Эффективное использование дидактического потенциала внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Литература».
Самостоятельная работа по дисциплине «Литература» может включать в себя различные виды деятельности. Это создание сообщений, конспекты, рефераты литературно-критических статей, разработка проектов. Данные формы предусмотрены примерной программой по дисциплине. Реферирование и конспектирование являются одной из эффективных форм организации внеаудиторной самостоятельной работы. Эти виды работ обеспечивают формирование знаний, умений и навыков по дисциплине и формируют общеучебные компетенций. Однако преподавателю нужно учитывать направленность обучения, степень подготовленности студентов к определенным видам работ. Группам с технической направленностью, скорее всего, реферирование может оказаться довольно сложной задачей. Чтобы избежать формального подхода, преподаватель должен проследить, может ли подобное задание быть обязательной работой для всех обучающихся? В любом случае, на мой взгляд, обучающимся следует предложить алгоритм выполнения работы.
Рассмотрим несколько примеров.
1. Конспект статьи Н. Добролюбова
«Луч света в темном царстве».
1. Ознакомиться с информацией об авторе (биография, идейно – эстетические взгляды). Эти сведения помогут оценить содержание статьи.
2. Прочитать статью, устно сформулировать позицию автора (ознакомительное чтение).
3. Прочитать статью второй раз (изучающее чтение).
4. Составить развернутый план;
5. Приступить к компрессии (сжатию) информации.
6. Раскрыть содержание каждого пункта плана.
Сильным студентам можно предложить сохранить особенности авторского стиля.
2. Реферат
1. Определить тему и проблему статьи, представить ее общую характеристику (статья представляет собой обобщение, изложение, описание, анализ, обзор и т.д.);
2. Охарактеризовать композицию статьи (выделить микротемы);
3. Дать описание основного содержания статьи;
4. Представить выводы автора;
5. Сформулировать выводы референта.
Выводы референта являются интерпретацией авторской позиции. Их можно представить в виде тезисов (впоследствии обучающийся может принять участие в дебатах, опираясь на эти тезисы). Можно предложить студентам использовать тезисы в самостоятельном речевом произведении, например эссе или устном информационном сообщении.
3. Эссе.
Эссе, так же как и сочинение, является одним из учебных жанров, развивающих коммуникативные способности и навыки самостоятельного творческого мышления обучающихся. Эссе (опыт) – это сочинение небольшого объема (обычно предлагают объём 150 слов). Текст имеет определенную структуру, подчеркнуто субъективно трактующий частную тему и представляющий индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.
Эссе характеризуется следующими признаками:
наличие конкретной темы или вопроса, произведение, посвященное широкому кругу проблем, не может быть выполнено в жанре эссе;
отражает индивидуальные соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на исчерпывающую трактовку предмета;
может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер;
автор должен сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать текст эссе общеизвестными деталями;
эссе не может содержать много идей, мыслей, оно отражает только один взгляд на проблему;
каждая мысль подкрепляется доказательствами (аргументами); лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным;
вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении ─ резюмируется мнение автора);
эссе присуща свободная композиция, текст эссе может строиться вопреки законам логики, подчиняясь произвольным ассоциациям; вместе с тем при написании эссе также необходимо выделение абзацев, красных строк, установление связи абзацев: так достигается целостность работы;
эссе не требует обязательных выводов в конце, они могут быть включены в основной текст;
эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность; данный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания ─ тире, в целом стиль отражает особенности личности автора;
автору эссе важно установить доверительный тон общения с читателем, и хотя эссе и ориентируется на разговорную речь, нужно избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона.
Работа в жанре эссе формирует следующие коммуникативные навыки:
чёткого и грамотного формулирования мысли;
структурирования информации;
установления причинно-следственных связей между явлениями, событиями;
аргументирования выдвинутых тезисов;
подбора примеров.
Можно предложить студентам следовать определенному плану:
1. Тема;
2. Оценка темы (степень актуальности);
3. Позиция автора;
4. Моя позиция;
5 – 6. Аргументы из литературных произведений или из личного опыта;
7. Вывод или обобщение.
Определения тематики и форм самостоятельных работ
обучающихся по дисциплине «Литература» с учетом профиля.
Как показывает практика, при разработке учебно-программной документации выделение профильных дидактических единиц по дисциплине «Литература» вызывает у преподавателей серьезные проблемы. В ряде случаев наблюдается неоправданное сужение понятия «профильность». Безусловно, нельзя допустить, чтобы весь пафос творчества писателя был сведен к предметно-бытовому аспекту его произведений, а содержание духовных исканий осталось неизвестно обучающимся. Но вместе с тем, тема профессии, сферы будущей профессиональной деятельности должна возникать на уроке настолько часто, насколько это возможно.
