СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по сказке А.С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по сказке А.С. Пушкина»

Внеклассное занятие с элементами сказкотерапии по литературному чтению «Сказка ложь, да в ней намёк…»

(по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Цель: продолжить работу по формированию нравственных качеств учащихся на основе анализа художественных произведений.

Задачи:

- создать условия для формирования умения анализировать сказку и выражать своё отношение к её героям;

-формировать умение понимать настроение и чувства других людей на основе образов героев сказок;

- продолжить работу по формированию эмоционально-выразительных средств учащихся;

- развивать фразовую речь в процессе ответа на вопросы, продолжить обогащение словарного запаса детей;

- развивать фантазию и творческое воображение.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Мотивационый этап

- Ребята, какую сказку вы перечитали дома?

- Какие чувства у вас возникли после прочтения этой сказки?

- А хотелось бы вам ещё раз повстречаться с героями этой сказки?

- Всё ли мы успели обсудить на уроке знакомства с этой сказкой?

-Давайте попробуем определить тему и цель нашего занятия.

- Сегодня мы ещё раз с вами погрузимся в увлекательный сюжет сказки «О рыбаке и рыбке» и обсудим её.

- По ходу работы мы с вами будем встречаться со словами, значение которых, возможно, вызовет у вас затруднения. В помощь вам на партах лежат словарь, который составлен именно к этой сказке.

3. Вхождение в сказку

Видеоролик «Начало сказки. Сказительница»

  1. Основная часть

а) Работа над содержанием и образами героев сказки

Слайд 2 Жил старик со своею старухой у самого синего моря

-Ребята, давайте перенесёмся в то место, где жили наши герои и послушаем это море (аудиозапись шума моря)

Слайд 3 Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

- Что такое невод? Посмотрите значение этого слова в словарике.

- Можно ли сказать, что старик со старухой жили богато?

- Были ли они бездельниками? (нет, старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу)

Слайд 4 Раз он в море закинул невод –

Пришел невод с одною тиной.

Слайд 5 Он в другой раз закинул невод –

Пришел невод с травою морскою

- Как вы думаете, какое чувство было в этот момент у старика?

Упражнение невод. Тянем долго тяжело, а там- ничего.

- Давайте попробуем изобразить это мимикой, те выражением вашего лица (упражнение)

Слайд 6 В третий раз

Закинул он невод,

Пришел невод

С одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -

Золотою.

- А какое теперь чувство было у старика? (удивление) (присели за парты)

- Давайте изобразим это мимикой (упражнения).

Слайд 6 Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь»

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Значение слова « старче»?

- Как могла произносить свои слова рыбка? (с грустью, жалобно)

- Проговорить выделенные слова соответствующим голосом.

Слайд 7 Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

И, плеснув хвостом по воде, рыбка уплыла в море.

- Проговорить выделенные слова соответствующим голосом.

- Почему старик ничего не попросил у рыбки? (он был добрый) На доске появляется слово «доброта».

Слайд 8 Воротился старик к старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

- Что обозначает слово «забранила», « простофиля»?

- Почему она заругала старика? Вам жаль старуху? Они жили где?

- "Старика старуха забранила". Как вы понимаете это? Когда чело­век ругается, то лицо у него какое становится? (Сердитое, злое, твердое, напряженное...) А голос какой? (Резкий, громкий, неприятный, злой...)

Сейчас вы все будете "старухи". Покажите мне, как выглядит злая старуха. Хорошо. Руки можно упереть в бока. А теперь по очереди кричите на "старика": "Дурачина ты, простофиля!" Можно и ногой притопнуть. ( в парах)

Слайд 9

Вот пошел он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

- Почему разыгралось море?

Слайд 10 Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

« Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет вам новое корыто».

-Довольна ли была старуха?

Слайд 11

Еще пуще старуха бранится:

«Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу»…

- Что означает слово «бранится»?

- Как она сейчас говорит свои слова? (сердито, руки поставила вбок)

- Попробуем сказать это так же.

- Что на этот раз попросила старуха?

- Исполнила это желание рыбка?

Слайд 12 «Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черною крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой»

- Значение слов « столбовая дворянка»

- Проговорить выделенные слова соответствующим голосом (притопнуть).

