Внеурочное занятие по теме «Бегом по миру зверей»
Провела учитель начальных классов Савенкова Ирина Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ «Черемисиновская СОШ имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» Черемисиновского района Курской области
Класс: 4.
Задачи занятия:
- систематизировать и обогатить имеющиеся у учащихся знания о млекопитающих;
- способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти учащихся;
- закрепить навыки работы учащихся в группах, парах и индивидуально;
- способствовать воспитанию бережного отношения к млекопитающим и окружающему миру.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Оборудование и материалы: литература по теме, иллюстрации млекопитающих, бумага, ручки, карандаши, кроссворды «Рукокрылые» и «Парнокопытные», карточки для игр «Правда — ложь», «Я знаю», «Ёж и крот», надписи «Правда» и «Ложь», загадки о грызунах, мяч, 2 стакана, вода.
Ход занятия:
Организационный этап. Эмоциональный настрой.
Дети! Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.
Улыбнитесь! Пусть наша жизнь станет хоть на капельку радостнее и добрее.
Введение в тему. Мотивационный этап.
Планета голубая,
Любимая родная,
Она твоя, она моя,
А называется …Земля.
Слайд «Планета Земля»
Мы продолжаем с вами занятия внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира».
Мы часто с вами говорим о природе, уже знаем много о ней, знаем её тайны и причуды. Мир природы – это растения, животные (птицы, насекомые, рыбы, звери). Он такой разнообразный и неповторимый.
На прошлом занятии мы работали по теме «Земля – наш общий дом» (слайд «Земля – наш общий дом») и познакомились с группой животных, которая называется млекопитающие или звери, с особенностями их внешнего вида, отличиями от других групп, а также с некоторыми её представителями.
Сегодня мы продолжаем работу и тема нашего занятия из курса «Занимательная биология» «Бегом по миру зверей».
Цель: закрепление представления учащихся о млекопитающих, расширение знаний о животных Курской области.
-А чем отличается группа млекопитающих от других животных?
3. Работа по теме занятия. Познавательный этап.
Млекопитающие – это очень много видов животных, относящихся к 6 группам.
На доске:
НАСЕКОМОЯДНЫЕ
РУКОКРЫЛЫЕ
ХИЩНЫЕ
ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ
ГРЫЗУНЫ
ПАРНОКОПЫТНЫЕ
Предлагаю в игровой форме познакомиться с представителями этих групп.
1. Рукокрылые — 18 видов.
Мини-рассказ.
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. Кто это? (Летучая мышь.)
Рукокрылые или летучие мыши ведут ночной образ жизни, а днём отдыхают, спрятавшись в кронах деревьев, в пещерах или в нежилых постройках. Рукокрылые питаются насекомыми и некоторыми другими беспозвоночными. Спят, повиснув вниз головой, держась задними лапками за ветку или выступ. Некоторые из них зимой впадают в спячку, другие улетают туда, где тепло и есть пища. Например, рыжая вечерница совершает перелёт до 2347 км. Летучие мыши ориентируются в темноте и отыскивают добычу благодаря хорошему слуху.
Игра «Летучая мышь»
Цель: продемонстрировать, как рукокрылые ориентируются в пространстве (опираясь на слух, угадать звуки и определить, в какой они стороне).
Материалы: 2 стакана, вода, карандаш, лист бумаги.
Ход игры:
С закрытыми глазами угадать звуки и определить, откуда они исходят. Звуки: шелест бумаги, переливание воды, стук карандаша о стол, хлопок в ладоши и др. Двое-трое учащихся пробуют себя в качестве «летучих мышей» и делятся впечатлениями.
2. Зайцеобразные – 2 вида.
У нас обитает 2 вида зайцев: беляк и русак.
Виды записываются на доске.
Они в чём-то похожи, а в чём-то имеют различия. Мы познакомимся с этими видами благодаря игре «Правда–ложь».
Игра «Правда–ложь»
Правила: на одной стене комнаты висит надпись «Правда», а на второй — «Ложь». Педагог произносит утверждение, а ребята определяют, правда, это или ложь, и подбегают к соответствующей надписи.
Утверждения:
1. Заяц-русак живёт в лесу (ложь).
2. Заяц-беляк зимой белый (правда).
3. Русак крупнее беляка (правда).
4. Беляк живёт в лесу (правда).
5. Русак зимой белый (ложь).
6. Беляк бегает быстрее русака (ложь).
7. Русак живёт на лугу (правда).
8. Зимой у беляка кончики ушей чёрные (правда).
9. Русак меньше беляка (ложь).
10. Зайцы — хищники (ложь).
11. Зайцы питаются травой и ветками деревьев и кустарников (правда).
3. Парнокопытные — 5 видов.
Мини-рассказ.