Внимание обучающихся по профессиям и специальностям технического и естественнонаучного профилей полезно привлечь к вопросам философской картины мира и особенностям их отражения в произведениях русских писателей и поэтов.
Важно подчеркнуть, что самостоятельная работа обучающихся по литературе обязательно должна основываться на чтении и анализе текстов художественных произведений. Для повышения эффективности анализа преподавателю следует разработать систему вопросов, направленных на выявление идейно-художественных особенностей произведения (комплексный анализ фрагмента текста). Однако, ограничившись этапом анализа, преподаватель не сможет до конца реализовать дидактический потенциал внеаудиторной самостоятельной работы. Результатом самостоятельной работы обязательно должна стать интерпретационная деятельность, выраженная в конкретном продукте (в литературе это законченное речевое произведение).
Содержание комплексного анализа текста драмы А.Н. Островского
«Гроза».(отрывок произведения на партах студентов).
Определите особенности речи персонажей.
Проследите, как с помощью речевых характеристик автор раскрывает характеры героев.
Приведите цитаты, которые помогают в создании образов персонажей.
Определите, какими лексическими средствами пользуется автор, как они способствуют раскрытию авторской идеи.
Охарактеризуйте синтаксис цитат, например Дикого, Кулигина или Бориса.
Определите, какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для построения образов.
Сравните мнение Н. Добролюбова и А. Григорьева о характерах персонажей в драме «Гроза» и дайте обоснованный ответ на проблемный вопрос занятия.
При изучении литературы XX века важно привлечь внимание обучающихся к философско-мировоззренческим изменениям, связанным с открытиями в физике и естествознании на рубеже XIX и XX веков. Сообщение обучающегося о новых тенденциях развития европейской и русской литературы и искусства, в том числе модернизма, может стать удачной иллюстрацией тезиса о диалектическом единстве естественнонаучной и гуманитарной мысли. Поэты-футуристы привнесли в русскую литературу тему урбанизации, взаимоотношений человека и техники. Футуристы приветствовали технический прогресс, это связано с их антропологической концепцией, устремленностью в будущее. Интересными могут быть исследовательские проекты обучающихся, проводящие параллели между идейно-художественными исканиями поэтов-футуристов и художников-кубистов и супрематистов, а также архитекторов-конструктивистов.
Приведу пример из личного опыта.
Подготовка к уроку по теме «Серебряный век Русской поэзии». Тема объемная, время на изучение темы ограничено.
Задача – за минимально короткое время дать представление об эпохе рубежа ХIХ – ХХ веков. Без подготовки подобное занятие провести невозможно. Учитывая особенности мышления студентов (клиповое) предлагаю тему для внеаудиторной самостоятельной работу: показать особенности исторического момента рубежа ХIХ – ХХ веков. Предлагаю использовать любые формы. Студенты выбирают презентацию. Итог - работа группы студентов. Презентация, состоящая из кадров хроники, работ художников рубежа веков. Все сопровождает музыка Прокофьева (отрывок из балета «Ромео и Джульетта»). Яркий, эмоциональный клип, не только дающий представление, но и заставляющий эмоционально переживать события рубежа веков
(демонстрация клипа).
При вычленении профильных дидактических единиц преподавателю необходимо помнить, что в широком смысле целью изучения общеобразовательных дисциплин, и особенно литературы, является формирование мировоззрения и личностных качеств будущего специалиста.
Независимо от профиля получаемого образования уроки литературы позволяют формировать у обучающихся понимание социальной значимости будущей профессиональной и шире любой творческой конструктивной деятельности (ОК 1), а также способность организовывать творческую деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), осуществлять поиск необходимой информации и использование ее для достижения поставленных целей (ОК 3), использовать информационно-коммуникационные технологии, принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 4). Очевидно, что литература как учебная дисциплина в значительной мере позволяет сформировать все названные качества личности. Но для этого необходимо, чтобы процесс литературного образования базировался на принципах коммуникативно-деятельностного подхода, таких как:
освоение «языка» художественной литературы во всем его многообразии; понимание закономерностей взаимосвязи литературы с жизнью;
развитие потенциальных коммуникативно-эстетических способностей студентов через активизацию их речи (устной и письменной), творческого мышления и воображения, а также в процессе исследовательской и творческой рефлексии;
воспитание у читателя культуры понимания, т.е. ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам и к ценностным позициям других читателей;
способности к развитию собственного эстетического вкуса; умения самостоятельно постигать и оценивать смыслы не только известных классических текстов, но и произведений современной литературы.