- Почему старуха с каждым разом всё больше сердится?

- Выполнила рыбка это желание? Ребята, а почему она исполняла все желания, несмотря на то, что сердилась ? (подводим детей к слову «благодарность»)

-Каким было следующее желание старухи? Слайд 13

-Почему она хотела стать царицей? (хотела власти, богатства)

-Слайд13 -Почему море стало таким? (чувствуется приближение беды)

5. Физминутка Упражнение "Сильные волны"

— Бегут по морю волны одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Встаньте в кружок, возьмитесь за руки. Я приседаю, за мной следую­щий, за ним другой, и так далее, пока все не присядем... Потом я встаю, и по очереди встает каждый. Затем снова присядем... Видите, как кра­сиво бегут волны: то вверх, то вниз...

6. Продолжение работы по теме занятия

- Попробуем , как это быть царицей…

Упражнение "Грозная царица"

Один ребенок становится "царицей", остальные — "слугами". "Ца­рице" надевают на голову корону и усаживают на высокий стул. "Цари­ца" с помощью ведущего отдает приказания "слугам". "Слуги" послушно их выполняют. Приказания могут быть самые разнообраз­ные. Например, подать воображаемые кушанья, стать стражей возле "царицы", прогнать "старика". А "царица" Должна капризничать, захо­теть танцевать или петь. А слуги во всем ей подчиняются со словами "Слушаюсь, ваше величество".

- Как поступила старуха с мужем, когда стала царицей? Изменилась ли она с начала сказки? Вам жалко старика?

- А почему же тогда он исполняет все её желания? (любит её)

На доске появляется новое слово «любовь»

Слайд 14 Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Океяне море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.

- Что значит «владычица»?

Слайд 15 - Какое море на этот раз?

Слайд 16 Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

(Ей старик с поклоном ответил).

_ Проиграть поклон и просьбу

- Что попросил старик? Почему он сделал это с поклоном? На доске появляется слово «уважение»

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море…

- Почему рыбка ничего не сказала?

Слайд 17

Долго у моря ждал он ответа…

- Почему он долго ждал он ответа?

Слайд 18 Не дождался, к старухе воротился,

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед ней разбитое корыто.

-Какие чувства теперь у старика? Давайте попробуем изобразить (упражнения)

-Ребята, а сейчас какие чувства у вас по отношению к старухе? На доске появляется слово «жалость»

- Как её можно её утешить? Есть такой приём. Называется «платок». Вызвать несколько человек и укрыть платком.

- Какие чувства возникли, когда укрывают платком? (теплота, спокойствие и т д) Можно добавить несколько теплых слов.

Б) Характеристика героев

- Сейчас я предлагаю вам дать характеристику героям сказки, используя опорные слова.

Работа в парах. Каждый вариант даёт характеристику своему герою (3 группы). Вы можете добавить и свои слова.

Выступление ребят.

- Как вы думаете, кого из своих героев автор больше любит? (рыбку) Почему? Потому что автор показал рыбку воспитанной, вежливой, честной, справедливой…

В) Выделение главной мысли текста

- В этой сказке старик и старуха проходят испытание. Чем?

Золотая рыбка-это символ богатства. Прошли ли они это испытание богатством?

К сожалению, они этот шанс упустили.

- По-вашему, на каком моменте нужно было остановиться старухе, чтобы всё закончилось хорошо?

Каждая сказка А.С. Пушкина – это наука о жизни. Какова главная мысль этой сказки?

-Выберите пословицу, которая выражает основную мысль сказки (пословицы на партах)

7. Подведение итогов

- В жизни бывает очень много испытаний, но нужно уметь выдерживать их с достоинством. И если судьба даёт шанс, нужно с умом использовать его. - Недаром говорят: « Сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».

Вывод . Сказки учат нас чему-то хорошему, а эта сказка чему нас научила? (обращаемся к словам на доске: доброта, уважение, любовь, жалость, благодарность). В этой сказке у героев нет имён. Автор называет их просто старик и старуха. Мы не знаем, какого они рода, национальности. Ведь это могли быть и грузины, и армяне, и русские, и татары…Но эти понятия ( слова на доске) разные у разных народов? (нет, они везде одинаково)

8. Рефлексия

- У вас на столах лежат «золотые» рыбки. Сейчас вы можете загадать и написать своё желание на них. Но помните: оно у вас одно.