Всех парнокопытных объединяет схожее строение конечностей: у них парное число пальцев на передних и задних ногах, каждый палец заканчивается копытом. Пищей им служат растения (растительноядные). Некоторые поглощают пищу торопливо, постоянно ожидая хищников. Потом в укромном месте они отрыгивают её небольшими порциями и тщательно пережёвывают. Этих парнокопытных называют жвачными. Другая группа парнокопытных прожёвывает еду сразу, её представителей называют нежвачными. Рога есть только у жвачных животных. Какой зверь занесён в «Красную книгу?»
Кроссворд «Парнокопытные»
Необходимо найти и прочитать названия парнокопытных, . Ребята выполняют задания в парах. Кто первый выполнил, тот победил.
(Ответ: лось, кабан, косуля, олень, зубр.)
Какое из этих животных самое крупное? (зубр)
Кто из нежвачных парнокопытных обитает у нас? (кабан)
Виды парнокопытных записываются на доске.
4. Хищные — 15 видов.
Мини-рассказ.
Хищники — это животные, которые охотятся на других животных и питаются их мясом. У них всё предназначено для охоты: тонкий нюх, чтобы почуять жертву, тонкий слух, чтобы уловить малейшие шорохи, острые зубы и когти, чтобы вцепиться в добычу. Хищники являются санитарами, уничтожая, прежде всего больных, ослабленных животных, а также регуляторами численности копытных, грызунов и др.
Игра «Портретная галерея»
Правила: иллюстрации животных (волка, медведя, лисы, рыси, барсука, выдры) располагают на столе вниз рисунком. Ребята делятся на пары. По очереди выходят и выбирают иллюстрацию, не показывая её. Рассказывают о том, кто изображён, своему партнёру, не называя. Тот должен угадать. Например: это хищник, питается оленями, живёт в логове, серой окраски, образует стаи (волк).
-Какие звери «лишние»? Почему? (Они не обитают в Курской области.
Виды хищников записываются на доске.
5. Насекомоядные — 12 видов.
Мини-рассказ.
Все насекомоядные имеют ряд общих признаков: основная пища — насекомые, маленький размер, удлинённый нос, хорошее обоняние, плохое зрение. Обитает несколько видов бурозубок, белозубок, кутор, а также ёж и крот.
Виды насекомоядных записываются на доске.
Игра «Ёж и крот»
Правила: учащиеся делятся на две команды и получают наборы карточек. На карточках даны высказывания, характеризующие ежа или крота. Необходимо их рассортировать в две стопки. Чья команда выполнила задание быстрее, та победила.
Высказывания:
У меня есть колючки (ёж).
Я очень плохо вижу (крот).
Я могу съесть змею (ёж).
Я живу под землёй (крот).
Я зимой сплю (ёж).
Я лакомлюсь дождевыми червями (крот).
Я делаю запасы на зиму (крот).
Я люблю украшать себя, например, яблоком (ёж).
6. Грызуны — 25 видов.
Конкурс «Угадай-ка»
Предлагается разгадать загадки.
1. Устелет мхом она дупло,
Зимою будет там тепло!
Натащит вдоволь для детишек
Орехов, желудей и шишек
И нагрызёт их мелко-мелко
Заботливая мама… (Белка).
2. Позапасливей всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. (Хомяк.)
3. Ветки носят, глину роют.
На реке плотину строят.
У плотины там и тут
В круглых домиках живут. (Бобры.)
4. Зубы точит,
В полу дверь сделать хочет. (Мышь.)
5. Этот зверь побольше мыши
Всё грызёт вокруг себя.
Осторожен, несомненно
И опасен иногда. (Крыса.)
Отгадки записываются на доске.
Затем педагог спрашивает ребят, что общего между этими зверями.
Мини-рассказ.
Грызуны, как никто другой, приспосабливаются к самым различным условиям обитания. Большинство питаются травами, плодами и семенами растений, корнями и даже древесиной. Численность грызунов сильно колеблется из года в год, в зависимости от погодных условий, наличия хищников и борьбы человека с грызунами (мышами и крысами). Причина — в большой плодовитости большинства видов. Кроме белки, бобра, хомяка, мышей и крыс в Курской области ещё обитают полёвки, сони и суслик. 6 видов грызунов занесены в Красную книгу.
Виды грызунов записываются на доске.
Физкультминутка (1-2 мин)
Предлагается игра для желающих «Кто как ходит?»(Показывают «походки» различных животных.
Игра «Хищники и парнокопытные»
Цель: закрепить и расширить знания ребят о хищных и парнокопытных млекопитающих.
Материалы: литература, бумага, ручки.
Ход игры:
Ребята делятся на две команды. Команда «Хищники» составляет 5 вопросов о хищниках , а команда «Парнокопытные» — 5 вопросов о парнокопытных . После этого они по очереди задают вопросы друг другу. Если команда ответила на вопрос, ей засчитывается балл, если нет, то балл засчитывается команде, задававшей вопрос.
1-я команда
Какой хищный зверь любит малину? (Медведь.)
Какие хищники собираются в стаи? (Волки.)
Какой хищник хорошо плавает? (Выдра.)
Какие хищники спят зимой? (Барсук, медведь.)
