СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»»

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



Технологическая карта

Внеурочного занятия по русскому языку

«Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»

Составила студентка331 группы

Богданова Наталья Ивановна

МАОУ СОШ №класс 4 каб.

Дата проведения занятия: 08.12.20.

Смена Номер урока

Начало урока:

ФИО преподавателя-методиста:

Растворова Татьяна Алексеевна

Допущена к проведению внеурочного занятия

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)







План конспекта внеурочного занятия

Тема занятия: Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»

Форма проведения: индивидуальная, парная

Цель: Закрепить знания учащихся об устаревших словах.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с термином «Устаревшие слова»

  2. Познакомить со значением некоторых устаревших слов

  3. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Личностные:

проявлять интерес к новому материалу

стремиться к приобретению новых знаний

управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника

формулировать собственное мнение и позицию

вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в парах

Регулятивные:

контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах;

уметь проводить рефлексию собственной деятельности

Познавательные:

учить извлекать устаревшие слова из текста

способствовать развитию умения аргументировать


Оборудование и материалы: мультимедиа (компьютер, проектор), наглядный материл (карточки с заданиями.





Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Организационный этап

1 минута


- Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Наталья Ивановна и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по русскому языку.

-Вы готовы к нашему занятию?





Готовы


Личностные:

управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Актуализация

Знаний

5 мин

-Ребята, мне почтальон сегодня передал вот такую посылку. На ней подписано для 4 класса. Что же там? (достаю)

-В ней какой-то сундучок, а в нем какие-то слова, давайте их прочитаем. (на доске вывешиваются карточки со словами: керосиновая лампа, чело, лапти, голбец)

-(Имя ученика), прочитай первое слово. (Аналогично с другими словами)

-Ребята, вам понятны эти слова? Можете объяснить, что они обозначают?

-Как вы можем назвать эти слова?


-А вы употребляете такие слова в своей речи?

-А как вы думаете, кто использовал в речи такие слова?



-Возможно, нам этот сундучок передали наши бабушки и дедушки.








Читают слова с доски


Ответы детей


Старые, древние, устаревшие


Нет


Наши бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки




Личностные:

проявлять интерес к новому материалу


стремиться к приобретению новых знаний














Основной этап Открытие нового знания

30 мин









Постановка темы и цели урока урока







Первичная проверка понимания новых знаний






















Проверка полученных знаний





























Физминутка







Закрепление имеющихся новых знаний












Контроль усвоения новых знаний

-Как же правильно называются такие слова?

-(Имя ученика), прочитай со слайда определение. (слайд 1)

- В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?






-С чем будет связано наше сегодняшнее занятие?

-Какую цель мы перед собой поставим?



-Ребята, давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы с вами перемещаемся в прошлое. Путешествовать мы будем по разным станциям. (звучит музыка из былины)

-И первая станция называется «Бабушкин сундучок». Нам предстоит с вами объяснить значение слов из сундучка.

(дети по очереди рассказывают значения слов, если появляются затруднения, то на слайде появляется картинка к этому слову)

-(Имя ученика), как ты думаешь, что такое керосиновая лампа?

Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. (слайд 2)

(Аналогичная работа проводится с другими словами)

Чело-лоб, часть головы (слайд 3)

Яства- еда, кушанье (слайд 4)

Голбец-отгородка или чулан в крестьянской избе (возле русской печи) со спуском в подполье. (слайд 5)

-Молодцы!

-Интересные слова были у наших бабушек?


-Ребята, мы прибыли на следующую станцию, которая называется «Найди меня».

-У вас на партах карточка с текстом, вам необходимо в паре со своим соседом по парте в тексте найти устаревшее слово и подумать над тем, что оно обозначает. (В случае, если ребенок дает неверное определение слову, учитель говорит, что его определение интересное, но правильнее будет звучать так…)

Текст:

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

Избу освещает

Огонек светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца.

Слова:

Лапти- низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину. (слайд 6)

Прялка-приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. (слайд 7)

Прясть- скручивая , делать нити. (слайд 8)

Изба- деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности (слайд 9)

Светец — приспособление для укрепления горящей лучины. А лучина-это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

-Молодцы, вы справились с этим заданием.

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели-вновь за дело.


-Ребята, мы подошли к следующей станции, которая называется «Соедини меня». На ней вам необходимо в паре с соседом по парте к левому столбцу подобрать соответствующий синоним, который находится в правом столбце.

Бры-брови

Зеница-зрачок

Ланиты-щёки

Перст-палец

Выя-шея

Око-глаз

Уста-губы

Вежды-веки

- Молодцы, как вы уже убедились, что даже части человеческого тела заменены на новые, привычные нам слова.

-Мы подошли к станции, которая называется «Найди лишнее». Как вы поняли из названия, то вам необходимо в каждой строчке найти лишнее слово и объяснить почему.

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Нос, рот, очи, уши. (слайд 11)

-Молодцы, вы выполнили задание правильно.

-Мы подошли к станции, которая называется «Русские пословицы». На ней вам необходимо найти в пословице устаревшие слова, и заменить их современными словами-синонимами и назвать новые предложения с этими словами. (слайд 12). Отвечаем по очереди, по поднятой руке.

1. молчится-говорится

2. млад-молод

3. око-глаз

4. кошель-кошелек

5. грош-очень низкая цена (очень мало)

6. зеница ока-зрачок глаза. Относиться очень бережливо

7. тороватый-щедрый

8. прореха-дыра

9. мал-маленький

10. перст-палец

11. потеха-забава развлечение

-Вот мы подошли к последней станции, которая называется «Кто куда». На ней вам необходимо распределить устаревшие слова по группам.

Еда: кулебяка, коврига,

Посуда: лохань, ступа, квашня, корчага, ушат,

Одежда: кафтан, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк,

Женские головные уборы: кокошник, повойник



Читает определение со слайда

Потому что меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, вместе с ним уходит и слово.

С устаревшими словами

Узнаем какие слова относятся к устаревшим и узнаем из значения.


С Устаревшими словами


Побольше узнать о таких словах, узнать значения слов














Ответы детей













Да






Ищут устаревшие слова в тексте и определяют их значение
































Выполняют физкультминутку





Подбирают к устаревшему слову синоним
















Находят из ряда слов одно лишнее



Словесный метод











































Наглядный метод

Прием: работа с текстом
































Наглядный метод















Прием: «убери лишнее»






Коммуникативные:

уметь слушать собеседника

















































Коммуникативные:

вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в парах


Познавательные:

Учить извлекать устаревшие слова из текста






























Регулятивные:

контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах;









Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию


Познавательные:

способствовать развитию умения аргументировать



Рефлексия

5 мин

Закончим наше занятие интересным заданием, которое называется «Все в твоих руках». (используется слайд- рисунок ладошки)

Возьмите альбомный лист, где обведена ваша левая рука. Каждый палец-это какая-то позиция, по которой нужно высказать свое мнение по -нашему занятию, закрасив пальчики в соответствующие цвета, которые указаны на доске.

-Поднимите свои ладошки над головой.

-Какие интересные ладошки у нас получились.

На этом наше занятие закончилось. До свидания!


Рисуют ладошки на альбомном листе












До свидания


Регулятивные:

Уметь проводить рефлексию собственной деятельности