СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Занимательная каллиграфия".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие "Занимательная каллиграфия".

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Занимательная каллиграфия".»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Занимательная каллиграфия»

  1. класс



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности ФГОС.

Курс внеурочной деятельности «Занимательная каллиграфия» относится к общеинтеллектуальной направленности и занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обеспечить разностороннее развитие школьников, подготовить мотивированных учащихся к обучению.

Цель курса: развивать кругозор и мышление у учащихся, повышать их интеллектуальный уровнь при изучении истории развития русского алфавита, воспитывать чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитывать патриотизм.


Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • развитие кругозора и мышления у учащихся;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний при изучении истории развития русского алфавита.

Воспитывающие:

  • воспитание чувства уважения к русскому языку, истории нашей Родины;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями.


Формы проведения занятий

• практические занятия по каллиграфии с элементами игры;

• интерактивные экскурсии в музей каллиграфии, библиотеку

В каждом занятии прослеживаются две части:

• игровая

• практическая.


Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология;









Общая характеристика курса

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма. Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы, тренировка мелкой моторики руки, развитие оптического контроля, привитие аккуратности, воспитание усидчивости.

Каллиграфия так же применима, как арт-терапия, компенсирующий механизм воспитания детей, помогающий ребёнку снять нервное напряжение, обрести уверенность в себе и по-новому, через внутреннюю упорядоченность, вдохновиться на решение жизненных задач.

Научившись выводить красивые буквы, человек получает эстетическое удовольствие, а школьники перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Влияние каллиграфии сказывается не только в изменении отношения к процедуре письма. Каллиграфия незаметно помогает человеку научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей. В процессе письма активно развивается мелкая моторика, во время каллиграфических упражнений активизируются те зоны головного мозга, которые «спят» во время работы на клавиатуре компьютера или при письме шариковой ручкой, активно работает и развивается механизм анализа причинно-следственных связей, трёхмерное видение.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что данная программа актуальна, так как в Российской Федерации, наряду с интеллектуальным развитием, уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников, их психоэмоциональному здоровью, становлению национального самосознания и патриотизма, формированию гражданской идентичности.

Программа разработана для внеурочных занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.



Место курса в учебном плане

Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательная каллиграфия» рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), что совпадает с количеством часов, отведенных в плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 62 им Е.И. Игнатенко.



Планируемые результаты


Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

• интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;

• интерес к изучению старославянского языка;

• познавательный интерес к новым способам письма;

• адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

• эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

• чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию собственного письма;

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;

• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

• выраженной познавательной мотивации;

• устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

• планировать свои действия;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

• самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся смогут:

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

• владеть монологической и диалогической формой речи;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• использованию методов и приёмов каллиграфической-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

• познакомиться с историей появления и развития русского письма, книжными традициями;

• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для каллиграфического творчества, письма;

• познакомиться с приёмами создания орнамента, написания старославянских букв, буквицы-инициала, розетки, орнаментальной плетенки;

• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

• совершенствовать навыки каллиграфической деятельности в коллективе;

• достичь оптимального для каждого уровня развития;



Содержание курса

Введение. Каллиграфия как наука. Как научиться писать красиво.

Разнообразные виды штриховки

Элементы письма. Составление опорной схемы. Игра –соревнование.

Приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения).

Приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу). «Туфелька-балеринка» в буквах. Приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке. Приемы сопоставления букв по ширине – соблюдение одинаковой широты букв на строке. Письмо букв между линиями строки и на линии. Приемы правильного наклонения письма.

Межбуквенный интервал. Развиваем внимание и память, логическое мышление, восприятие. Гигиена письма. Развитие речи. Игра-соревнование Письмо по кальке с последующим анализом. Учимся ориентироваться в тексте. Игра-конкурс Анаграммы. Викторина.

Безотрывное письмо слогов и слов. Как это сложно, как это просто. Ребусы. Шарады. Почерк отражает характер человека. Кроссворды. Контроль знаний. Тестирование.

Анализ конфигурации букв. Аналитико-синтетические упражнения.

Вырабатываем скорость письма. Итоговое занятие. Исследуем. Анализируем. Подводим итоги





Тематическое планирование

Штриховка

8

Письмо букв, слов, текстов по образцам

20

Самостоятельное письмо

( списывание, письмо под диктовку)

5


















Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема

Сроки проведения

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

02.09

09.09

2

  планировать свои действия;

•        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

•        самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

•        высказываться в устной и письменной форме;

•        анализировать объекты, выделять главное;

•        осуществлять синтез (целое из частей);

•        проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения об объекте.

•        планировать свои действия;   

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль

2

Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания

16.09

23.09

2

3

По грибы по ягоды

30.09

1

4

Юный строитель (вертикальная штриховка)

07.10

1

5

Забавные мордашки

14.10

1

6

С Аладдином за волшебной лампой

21.10

1

7

Сказочный город (все виды штриховок и обводок)

11.11

1

8

Делай как я

18.11

1

9

Узоры на стекле

25.11

1

10

В гостях у Винни-Пуха и Пятачка

01.12

1

11

Зимние забавы

09.12

1

12

Умелые ручки

16.12

1

13

В гостях у Айболита

23.12

1

14

Ледяной город

13.01

1

15

Незнайка в Солнечном городе

20.01

1

16

А что у Вас?

27.01

03.02

2

17

Храбрый заяц

10.02

1

18

Волшебный клубочек

17.02

1

19

Веселый жук

24.02

1

20

Мы ученики

03.03

1

21

Точка, точка, запятая

10.03

1

22

Путешествие в город мастеров

17.03

1

23

Эти странные буквы

31.03

1

24

Забавные мордашки

07.04

1

25

Весёлая азбука

14.04

1

26

Упражнение в письме под диктовку

21.04

1

27

Списывание с письменного текста.

28.04

05.05

2

28

Письмо под диктовку.

12.05

1

29

Ай, да мы, молодцы!

19.05

1

Защита проектов.





Итого: 33 часа.










Материально-техническое обеспечение программы


  • Альбомы или листы для рисования

Тетради в косую линейку

  • Линейки-трафареты

  • картинки-иллюстрации

  • Доска

  • Цветные мелки и карандаши

  • Компьютер и мультимедийный проектор

  • Мультимедийные презентации (буквы и их соединения)





Литература.


  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

  • Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.

  • Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014.

  • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.

  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

  • Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.

  • Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.

  • Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.

  • Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2001 г.

  • Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2002 г.

  • Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.

  • Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.

  • Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Письмо для малышей. Изд. центр “Март” 2005 г.

  • Сайт Образовательный портал «Слово»

http://portal-slovo.ru


  • Сайт Уроки каллиграфии

http://kalligrafinia.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!