СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие « « Путешествие в страну забытых игр».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие « « Путешествие в страну забытых игр».»

     Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки

воспитательных мероприятий.









Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Тематическое направление



« Путешествие в страну забытых игр».

Тема методической разработки















Вилкова Татьяна Анатольевна

Учитель начальных классов

МОУ «Кораблинская средняя школа

им. Героя РФ И.В.Сарычева»



2023 год

                                                 

«О радость жизни, детская игра,

век не уйти с соседнего двора.

За мной явилась мать, но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами»      

В. Берестов.

  1. Пояснительная записка.

Здоровье – одна из самых главных и важных составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.

 Растить подрастающее поколение здоровыми - одна из важных и приоритетных задач. Проблема сохранения здоровья назревает с каждым годом все сильнее. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90% детей 1-4 классов уже имеют отклонения физического и психического здоровья.

Помощником и средством укрепления здоровья всегда была детская игра, особенно подвижная. Ведь не зря говорят: движение – это жизнь.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры и лишь немногие из них проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми со дворов и улиц исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. Оглядываем опустевшие дворы и вспоминаем наши исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас взрослыми. Главное, что мы всегда были на улице, всегда с друзьями, и мы были веселы и здоровы. Теперешние многие дети сидят все зеленые (от недостатка солнца и кислорода) дома и друзей у них практически нет. Им нет необходимости видеться, потому что они всегда ОНЛАЙН. Это печально. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки подходов к сохранению здоровья детей, его формированию и развитию.

Считаю, на помощь должны прийти давно забытые дворовые игры. Те подвижные игры, на которых выросло целое поколение еще работающих учителей.

Давно известно, что игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества. Игра является одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления.

В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры отличаются большой эмоциональностью. При правильной организации и проведении они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. Детей в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности, инициативы. В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют их индивидуальные особенности. Во время игр дети всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр вынуждают их к сдержанности. Игры на свежем воздухе оказывают большое оздоровительное воздействие, улучшают деятельность всего организма и используются как средство активного отдыха.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Новизна воспитательного мероприятия в том, что я предлагает вспомнить и возродить забытые игры. Вернуть их детям. Научить их играть в эти игры. Погрузиться в мир забытых детских игр их бабушек, дедушек и некоторых родителей. Ведь игры их детства – это представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Одной из причин распространения жестокости среди подростков является разрозненность, отсутствие доброго коллективного общения и понимания. Утрачены традиции, забыты правила старинных народных подвижных игр, которые могут настроить нас только на позитивное общение, придать заряд бодрости, развить воображение, выявить лидера в команде игроков, воспитать в себе терпимость, закалить характер. Игра - это ценнейшее средство всестороннего развития личности ребенка, воспитание таких нравственных качеств как: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Весёлые подвижные игры – это детство. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Современное поколение предпочитают проводить свое свободное время за компьютером. Игра является способом проведения свободного времени.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. К сожалению, многие игры забыты.

Русские народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к своему народу. Я считаю, что приобретение данных качеств является актуальным для учащихся моего класса.

    1. Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

    2. Тема «Путешествие в страну забытых игр».

    3. Актуальность темы.

Тема поддержания здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.

Многие дети сейчас не стремятся общаться друг с другом. Все увлечены гаджетами. Они переписываются, даже сидя рядом друг с другом. Отмечается то, что дети не интересуются обычными подвижными играми на воздухе. Со временем русские народные игры отошли на второй план. А ведь они играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Игра является школой воспитания личности ребенка. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в тоже время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. В данном виде деятельности формируются моральные качества: ответственность за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешить спорные вопросы. Я считаю, что приобретение данных качеств является актуальным для учащихся моего класса.

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну забытых игр» имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Тема воспитательного мероприятия была запланирована в плане воспитательной работы классного руководителя на 2022-2023 год. Тема актуальна и играет важную роль в формировании активной жизненной позиции и здорового образа жизни школьников. Данная разработка продолжает серию классных часов, мероприятий, которые были проведены с детьми в начальных классах, тем самым сохраняется преемственность.

1.5 Целевая аудитория воспитательного мероприятия.

Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 9-10 летних учащихся 3 класса.

1.6 Цель: Формирование социальной и личностной мотивации учащихся на сохранение, укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с народными подвижными играми.