У какого хищника кисточки на ушах? (Рыси.)
2-я команда
Какой парнокопытный любит жёлуди? (Кабан.)
Назовите самого крупного оленя в мире. (Лось.)
Кого из парнокопытных называют благородным? (Оленя.)
Назовите самого маленького оленя. (Косуля.)
Кого из парнокопытных можно встретить в Красной книге? (Зубра.)
V. Контрольно-коррекционный этап.
Игра «Угадай, какой ты зверь?»
Цель: закрепить знания учащихся об особенностях внешнего вида, повадках зверей,
принадлежности их к той или иной группе.
Материалы: картинки с изображением зверей, булавки.
Ход игры:
Педагог прикрепляет (по очереди) на спину учащемуся картинку с изображением животного. Затем показывает остальным детям, в кого он «превратился». «Зверь» задаёт вопросы, пытаясь узнать и отгадать, кто он.
-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
-Кого называют «листопадничками»?
-Это животное лечится мухоморами.
-Кто из зверей бегает быстрее всех?
-Закончи фразу : «Упрямый, как …
-Закончи фразу: «Бестолковый, как …
VI. Рефлексия.
Ребятам предлагается продолжить фразу: «Если бы я был (а) зверем, то я бы был(а) …» и объяснить почему.
-Достигнута ли цель нашего занятия?
Итог занятия.
Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живёт человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны. Земля –наш общий дом для всех, кто на ней живёт. Она всем нужна, и все, кто на ней живёт, тоже нужны Земле.
Просмотр видеоролика «Берегите животных».
Мини-рассказ.
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. Кто это? (Летучая мышь.)
Рукокрылые или летучие мыши ведут ночной образ жизни, а днём отдыхают, спрятавшись в кронах деревьев, в пещерах или в нежилых постройках. Рукокрылые питаются насекомыми и некоторыми другими беспозвоночными. Спят, повиснув вниз головой, держась задними лапками за ветку или выступ. Некоторые из них зимой впадают в спячку, другие улетают туда, где тепло и есть пища. Например, рыжая вечерница совершает перелёт до 2347 км. Летучие мыши ориентируются в темноте и отыскивают добычу благодаря хорошему слуху.
Мини-рассказ.
Всех парнокопытных объединяет схожее строение конечностей: у них парное число пальцев на передних и задних ногах, каждый палец заканчивается копытом. Пищей им служат растения (растительноядные). Некоторые поглощают пищу торопливо, постоянно ожидая хищников. Потом в укромном месте они отрыгивают её небольшими порциями и тщательно пережёвывают. Этих парнокопытных называют жвачными. Другая группа парнокопытных прожёвывает еду сразу, её представителей называют нежвачными. Рога есть только у жвачных животных.
Мини-рассказ.
Хищники — это животные, которые охотятся на других животных и питаются их мясом. У них всё предназначено для охоты: тонкий нюх, чтобы почуять жертву, тонкий слух, чтобы уловить малейшие шорохи, острые зубы и когти, чтобы вцепиться в добычу. Хищники являются санитарами, уничтожая, прежде всего больных, ослабленных животных, а также регуляторами численности копытных, грызунов и др.
Мини-рассказ.
Грызуны, как никто другой, приспосабливаются к самым различным условиям обитания. Большинство питаются травами, плодами и семенами растений, корнями и даже древесиной. Численность грызунов сильно колеблется из года в год, в зависимости от погодных условий, наличия хищников и борьбы человека с грызунами (мышами и крысами). Причина — в большой плодовитости большинства видов. Кроме белки, бобра, хомяка, мышей и крыс в Курской области ещё обитают полёвки, сони и суслик. 6 видов грызунов занесены в Красную книгу.
1-я команда
Какой хищный зверь любит малину? (Медведь.)
Какие хищники собираются в стаи? (Волки.)
Какой хищник хорошо плавает? (Выдра.)
Какие хищники спят зимой? (Барсук, медведь.)
У какого хищника кисточки на ушах? (Рыси.)
2-я команда
Какой парнокопытный любит жёлуди? (Кабан.)
Назовите самого крупного оленя в мире. (Лось.)
Кого из парнокопытных называют благородным? (Оленя.)
Назовите самого маленького оленя. (Косуля.)
Кого из парнокопытных можно встретить в Красной книге? (Зубра.)
-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
-Кого называют «листопадничками»?
-Это животное лечится мухоморами.
-Кто из зверей бегает быстрее всех?
-Закончи фразу : «Упрямый, как …
-Закончи фразу: «Бестолковый, как …
НАСЕКОМОЯДНЫЕ
РУКОКРЫЛЫЕ
ХИЩНЫЕ
ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ
ГРЫЗУНЫ
ПАРНОКОПЫТНЫЕ
У меня есть колючки .
Я очень плохо вижу .
Я могу съесть змею .
Я живу под землёй .
Я зимой сплю .
Я лакомлюсь дождевыми червями .
Я делаю запасы на зиму.
Я люблю украшать себя, например, яблоком .