Актуализация Знаний 5 мин | -Ребята, мне почтальон сегодня передал вот такую посылку. На ней подписано для 4 класса. Что же там? (достаю) -В ней какой-то сундучок, а в нем какие-то слова, давайте их прочитаем. (на доске вывешиваются карточки со словами: керосиновая лампа, чело, лапти, голбец) -(Имя ученика), прочитай первое слово. (Аналогично с другими словами) -Ребята, вам понятны эти слова? Можете объяснить, что они обозначают? -Как вы можем назвать эти слова? -А вы употребляете такие слова в своей речи? -А как вы думаете, кто использовал в речи такие слова? -Возможно, нам этот сундучок передали наши бабушки и дедушки. | Читают слова с доски Ответы детей Старые, древние, устаревшие Нет Наши бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки | | Личностные: проявлять интерес к новому материалу стремиться к приобретению новых знаний |
Основной этап Открытие нового знания 30 мин Постановка темы и цели урока урока Первичная проверка понимания новых знаний Проверка полученных знаний Физминутка Закрепление имеющихся новых знаний Контроль усвоения новых знаний | -Как же правильно называются такие слова? -(Имя ученика), прочитай со слайда определение. (слайд 1) - В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит? -С чем будет связано наше сегодняшнее занятие? -Какую цель мы перед собой поставим? -Ребята, давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы с вами перемещаемся в прошлое. Путешествовать мы будем по разным станциям. (звучит музыка из былины) -И первая станция называется «Бабушкин сундучок». Нам предстоит с вами объяснить значение слов из сундучка. (дети по очереди рассказывают значения слов, если появляются затруднения, то на слайде появляется картинка к этому слову) -(Имя ученика), как ты думаешь, что такое керосиновая лампа? Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. (слайд 2) (Аналогичная работа проводится с другими словами) Чело-лоб, часть головы (слайд 3) Яства- еда, кушанье (слайд 4) Голбец-отгородка или чулан в крестьянской избе (возле русской печи) со спуском в подполье. (слайд 5) -Молодцы! -Интересные слова были у наших бабушек? -Ребята, мы прибыли на следующую станцию, которая называется «Найди меня». -У вас на партах карточка с текстом, вам необходимо в паре со своим соседом по парте в тексте найти устаревшее слово и подумать над тем, что оно обозначает. (В случае, если ребенок дает неверное определение слову, учитель говорит, что его определение интересное, но правильнее будет звучать так…) Текст: В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лен прядет. Избу освещает Огонек светца; Зимний вечер длится, Длится без конца. Слова: Лапти- низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину. (слайд 6) Прялка-приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. (слайд 7) Прясть- скручивая , делать нити. (слайд 8) Изба- деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности (слайд 9) Светец — приспособление для укрепления горящей лучины. А лучина-это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. -Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели-вновь за дело. -Ребята, мы подошли к следующей станции, которая называется «Соедини меня». На ней вам необходимо в паре с соседом по парте к левому столбцу подобрать соответствующий синоним, который находится в правом столбце. Бры-брови Зеница-зрачок Ланиты-щёки Перст-палец Выя-шея Око-глаз Уста-губы Вежды-веки - Молодцы, как вы уже убедились, что даже части человеческого тела заменены на новые, привычные нам слова. -Мы подошли к станции, которая называется «Найди лишнее». Как вы поняли из названия, то вам необходимо в каждой строчке найти лишнее слово и объяснить почему. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. Пальто, плащ, шуба, кафтан. Стол, утюг, коромысло, кастрюля. Нос, рот, очи, уши. (слайд 11) -Молодцы, вы выполнили задание правильно. -Мы подошли к станции, которая называется «Русские пословицы». На ней вам необходимо найти в пословице устаревшие слова, и заменить их современными словами-синонимами и назвать новые предложения с этими словами. (слайд 12). Отвечаем по очереди, по поднятой руке. 1. молчится-говорится 2. млад-молод 3. око-глаз 4. кошель-кошелек 5. грош-очень низкая цена (очень мало) 6. зеница ока-зрачок глаза. Относиться очень бережливо 7. тороватый-щедрый 8. прореха-дыра 9. мал-маленький 10. перст-палец 11. потеха-забава развлечение -Вот мы подошли к последней станции, которая называется «Кто куда». На ней вам необходимо распределить устаревшие слова по группам. Еда: кулебяка, коврига, Посуда: лохань, ступа, квашня, корчага, ушат, Одежда: кафтан, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, Женские головные уборы: кокошник, повойник | Читает определение со слайда Потому что меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, вместе с ним уходит и слово. С устаревшими словами Узнаем какие слова относятся к устаревшим и узнаем из значения. С Устаревшими словами Побольше узнать о таких словах, узнать значения слов Ответы детей Да Ищут устаревшие слова в тексте и определяют их значение Выполняют физкультминутку Подбирают к устаревшему слову синоним Находят из ряда слов одно лишнее | Словесный метод Наглядный метод Прием: работа с текстом Наглядный метод Прием: «убери лишнее» | Коммуникативные: уметь слушать собеседника Коммуникативные: вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в парах Познавательные: Учить извлекать устаревшие слова из текста Регулятивные: контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: способствовать развитию умения аргументировать |