1.7 Задачи:

 способствовать возрождению традиций и культуры проведения дворовых игр среди детей, развитию творческих способностей детей на примере лучших коллективных игр;

 способствовать развитию культуры общения в детском коллективе через разучивание детских дворовых игр;

 содействовать повышению физической активности обучающихся в целях укрепления их здоровья;

 способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством организации игровой деятельности.

1.8 Планируемые результаты:

сохранение в памяти ребят правил популярных подвижных игр прошлого столетия

укрепление живой связи поколений через познание дворовых игр предков

улучшение состояние здоровья наших детей

1.9 Форма проведения воспитательного мероприятия – игра. Игра-путешествие – это не только педагогическая форма, но и система взаимоотношений, и деятельность. Любая игра - это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков. Игра меняет эмоциональное состояние, пробуждает интерес к чему-либо, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы». В игре ребенок примеривает еще не использованные, не выбранные возможности. Игра является более широким фактором общения, чем речь, поскольку вводит в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Играя с детьми классный, руководитель может не только узнать микроклимат класса, его интересы, проблемы, желания, но и грамотно выстроить воспитательную работу. Данная форма выбрана не случайно: третьеклассники охотно играют, при этом анализируют полученную информацию, обобщают, делают выводы.

1.10 Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Для достижения планируемых результатов применялись технологии:

Здоровьесберегающие технологии.

На мероприятии ярко прослеживается обеспечение социально-психологического благополучия ребенка. Занятие построено с учетом достаточной двигательной активности школьников.

Технология развития критического мышления.

На мероприятии у детей актуализируются имеющиеся знания и формируется личный интерес, определяются цели данной темы. Получая новую информацию, ребенок систематизирует ее. При этом у него формируется собственная позиция. На основе осмысления собственного опыта и полученной информации на занятии обучающийся пытается выразить свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Игровые технологии.

Были использованы игровые приемы и ситуации, выступающие как средство побуждения, стимулирования к деятельности. Игры соответствовали учебно-воспитательной цели и задачам мероприятия. Они были доступны для учащихся данного возраста и уместны на этапах мероприятия.

Технология развивающего обучения.

Развитие личности идет по таким качествам, как целеустремленность, честь и достоинство, самостоятельность и организованность, творчество и оценка. В изучаемом материале ребенок старается проследить причинно-следственные связи и наряду с практическим сознанием и мышлением получить их.

Педагогика сотрудничества.

Мероприятие нацелено на развитие личности ребенка, его внутреннего мира. Оно увлекает воспитанника создает ситуацию успеха и доброжелательности, помогая ребенку реализовать себя в положительной деятельности.

Методы: словесный, наглядный, практический.

1.11 Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.

Мероприятие прошло среди обучающихся 3 класса.

1.12 Материально-технические, информационные ресурсы.

Для проведения мероприятия был использован спортивный инвентарь: мяч, резинка, бита.

Музыкальное оснащение: портативная акустика.

Презентация «Путешествие в страну забытых игр».

2. Основная часть.

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.

Учитель заранее готовит спортивный инвентарь.

Продумывает содержание презентации, по которой дети изучают правила игр.

Подбирает веселую музыку для проведения игр.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия.

Ход мероприятия.

Учитель: Внимание, внимание!
Спешу вам сообщить
Сегодня в путешествие
Хочу вас пригласить!
За морями, за лесами,
Есть огромная страна

Страной «Веселых игр» зовётся она.

Ведущий:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

- Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров...? (ответы детей)

- Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!

Всех встречают скоморохи: (Приложение, фото 2.)

1.Скоморох:

Солнце яркое встает спешит на праздник народ

распахнулись ворота,

Проходите Господа!

2. Скоморох.

Проходите без стесненья! Билетов не надо.

Веселое настроение,

Будет наградой.

Ведущий:

Что такое? Почему честной народ собрался? Что за праздник будет тут, кто бы догадался?

1 Скоморох: (Приложение, фото 1.)

Заходите, ребятишки. Здравствуйте, детишки. Девчонки и мальчишки. Спасибо, что мимо не прошли. К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь. Удобнее располагайтесь!

Ведущий:

Подождите скоморохи.

Нас на праздник пригласили и совсем не пояснили,

что за праздник будет тут. Объясненья гости ждут.

2 Скоморох:

Праздник наш не простой, а народный игровой.

Праздник русских народных игр.

Ведущий. А разве бывает такой праздник?

1.Скоморох: Еще как бывает. В эти народные игры любили играть ещё наши бабушки и дедушки.

Много народных игр на свете. Сегодня и поиграют в них наши дети.

