Методическая разработка внеурочного занятия
регионального заочного конкурса методических разработок
«Мой лучший урок»
Учитель: Чермашенцева Марина Владимировна
Класс: 7-9 класс
Учебный предмет: Физика
Место занятия: Лабораторная работа
Тема занятия: «В мир науки физика с Точкой роста»
Цель: Формирование у учащихся интереса к физике, углубление знаний об основных физических концепциях и их применении в современных технологиях.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- Учащиеся смогут объяснить основные физические законы и концепции (например, закон сохранения энергии, законы Ньютона, основные принципы механики).
- Учащиеся узнают о современных достижениях в физике и их применении в технологии и науке (например, достижения в области космоса, медицины, возобновляемой энергии).
- Учащиеся смогут проводить простые эксперименты, применяя полученные знания на практике, и делать соответствующие выводы.
Метапредметные результаты:
Личностные:
- Формирование устойчивого интереса к изучению физики как науки и желание углубить свои знания в этой области.
- Развитие критического мышления: ученики научатся задавать вопросы, анализировать информацию и аргументировать собственное мнение.
- Осознание значимости науки в современном мире и ее влияние на повседневную жизнь.
Регулятивные:
- Учащиеся смогут планировать и организовывать свою деятельность на занятии, в том числе делясь обязанностями в группе.
- Умение ставить перед собой цели и формулировать задачи на каждом этапе работы (от обсуждения до выполнения экспериментов).
- Способность оценивать свои действия и действия одноклассников, корректировать свою работу по мере необходимости.
Познавательные:
- Учащиеся смогут использовать различные источники информации (книги, интернет-ресурсы, научные статьи) для углубленного изучения тем, связанных с физикой.
- Развитие навыков сбора и анализа экспериментальных данных: запись наблюдений, создание таблиц и графиков.
- Умение превращать теоретические знания в практические навыки через выполнение экспериментов и научных исследований.
Коммуникативные результаты:
- Учащиеся научатся ясно и аргументированно выражать свои мысли в процессе обсуждения и представления проектов.
- Развитие навыков работы в команде: работа в группах, распределение ролей, совместное решение задач, уважение к мнениям и идеям других.
- Умение презентовать свои идеи и результаты экспериментов перед классом, используя наглядные материалы и презентации.
Тип занятия: Закрепление знаний и способов деятельности
Технологии:
- Интерактивные технологии (групповая работа, обсуждения)
- Использование мультимедийной презентации
- Метод проектов
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер и проектор
- Учебник по физике
- Рабочие листы с задачами
- Оборудование «Точки роста»
Описание внеурочного занятия:
Методическое обоснование:
Активные методы обучения: Использование проектного метода, чтобы стимулировать интерес учащихся к физике, позволяет глубже вникнуть в материал, создавая условия для исследования и открытия. Метод проектов позволяет сочетать теорию с практикой, что тоже положительно влияет на усваивание знаний.
Групповая работа: Разделение на группы способствует развитию социальных навыков общения, сотрудничества и взаимопомощи. Это также помогает укрепить умение работать в команде и принимать решения коллективно.
Элементы игры: Введение игровых элементов, делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. Это также активизирует внимание и вовлеченность учащихся.
Интерактивные технологии: Использование мультимедиа-презентаций и интерактивных досок будет способствовать более наглядному объяснению физических явлений, что может помочь учащимся лучше понять и запомнить материал.
Проектные задания: После обсуждения тем, учащиеся должны представить свои проекты, что развивает навыки публичного выступления и презентации, а также позволяет им применить полученные знания на практике.
Организационный этап:
Мероприятие проходит в кабинете физики Центра «Точка роста». Для учащихся 7-9 классов.
Парты сдвинуты так, чтобы за ними могли сесть 3 рабочих группы.
На столах рабочие листы, оборудование (наборы Точки роста), ручки, черновики.
Ход мероприятия:
ЗВУЧИТ песня «До чего дошел прогресс!» первые 20-30 сек, затем затухание и слова учителя
На слайде стихотворение:
Мы рождены учиться и трудиться
Познать себя, стремиться к высоте,
Хотим мы в жизни многого добиться,
Узнать про всё, что происходит на земле!
Все науки познать очень сложно,
А в 21-ый наш атомный век
Без наук нам прожить невозможно,
Ведь без них, как без рук, человек.
Учитель: Добрый день ребята! Добрый день коллеги и гости!
Я рада приветствовать вас на практическом занятии по физике в Образовательном Центре естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
Учитель: Современное образование – это залог успешного будущего подрастающего поколения нашего района, региона и страны в целом. И поэтому я очень рада, что у нас с вами есть возможность погрузиться в мир физики, используя современное оборудование и материалы. Ну что ж, давайте приступим.
Учитель: Ребята, давайте разделимся на 3 рабочие группы.