Достижение этих целей возможно лишь в том случае, если основным видом деятельности на занятиях по литературе станет работа с текстом. М.М. Бахтин называл текст «эпицентром дидактического интереса на уроке», при этом подчеркивая, что самым важным является не некое мнение, «истина о тексте», но сам текст как совокупность факторов художественного впечатления».
Поэтому роль самостоятельной работы, в том числе и внеаудиторной, основанной на чтении, анализе и интерпретации текстов художественных произведений, должна значительно возрасти.
Технологическая карта учебного занятия по литературе
как средство подготовки студентов к выполнению заданий
внеаудиторной самостоятельной работы
Выше были продемонстрированы примеры использования результатов внеаудиторной самостоятельной работы на учебных занятиях. Однако для того чтобы внеаудиторная аналитическая деятельность студентов была по-настоящему эффективной, необходима ее рациональная подготовка. В некоторых случаях внеаудиторная самостоятельная работа может стать продолжением того, чем студенты занимались на занятии. Например, на занятии проводился анализ текста, а внеаудиторная самостоятельная работа посвящена его интерпретации написанию эссе. В подобных случаях важная роль отводится технологической карте.
Рассмотрим методику использования технологической карты на занятии, посвященном изучению поэзии ХХ века.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Дисциплина / группа | «Литература» Группа 1 Р2 |
Тема занятия | Поэзия начала ХХ века.Символизм, его истоки. В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый. Серебряный век русской поэзии. |
Ф.И.О. преподавателя | Трубанова Екатерина Александровна |
Цель занятия | Формировать коммуникативную компетенцию на материале темы Поэзия ХХ века. Познакомить с личностями и трагическими судьбами поэтов начала ХХ века. Дать представление об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века. |
Задачи занятия | обучающие | развивающие | воспитательные |
| на основе повторения ранее изученного материала систематизировать знания о поэтах и поэзии начала ХХ века; знать особенности литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. | формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение; формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником; развитие зрительной памяти; восприятия поэтической речи на слух; | воспитание умения контролировать свою деятельность и оценивать её; воспитание познавательной активности, культуры общения; продолжить работу по формированию навыков грамотной устной речи. |
Аппаратное и программное обеспечение | Аппаратное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, локальная сеть, выход в Internet; Программное обеспечение: MSPower Point, MSWord |
Методическое описание ЦОР | Обучающие, демонстрационные, моделирующие |
Тип занятия | Комбинированный урок. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1 | Организационный момент |
Цель | Сообщение темы урока, постановка цели урока, сообщение об этапах урока |
Длительность этапа | 4 мин |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная |
Функции преподавателя на данном этапе | Организатор, координатор |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация слайда, содержащего цель и задачи занятия, выполненного в среде MSWord |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2 | Проверка домашнего задания |
Цель | Выяснить степень усвоения ранее изученного материала |
Длительность этапа | 8 мин |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная, индивидуальная |
Функции преподавателя на данном этапе | Организатор, аналитик, эксперт |
Основные виды деятельности преподавателя | Анализ типичных ошибок |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация слайдов, содержащих вопросы по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3 | Актуализация знаний |
Цель | Подготовка к восприятию нового учебного материала (вспомнить основные события, произошедшие в России на рубеже веков.) |
Длительность этапа | 15 мин |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах |
Функции преподавателя на данном этапе | Организатор, координатор, эксперт |
Основные виды деятельности преподавателя | Организация фронтального и индивидуального опросов, комментирование ответов, координирование самостоятельной работы обучающихся |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация слайдов с учебным заданием |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 4 | Изучение нового материала |
Цель | Познакомить с личностями и трагическими судьбами поэтов начала ХХ века. Дать представление об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века. (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый). |
Длительность этапа | 25 мин |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная, индивидуальная |
Функции преподавателя на данном этапе | Лектор, организатор беседы, демонстратор, аналитик |
Основные виды деятельности преподавателя | Подача нового материала, демонстрация презентации |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация презентации «Поэзия Серебряного века в современной музыке» (*.ppt, 1 МБ) |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 5 | Закрепление и систематизация полученных знаний |
Цель | Закрепить полученные знания, сформировать умение самостоятельно анализировать стихотворения поэтов Серебряного века. |
Длительность этапа | 30 мин |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная, работа в малых группах |
Функции преподавателя на данном этапе | Координатор рассуждений студентов, организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся |
Основные виды деятельности преподавателя | Инструктаж по выполнению задания, координирование рассуждений обучающихся |
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 6 | Рефлексия |
Цель | Оценка результатов занятия. Подведение итогов |
Длительность этапа | 8 мин |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная, индивидуальная |
Функции преподавателя на данном этапе | Организатор, эксперт |
Основные виды деятельности преподавателя | Организация фронтальной беседы, инструктаж по домашнему заданию, оценка результатов занятия |
Технологическая карта студента.