Ведущий.

На спортивную площадку

 Приглашаем мы всех вас!

 Праздник спорта и здоровья

 Начинаем мы сейчас!

2.Скоморох. Собирайся народ, становись в хоровод. Будем весело играть, будет некогда скучать.

Русская народная игра «Штандер». (Приложение, фото 8.)

Правила игры. Водящий становится в центр круга, очерченного на земле. Вокруг него выстраиваются игроки. Водящий высоко подбрасывает мяч вверх несколько раз, когда он произнесет: «Штандер!», игроки разбегаются. После того как водящий поймал мяч, он кричит: «Стой!». Все останавливаются, водящий бросает в любого игрока мяч с тем, чтобы осалить. Осаленный становится водящим, а игра продолжается.

1.Скоморох: Все ребятки-молодцы, поиграли от души.

2. Скоморох: И в былые времена русский народ был веселый, потешный. В

какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость.

Давайте поиграем в русскую народную игру «Лапта». Считалку

считай! Себе команду выбирай! (Приложение, фото 9.)

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «эс».

Русская народная игра «Лапта». (Приложение, фото 5,6.)

Правила игры. На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.

Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.

Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мячом, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.

Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

1 Скоморох: Готовы ваши уши мои потешки слушать?

Грелась кошка у ворот, умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок, подарил ей гребешок,

Причесал им кошку…

Ведущий: Нет, такого не бывает, - это понарошку.

2 Скоморох. В облаках медведь парил, чай с воронами он пил. Вдруг на встречу крокодил, раз – и мишку проглотил,

Проглотил как мошку…

Дети: Нет, такого не бывает, - это понарошку.

1 Скоморох. Утром бабушка Варвара, комара несла с базара,

Видит: около плетня с поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Дети: Нет, такого не бывает, - это понарошку.

2 Скоморох. Любили наши прабабушки и прадедушки, когда были

детьми, играть в игру «Вышибалы» и сейчас дети посоревнуются в

быстроте и ловкости.

Русская народная игра «Вышибалы». ( Приложение, фото 4.)

Правила игры. На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.

Задача вышибал — попасть в игроков мячом. Задача игроков — уворачиваться и ловить «свечки». Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Если мяч сначала ударился о землю, а потом попал в игрока, данный удар не считается результативным («От земли зайца не убьёшь!»). Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются и всё начинается с начала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается.

1.Скоморох: а теперь для всех ребяток, загадаю загадки, знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ!

  1. Носят женщины, старушки, носят малые девчушки- к уголочку уголок сложен красочный (платок).

  2. Не страшны зимой морозы ни большим, ни маленьким, что нам зимушки угрозы - мы обуем (валенки).

  3. Если маленький мороз - не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться, мы наденем (рукавицы).

  1. Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка. За обедом в суп ныряет расписная (ложка).

  2. Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати, у печи оставят (лапти).

  3. Три струны, ее узнай-ка. Ну конечно (балалайка)

  4. Как нужна она в лесу! В ней грибы домой несу,

  5. Полюбуйся на картину - белых целая. (корзина).

  6. Любят девочки-подружки с маком бублики и (сушки).

2.Скоморох: а я, когда был еще маленьким, мы с друзьями любили играть в игру «Путаница». -Хотите поиграть?



Русская народная игра «Путаница».

Правила игры. Играют несколько детей. Выбирается один или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих: «Путаница, путаница, распутай нас!»

Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг), не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили «путаники».

2.Скоморох:

Ой, хорошо играли!

Ведущий: вот такие веселые народные игры. Давайте в них играть и не забывать.

  1. Скоморох:

Дружно с вами мы играли,

И нисколько не скучали,

А теперь пришла пора

Нам проситься детвора.

Без меня вы не скучайте,

А скучно станет – поиграйте. Зовите меня, скомороха Тимошку,

Развеселю я вас немножко!

2.Скоморох:

Всем желаем здоровья, никогда не болеть и заниматься спортом!!!

Итог мероприятия. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу.

Вам понравилось наше путешествие?

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Чтобы быть всегда здоровым,
Нужно бегать и скакать.
Больше спортом заниматься,
И здоровым не скучать.



3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Адресуется учителям, воспитателям ГПД и педагогам дополнительного образования для организации и проведения воспитательных мероприятий.


Приложение.

Фото 1.

Фото 2.




Фото 3. Фото 4.


Фото 5. Фото 6.



Фото 7. Фото 8.



Фото 9.