Литвинюк Юлия Валерьевна
МБОУ «СОШ № 31»
г. Ангарск
Внеурочной деятельности с детьми
по технике рисования «Пластилинография»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывает свои интересы и увлечения, свое «я», раскрывается как личность.
В данной статье делюсь опытом работы по внеурочной деятельности с детьми по технике рисования «Пластилинография».
Ключевые слова: пластилинография, пластилин, лепка, сюжетные картины, художественный вкус, фантазия, творчество, развитие личности, развитие мелкой моторики.
Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание не только детей, но и взрослых.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел и «графия» - создавать, изображать. Техника рисования «Пластилинография» заключается в рисовании пластилином на картоне. Принцип, который заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Фон и персонажи изображаются с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.
Основным материалом является пластилин, а основным инструментом в «Пластилинографии» являются руки ребенка. Данная техника вносит определенную новизну в творчество детей, делает её более увлекательной и интересной, развивает мелкую моторику рук.
Основными целями и задачами обучения учащихся данной технике рисования «Пластилинография» являются: 1). формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; 2). освоение новых приёмов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин; 3). обучение умению ориентироваться на листе бумаги; 4). развитие эмоций и фантазии; 5). развитие пространственного мышления и творческих способностей; 6). воспитание у детей художественного вкуса; 7). развитие моторики пальцев рук детей.
Рекомендации по организации работы в технике рисования «Пластилинография: 1). чтобы не допустить деформации картины, в качестве основы следует использовать плотный картон; 2). предотвратить появление на картоне жирных пятен можно, если приклеить с противоположной стороны скотч; 3). устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если удалите пластилин стеком; 4). чтобы продлить «жизнь» картине из пластилина необходимо покрыть её бесцветным лаком для ногтей, поместить в рамку под стекло.
Материалы для создания пластилиновой картины: 1). картон с контурным рисунком, покрытый скотчем; 2). набор пластилина; 3). стеки; 4). доска для лепки; 5). лак для ногтей; 6). рамка.
Дети научатся нетрадиционным техникам работы с пластилином: 1). размазыванию; 2). катанию шариков; 3). выкладыванию картинки пластилиновыми шариками; 4). выкладыванию картинки полосками пластилина; 5). рисованию по контуру; 6). размазыванию с объёмным эффектом.
Существует несколько видов пластилинографии:
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Такой рисунок лучше заполнять более мягким пластилином, таким как восковой. Аппликацию в данной технике надо выполнять на плотном картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками. | |
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности. Данный вид используется на стекле. Стекло можно заменить на оргстекло. Рисунок наносится маркером, а потом наносится пластилин. Наносить можно при помощи рук или стека. Тщательно размазывая по стеклу так, чтобы слой пластилина был тонкий. | |
Модульная пластилинография - изображение лепной картины с использованием различных элементов валиков, шариков, дисков. Такая техника является сложной, потому что ребенку необходимо овладеть всеми приемами лепки. Сначала мы переносим рисунок на поверхность и начинаем заполнять каждый элемент рисунка пластилином соответствующего цвета. Это можно сделать целыми деталями или жгутиками. | |
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Самое главное подбирать красивые цвета и аккуратно заполнить рисунок, не выходя за контуры. | |
Контурная пластилинография - изображение рисунка при помощи жгутов. Данная техника требует от ребенка усидчивости и кропотливой работы. Пространство рисунка заполняем жгутиками. | |
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. С помощью такой техники можно выполнить очень яркий и красивы сюжет. Такая техника подойдет для изображения пейзажа, когда один слой закрывается другим. Бывает что в картине есть такие элементы, которые сложно вылепить, для того чтобы их выполнить на отдельной бумаге наносят тонкий слой пластилина, вырезают с помощью ножниц и наклеивают на картину. | |
Моей первой ученицей была моя дочь Мария. Почему спросите Вы? Ответ прост: я росла вместе с ней и хотела быть полезной, нужной, интересной для неё. Занялась поиском чего-то нового, интересного, как для ребёнка, так и для себя.
Лепка всегда привлекает малышей, а «Пластилинография» интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой технологией, развивает свои творческие способности и мелкую моторику рук.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приёма.
Мария успешно освоила все виды пластилинографии.
Со своими работами участвовала и участвует в различных конкурсах, выставках. Занимает призовые места, получает благодарности.
Я хочу поделиться своим опытом работы по внеурочной деятельности через мастер-класс в технике рисования «Пластилинография».
Практическая часть. Мастер-класс в технике рисования «Пластилинография». Работа: «Ваза с цветами».
Для начала работы необходимо найти контурный рисунок. Рисунок можно распечатать или нарисовать самим. При работе с пластилином следует использовать как основу плотный картон. Это необходимо для того, чтобы не происходило деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания. | |
Чтобы избежать масляных пятен, проклейте скотчем с изнаночной стороны. | |
В работе, особенно сложных рисунков потребуются стеки с разнообразными кончиками. | |
Подберите подходящую на ваш взгляд цветовую гамму для вашей работы. | |
Твёрдый пластилин необходимо размять. Возьмите маленький кусочек пластилина и начните этот кусочек разминать. Далее прикладываем к поверхности и начитаем легкими движениями растирать по поверхности, тем самым заполняя весь фон данного рисунка. Если пластилин зашёл за контур можно воспользоваться стеком и подтереть контур. | |
Сделали заготовку. Теперь работу предлагаю начать с листьев. Для этого я взяла несколько цветов зелёного пластилина, чтобы придать листьям оттенок, необходимо перемешать несколько цветов. |
Теперь займёмся цветками. Для контура катаем «жгутики». Их можно выполнить на ладони или на поверхности. Выкладываем по контуру цветов, придавливая и размазывая. Для оттенка можно перемешать цвета. Например: красный и белый. |
Теперь на каждом лепестке делаем небольшие отрезки (желобки) стеком от центра до середины лепестка. | |
Из пластилина жёлтого цвета катаем небольшой шарик, этот шарик прикладываем к центру цветка и надавливаем. Берём «палочку» и легким нажатием делаем небольшие «вмятинки» на сердцевине цветка. | |
Далее займёмся вазой. При выполнении также можно взять несколько цветов коричневого цвета и перемешать их. Далее прикладываем к поверхности и начитаем легкими движениями растирать по поверхности, тем самым заполняя весь фон. Если пластилин зашёл за контур можно воспользоватьсястеком и подтереть контур. Для контура мы катаем «жгутики». Их можно выполнить на ладони или на поверхности. Выкладываем по контуру, придавливая. Катаем шарики и тоже прикладываем к нужному месту по рисунку и придавливаем. | |
По окончании своей работы картину можно покрыть лаком. | |
Просушить картину. Поместить в рамку. Это делается для того, чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности. | |
Мастер-класс сопровождает ВИДЕО-ИНСТРУКЦИЯ.
Я провела несколько мастер-классов и после первого занятия поняла, что не ошиблась с выбором техники рисования «Пластилинография». Дети увлечённо работали, им нравилось, что всё всегда получается. Детей подкупает то, что пластилином можно рисовать, а не только лепить.
Сам процесс лепки помогает учащимся выразить свои эмоции, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев. Ребёнок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.
Планируется отслеживать и оценивать результаты данных мастер-классов через организацию персональных и коллективных выставок, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, созданию портфолио, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, посещение музеев.
На мой взгляд, выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятия. Поэтому в конце занятия проводится выставка работ с целью обсуждения: Что получилось? На каком этапе было сложно? И так далее…