Учебный элемент, время | Учебный материал с указанием задания | Рекомендации по выполнению |
УЭ-1 (4 мин) | 1.Познакомить с личностями и трагическими судьбами поэтов начала ХХ века. 2.Дать представление об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. 3. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века. Обучающие задачи: на основе повторения ранее изученного материала систематизировать знания о поэтах и поэзии начала ХХ века; знать особенности литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. Развивающие задачи: формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение; формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником; развитие зрительной памяти; восприятия поэтической речи на слух; Воспитательные задачи: воспитание умения контролировать свою деятельность и оценивать её; воспитание познавательной активности, культуры общения; продолжить работу по формированию навыков грамотной устной речи. | Внимательно прочитайте цели занятия |
УЭ-2 (8 мин) | Проверка домашнего задания Цель: выяснить степень усвоения ранее изученного материала Определите жанр произведения и укажите его признаки. Охарактеризуйте Веру Шеину, опираясь на текст произведения. Кто из героев произведения отражает позицию автора? Почему произведение называется «Гранатовый браслет»? Какие художественные приёмы использует автор для создания психологизма? Сформулируйте основной конфликт произведения. Дайте краткую характеристику главным героям произведения. | |
УЭ-3 (15мин) | Актуализация знаний Цель: проследить изменения в литературе, связать с основными событиями, произошедшими в России на рубеже веков и в первые десятилетия ХХ века. Перед вами слайды, содержащие вопросы о событиях, повлиявших на складывание литературы рубежа ХIХ-ХХ веков и первые десятилетия в России. За каждый правильный ответ начислите себе балл.
1. | Состояние философии к концу ХIХ века. Записать фамилии людей, чьи взгляды повлияли на формирование философских течений | 1. | | 2. | С каким направлением связано понятие Вечной Женственности у Владимира Соловьёва? | 2. | | 3. | Родина символизма. | 3. | | 4. | Какие политические события повлияли на литературу начала ХХ века? | 4. | | 5. | Какие изменения в промышленности повлияли на жизнь народа и, как следствие, на его мировоззрение? | 5. | | 6. | Начало Русско-японской войны. | 6. | | 7. | Начало Первой мировой войны. | 7. | | 8. | Начало Гражданской войны | 8. | | 9. | Начало Октябрьской революции. | 9. | | | | | | | Работайте самостоятельно. Запишите верные ответы в бланк. Выполните взаимопроверку, сверяясь с ключами. Заполните оценочный лист. |
| КЛЮЧИ | |
| 1. | Состояние философии к концу ХIХ века. Записать фамилии людей, чьи взгляды повлияли на формирование философских течений | 1. | Фёдор Сологуб, композитор Скрябин, Фёдор Достоевский, Владимир Соловьёв. | 2. | С каким направлением связано понятие Вечной Женственности у Владимира Соловьёва? | 2. | Романтизм; | 3. | Родина символизма. | 3. | Франция. | 4. | Какие политические события повлияли на литературу начала ХХ века? | 4. | Революция 1905 года, Русско-японская война, Гражданская война, Социалистическая революция. | 5. | Какие изменения в промышленности и НТП повлияли на жизнь народа и, как следствие, на его мировоззрение? | 5. | Строительство железных дорог изменило представление о времени и пространстве, изменился темп и ритм жизни. | 6. | Начало Русско-японской войны. | 6. | 1904 год. | 7. | Начало Первой мировой войны. | 7. | 1914 год | 8. | Начало Гражданской войны | 8. | 1914 год | 9. | Начало Октябрьской революции. | 9. | 1917 год. | | |
Ф.И.О ______________________________________________________________ Группа_1Р2_____________ Специальность: 190631 № п/п | Вопросы | Ответы | Кол-во баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 1. | Состояние философии к концу ХIХ века. Записать фамилии людей, чьи взгляды повлияли на формирование философских течений | | | 2. | С каким направлением связано понятие Вечной Женственности у Владимира Соловьёва? | | | 3. | Родина символизма. | | | 4. | Какие политические события повлияли на литературу начала ХХ века? | | | 5. | Какие изменения в промышленности и НТП повлияли на жизнь народа и, как следствие, на его мировоззрение? | | | | | | | 6. | Начало Русско-японской войны. | | | 7. | Начало Первой мировой войны. | | | 8. | Начало Гражданской войны | | | 9. | Начало Октябрьской революции. | | | | Всего баллов | | | |