Пишут желания (музыка « Сказки гуляют по свету»). Озвучивают по желанию и прикрепляют на доску, оформленную в виде аквариума.

9. Домашнее задание: придумать продолжение сказки:

«.. Старуха пришла к морю, а рыбка ей сказала…»



























Приложения

Пословицы

  1. Век живи, век учись.

  2. Волков бояться – в лес не ходить.

  3. За большим погонишься, малого не увидишь.



Пословицы

  1. Век живи, век учись.

  2. Волков бояться – в лес не ходить.

  3. За большим погонишься, малого не увидишь.



Пословицы

  1. Век живи, век учись.

  2. Волков бояться – в лес не ходить.

  3. За большим погонишься, малого не увидишь.



Пословицы

  1. Век живи, век учись.

  2. Волков бояться – в лес не ходить.

  3. За большим погонишься, малого не увидишь.



Пословицы

  1. Век живи, век учись.

  2. Волков бояться – в лес не ходить.

  3. За большим погонишься, малого не увидишь.

Рыбка : добрая, злая, честная, хитрая, вежливая, грубая, терпеливая, гордая, справедливая.

Старик: добрый, хитрый, злой, безотказный, трудолюбивый, несчастный.

Старуха: злая, жадная, заботливая, неблагодарная, воспитанная.



Рыбка : добрая, злая, честная, хитрая, вежливая, грубая, терпеливая, гордая, справедливая.

Старик: добрый, хитрый, злой, безотказный, трудолюбивый, несчастный.

Старуха: злая, жадная, заботливая, неблагодарная, воспитанная.



Рыбка : добрая, злая, честная, хитрая, вежливая, грубая, терпеливая, гордая, справедливая.

Старик: добрый, хитрый, злой, безотказный, трудолюбивый, несчастный.

Старуха: злая, жадная, заботливая, неблагодарная, воспитанная.



Рыбка : добрая, злая, честная, хитрая, вежливая, грубая, терпеливая, гордая, справедливая.

Старик: добрый, хитрый, злой, безотказный, трудолюбивый, несчастный.

Старуха: злая, жадная, заботливая, неблагодарная, воспитанная.



Рыбка : добрая, злая, честная, хитрая, вежливая, грубая, терпеливая, гордая, справедливая.

Старик: добрый, хитрый, злой, безотказный, трудолюбивый, несчастный.

Старуха: злая, жадная, заботливая, неблагодарная, воспитанная.



Рыбка : добрая, злая, честная, хитрая, вежливая, грубая, терпеливая, гордая, справедливая.

Старик: добрый, хитрый, злой, безотказный, трудолюбивый, несчастный.

Старуха: злая, жадная, заботливая, неблагодарная, воспитанная.









Любовь

Уважение

Жалость

Благодарность

Доброта

Словарь

Бранить – ругать

Владычица – повелительница

На посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения

Невод – большая рыболовная сеть

Очи – глаза

Простофиля – глупый, несообразительный человек

Старче – старик

Столбовая дворянка – дворянка из старинного рода

Пряник печатный – пряник с выдавленными на нём узорами



Словарь

Бранить – ругать

Владычица – повелительница

На посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения

Невод – большая рыболовная сеть

Очи – глаза

Простофиля – глупый, несообразительный человек

Старче – старик

Столбовая дворянка – дворянка из старинного рода

Пряник печатный – пряник с выдавленными на нём узорами



Словарь

Бранить – ругать

Владычица – повелительница

На посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения

Невод – большая рыболовная сеть

Очи – глаза

Простофиля – глупый, несообразительный человек

Старче – старик

Столбовая дворянка – дворянка из старинного рода

Пряник печатный – пряник с выдавленными на нём узорами



Словарь

Бранить – ругать

Владычица – повелительница

На посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения

Невод – большая рыболовная сеть

Очи – глаза

Простофиля – глупый, несообразительный человек

Старче – старик

Столбовая дворянка – дворянка из старинного рода

Пряник печатный – пряник с выдавленными на нём узорами