? (Сириус)

40 баллов. Одна из ярчайших звёзд во Вселенной? (Бетельгейзе)

50 баллов. Кот в мешке (Вопрос: По какой звезде мы можем ориентироваться в дневное время?). (Солнце)


Тема «Метеоры».

Вопросы:

10 баллов. Что это за объект? (изобр). (комета)

20 баллов. Спутник Земли? (Луна)

30 баллов. Как называется явление, при котором большое количество метеоров входит в земную атмосферу и сгорают в ней, образуя «огненный дождь». (Звездопад)

40 баллов. Космическое тело, упавшее на поверхность планеты? (метеорит)

50 баллов. Что разделяет планеты земной группы от планет-гигантов? (Пояс астероидов)


+ гимнастика для глаз (на слайде, перед игрой)

+ физминутка (на слайде) (на 20минуте игры)





Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся применяют знания об астрономических объектах: планетах, звёздах, созвездиях, метеоров и астероидов; знают название и применение астрономических приборов.

Этап контроля (3-4 мин)

Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

Метод закрепления и повторения изученного материала:

Повторение.

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

создание креативного поля.


- Капитаны команды сейчас подсчитывают количество баллов и огласят результаты!

- И так, на первом месте у нас команда…, на втором месте …, на третьем …

- А сейчас я предлагаю вам открыть наш дневник наблюдений и заполнить вот такой кластер:

- Сколько лучей у нашего кластера? (5)

- Что вы в них запишите? (название категорий/тем игры)

- Потом от каждой темы вам надо написать ответы, которые вы запомнили.

- Кто хочет представить свой кластер?

- Отлично! Вижу, что вам понравилась игра!




Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Этап рефлексии (4-5 мин)

Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого - эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества


Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы эмоционального стимулирования:

поощрение;

использование игровых форм;

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.



- Ребята, понравилась ли вам игра?

- Теперь выберите смайлик, который показывает ваше настроение после нашего занятия:

- Какие задания для вас были более интересными?

- Вы узнали что-нибудь новое?

- Как бы вы оценили свою работу в команде?

- Какие качества вам помогли играть в команде?

- Хотите ли вы еще участвовать в таких играх?

- Мне было очень приятно с вами работать и наблюдать за тем, как вы дружно работали в команде! Спасибо! Наше занятие подошло к концу!

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!