УЭ-4 (25 мин) | Изучение материала Цель: Познакомить с личностями и трагическими судьбами поэтов начала ХХ века. Дать представление об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века. (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый). Демонстрация презентации «Поэзия Серебряного века в современной музыке» (*.ppt, 1 МБ). | Внимательно слушайте объяснения преподавателя. Делайте записи в тетради. |
УЭ-5 (30 мин) | Закрепление и систематизация полученных знаний Цель: закрепить полученные знания, сформировать умение применять способы проверки гласных 1) анализ стихотворения В. Брюсова (отсутствие ошибок-3 балла; 1-2 ошибки -2балла, более -1балл); 2) анализ стихотворения К. Бальмонта (отсутствие ошибок-3 балла; 1-2 ошибки -2балла, более -1балл) 3) анализ стихотворения А. Белого (отсутствие ошибок-3 балла; 1-2 ошибки -2балла, более -1балл) 4) дополнительное задание а) карточка №1 (3 балла) б) карточка №2 (3 балла) | Приступайте к самостоятельному решению заданий Русский язык А.И, Власенков, п.14. Работайте в группах. Выполнив каждое задание, сравните ответы с ответами товарищей по группе. Если испытываете трудности при проверке – обратитесь к преподавателю. Проверьте правильность выполненных заданий у преподавателя и оцените |
УЭ-6 (8 мин) | Рефлексия Цель: Оценка результатов занятия. Подведение итогов. 1. Подведите итоги вашей работы, суммируя полученные баллы. 2. Выучить наизусть стихотворение поэта Серебряного века по выбору. Знать биографию поэтов и особенности творчества. | 1) Заполните оценочный лист и подведите итоги работы. 2) Запишите домашнее задание. Внимательно прослушайте инструктаж преподавателя по выполнению домашнего задания |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О. __________________________________________________________
Группа _1Р1___________Специальность 1190631
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ | СПОСОБ ОЦЕНКИ | КОЛ-ВО БАЛЛОВ |
УЭ-1(вводный тест) | взаимопроверка, преподаватель | |
УЭ-5 (самостоятельное выполнение тренировочных упражнений) | самооценка, преподаватель | |
| | Всего баллов: |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» - более 21 балла; «4» - от 16 до 21 баллов; «3» - от 11 до 16 баллов.
Заключение.
Настоящие рекомендации призваны обозначить возможные методические подходы к организации внеаудиторной самостоятельной работы, раскрыть ее образовательный потенциал, продемонстрировать комплексный характер. Прежде всего, при разработке собственных методических рекомендаций преподавателю необходимо учитывать, что задания для самостоятельной работы должны, наряду со знаниями, умениями и навыками по дисциплине, формировать общие компетенции, перечисленные в ФГОС, а также общеучебные компетенции (самоорганизации, самообучения, информационную и коммуникативную компетенции). Кроме того, содержание материала, выносимого на внеаудиторную самостоятельную работу, должно иметь профильный характер и осваиваться на продуктивном уровне.
Критерии оценивания работ учащихся.
1.Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли, если проект групповой.
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.
5. Степень осмысления использованной информации.
6. Уровень сложности и степень овладения исследовательскими методиками.
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности.
10.Владение рефлексией.
11. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Список использованной литературы
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») ─ М., 2011
Примерная программа учебной дисциплины Литература. ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008
Примерная программа учебной дисциплины Русский язык. ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 035002 Издательское дело. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 80
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 031601Реклама. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2010 г. № 707
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 260807 Технология продукции общественного питания. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2010 г. № 675
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г.
№ 555
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник.─ «Академия», М., 2009
Литература. Учебник. Под редакцией Г.А.Обернихиной ─ «Академия», М., 2009
Бахтин М.М. Язык в художественной литературе. Собр соч.: в 7 т.─ М., 1997.─ Т.5
Саенко О.Е. Организация и содержание методической работы в колледже. Настольная книга заместителя директора, методиста, преподавателя. - М., 2008
. Использованы материалы методических разработок Деевой О.А. по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Литература».
5