Разделить учащихся на 3 рабочих группы так, чтобы в каждой группе были учащиеся одного класса (7-9 кл). Учащиеся рассаживаются по группам.
Учитель: Ребята, давайте вспомним технику безопасности при проведении лабораторных работ.
Техника безопасности:
Учитель: А сейчас давайте перенесемся в лабораторию научного исследовательского института «Открытие».
Учитель перевоплощается в директора НИИ (халат и др. атрибутика). Учащимся так же предложено одеть халат или фартук.
Директор НИИ: Коллеги, сегодня к нам в институт поступило три заявки. Рассмотрим их и начнем работать.
Спортивный комплекс «Аквамарин» установил новый бассейн. Нужно определить гидростатическое давление воды, которой наполнен бассейн.
Археологическая экспедиция «Мир» привезла образец вещества, найденного при раскопках. Они просят определить из какого вещества состоит образец?
Руководство Ледового дворца с закрытым катком прислали образцы льда, и просят определить температуру плавления для их ледового покрытия.
У вас на столах лежат рабочие листы с заданием и технологией выполнения. (Приложение 1)
Образцы, с которыми нужно провести эксперимент. Можете приступать. Через 20 минут, жду отчет в своей почте.
Распределить задания по группам. Обучающиеся выполняют задание, вносят полученные данные в заранее подготовленную таблицу (в формате презентации) на ноутбуках. Учитель помогает и контролирует процесс.
Директор НИИ: Отлично, коллеги! Прошу группы обобщить полученные результаты, и сделать вывод.
Директор НИИ: Все отчеты приняты и будут отправлены заказчикам. Благодарю за работу.
Учитель: Ребята, мы с вами выполнили большую практическую и многопрофильную работу по физике. Вы отлично справились. Я уверена, что мы с вами сможем по достоинству оценить эту замечательную возможность современного развития, которая сегодня предоставляется нам Образовательный Центра «Точка роста».
Рефлексия:
Учитель: Я раздам вам по три жетона с разными надписями, выберите тот, который отражает ваше впечатление от занятия и прикрепите его на доску (на магнитах). Спасибо!
Жетоны круглой формы, диаметр 10-15 см, с надписями: «Все понравилось. Было интересно!», «Все понравилось, но было сложно», «Не понравилось, не интересно»
Вывод: благодаря использованию лабораторного оборудования и датчиков центра «Точка роста», можно объяснить зависимость между физическими величинами просто и наглядно.
Всем спасибо за внимание!
Приложение 1
Спортивный комплекс «Аквамарин» установил ещё один новый бассейн. Нужно определить гидростатическое давление воды, которой наполнен бассейн.
Цель работы: экспериментально подтвердить зависимость гидростатического давления от глубины погружения.
Оборудование: трубка для датчика давления, мультидатчик Физика, стакан высокий прозрачный, штатив с креплениями, мерная лента или линейка;
р = g ρ h формула гидростатического давления
где p;- давление жидкости (Па), р;- плотность (кг/м3), h - высота столба жидкости (м).
В работе необходимо подтвердить зависимость давления жидкости от глубины.
Для этого нужно:
Монтаж экспериментальной установки
Соберите экспериментальную установку в соответствии с рис. Закрепите в штативе датчик давления с подсоединенной трубкой. В стакан с водой опустите трубку датчика давления. Параллельно трубке закрепите мерную ленту.
Рис. 1
Запустите приложение.
Подключите к мультидатчику Физика.
Вначале измерений давление не равно нулю из-за давления воздуха. Чтобы показать только пропорциональную зависимость давления от глубины погружения, необходимо установить значение на ноль перед началом измерения, выбрав «Установить на ноль» в приложении.
Параметры измерений
Частота - 1 измерений в минуту.
Длительность - 1000 замеров.
Ход эксперимента
Погрузите трубку на глубину 1 см. Проводите замеры в ручном режиме. Постепенно погружайте зонд в воду сантиметр за сантиметром (1-10 см) и делайте замер для каждой глубины погружения.
Обработка и анализ результатов
Рассмотрите графики. Определите максимальное значение давления. Какой глубине соответствует максимальный показатель?
Какой характер зависимости гидростатического давления от глубины погружения?
Таблица 1
№ п/п | Плотность жидкости ρ, кг/м3 | Высота от конца трубки до поверхности жидкости h, м | Давление по датчику р, Па | Расчетное давление р, Па |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
Расчетное давление:
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Вывод:
Археологическая экспедиция «Мир» привезла образец вещества, найденного при раскопках. Они просят определить из какого вещества состоит образец?
Цель работы: определить удельную теплоемкость исследуемого вещества.
Оборудование: Калориметр, мензурка, стакан лабораторный, цилиндр из металла, вода холодная и горячая, электроплитка для нагревания воды, весы, мультидатчик физика, температурный зонд.
1.Теоретическая часть
Удельная теплоёмкость - скалярная физическая величина, численно равная отношению количества теплоты Q, полученной при нагревании, к массе вещества и изменению его температуры.
Монтаж экспериментальной установки
Соберите экспериментальную установку:
Рис. 2
Закрепите температурный зонд так, чтобы он мог быть погружен в воду, но при этом не касался стенок и дна сосуда.
Подключите датчик температуры мультидатчика Физика.
Запустите приложение.
Параметры измерений
Частота - 10 измерений в секунду.
Число замеров - 1000 замеров.
Ход эксперимента
Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой!
Измерьте массу металлического цилиндра с помощью весов.
Определите объем холодной воды с помощью мензурки.
(Используйте не более 150 мл воды)
Нагрейте воду во внутреннем стакане калориметра.
Опустите в горячую воду цилиндр. Используйте калориметр для уменьшения потерь тепла.
Опустите датчики температуры в горячую и холодную воду.
Начните регистрацию данных.
Осторожно возьмите металлический цилиндр и опустите во внутренний стакан калориметра с холодной водой
Дождитесь, когда наступит тепловое равновесие, т.е. металлический цилиндр остынет, а холодная вода нагреется до общей температуры смеси t смеси.
На графике температуры холодной воды - это состояние соответствует max температуре, т. к. дальнейшее ожидание приведет к уменьшению температуры смеси вследствие ее охлаждения.
Остановите регистрацию. Внесите данные в таблицу
Таблица 2
Масса холодной воды m1, кг | Температура холодной воды t1, °С | Масса цилиндра m1, кг | Начальная температура цилиндра t2, oC | Общая температура воды и цилиндра t, °С |
| | | | |
Обработка и анализ результатов эксперимента
Рассмотрите и проанализируйте полученный график. Определите минимальное и максимальное значение температур воды для каждого графика.
Рассчитайте по формуле удельную теплоемкость вещества
а) Q1 – количество теплоты, которое получила вода при нагревании:
Q1
c1 – удельная теплоемкость воды
б) количество теплоты Q2, отданное металлическим цилиндром при охлаждении:
Q2
с2 – удельная теплоемкость вещества цилиндра, значение которой надо определить.
Зная, что количество теплоты, полученное водой при нагревании, равно количеству теплоты, отданному цилиндром при охлаждении, можно записать:
Q1
Q1 = Q2
Вывод:
Руководство Ледового дворца с закрытым катком прислали образцы льда, и просят определить температуру плавления для их ледового покрытия.
Цель работы: экспериментально доказать постоянство температуры плавления кристаллического вещества, определить температуру плавления льда.
Оборудование:
калориметр; стакан лабораторный термоустойчивый; горячая вода; лед; штатив с креплениями; мультидатчик Физика.
Теоретические основы
С повышением температуры твердых тел возрастает кинетическая энергия их частиц: они начинают колебаться с большей скоростью.
При некоторой температуре, вполне определенной для конкретного вещества, силы притяжения между частицами уже не в состоянии удержать их в узлах кристаллической решетки. Происходит разрушение, распад решетки, и кристалл начинает плавиться, т.е. вещество переходит в жидкое состояние.
В процессе плавления температура кристалла остается постоянной. Эта температура называется температурой плавления. У каждого вещества своя температура плавления.
Монтаж экспериментальной установки
Соберите экспериментальную установку:
Рис. 3
Стакан заполните льдом. Установите стакан над нагревателем.
Погрузите в стакан зонд датчика температуры, чтобы он касался льда.
Соблюдайте меры предосторожности при работе с горячими предметами.
Подключите датчик температуры мультидатчика Физика.
Запустите приложение.
Параметры измерений для работы
Частота - каждую секунду.
Число замеров - 1000 замеров.
Ход эксперимента
Начните нагревание и запустите регистрацию данных.
Наблюдайте за изменением температуры. Зафиксируйте момент начала плавления льда.
Продолжайте нагревание до полного плавления вещества. Зафиксируйте время.
Продолжите процесс нагревания образовавшейся воды.
Таблица 3
Начальная температура льда | Температура плавления льда | Время плавления льда |
| | |
| |
Обработка и анализ результатов эксперимента
Рассмотрите графики. Как изменялась температура?
Найдите на графике точки, соответствующие началу и окончания процесса плавления льда. определите температуру в данных точках.
Определите по графику, сколько длился процесс плавления льда. Какое изменение значения температуры наблюдали при этом?
Что происходит при дальнейшем нагревании?
Сделайте выводы о характере процесса плавления кристаллического вещества.
Вывод:
https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-sravnenie-temperaturi-plavleniya-i-temperaturi-otverdevaniya-kristallicheskogo-tela-2870940.html